Жизнь 9:46 / 17.2.2015 10427

Журналист в роли школьника: Я впервые увидела, как швыряют Iphone

Журналист в роли школьника: Я впервые увидела, как швыряют Iphone
Текст: Анна ПОСТНИКОВА

YAKUTIA.INFO. Наши хорошие друзья и коллеги из редакции "Умный город" (IGorod) опубликовали интересное расследование в одной из школ города Якутска. Приглашаем ознакомится, авторская стилистика сохранена, верстка максимально приближена к оригиналу.

Какие они – сегодняшние школьники? Честно ответить на этот вопрос, пожалуй, не сможет никто: родители не видят всю картину изнутри, а учителя имеют свое видение на этот счет.

Пока специалисты Управления образования проводят собрания в залах мэрии, где стараются понять проблемы детской жестокости, корреспондент «Умного Города» решила внедриться в школьную среду под видом школьника и узнать, какие они — сегодняшние подростки? Ни один школьник не позволит взрослому проникнуть в его мир, скрытый от посторонних глаз. Корреспондент Анна Постникова провела несколько дней в одной из столичных школ города под видом 15-летнего подростка.

Забегая вперед, сразу скажу, что внедрение прошло успешно: несмотря на то, что я скинула себе 8 лет, меня не раскрыли, более того, я подружилась со своими одноклассниками.

К операции я подошла со всей серьезностью: первым делом подготовила легенду. Я стала Слепцовой Аней из поселка Зырянка. В город Якутск переехала с родителями совсем недавно. По месту жительства меня сразу определили в школу №Х в 9 класс. Для чистоты эксперимента была договоренность, чтоб никто из учителей не был в курсе, что среди учеников «засланный казачок» в лице журналиста. Обо мне знали лишь директор и его заместитель. Затем я предусмотрительно поменяла имя и фотографию в профиле в WhatsApp.

И вот настал день эксперимента. В школу пришла довольно рано. Время на часах 7:50. Любопытные взгляды школьников почувствовала на себе сразу, как только переступила порог учебного заведения. Поздоровалась с охранником, он и бровью не повел, глядя на новое лицо. Я была в красной куртке с огромным желтым рюкзаком на плечах. Наверно, действительно, была похожа на ученицу 9 класса. Подошла к раздевалке, пока я переодевалась, встретилась взглядами с мальчишкой, который в прямом смысле изучал меня. Мне было очень тяжело сдерживать смех, переполняющий меня. Рядом со мной переодевалась девочка, наверно, 6-классница. Она мне подсказала, что я чуть не повесила свою куртку к мальчикам. Я совсем забыла, что гардероб в школе раздельный.

«Татьяна Петровна запрещает всем жевать жвачку, а сама ее жует»

После я поднялась на второй этаж, где находился кабинет заместителя по воспитательной работе. Ребята из среднего звена, стоявшие в коридоре, поинтересовались у меня, кого я ищу, новенькая ли я. В ожидании своего подельника по эксперименту я встала у подоконника, достала планшет, выключила mp3-плеер, при этом, не вынимая из ушей наушники, стала наблюдать за обстановкой. Время 8:07. Старшеклассников за первые 17 минут в школе не увидела. Зато заметила, что возле меня шмыгали двое мальчишек, с виду 7-классники. Чувство любопытства, видимо, взяло вверх.

Спустя около двух с половиной минут у меня появляется первый знакомый — мальчик Коля из 8 класса. Коля за считанные минуты успел обрисовать обстановку в школе: начиная от того, какая строгая и высокомерная заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Петровна, заканчивая известными школьными персонами. К 8:15 подходит та самая строгая Татьяна Петровна, которая, по словам Коли, запрещает всем жевать жвачку, а сама ее жует. Поздоровавшись, я проследовала за ней в ее кабинет, где она меня кратко проинструктировала. План действий был обговорен еще вчерашним днем, но в любом плане бывают изменения: по пути к кабинету мы встретили моих будущих одноклассниц. Татьяна Петровна представила меня им и ушла по своим делам, я осталась один на один с пятью девчонками, которые сначала не проявили ко мне особого внимания. Задали всего один вопрос: «А ты откуда?». После чего они вновь принялись обсуждать свои дела. Я же облокотилась на стенку, снова уткнувшись в свой планшет. В целом, девчонки приняли меня вполне радушно.

«Посмотрите на себя, вы такие лицемеры! А вы ведь маленькие еще. Что дальше будет, страшно представить!»

Первое, на что нельзя не обратить внимание — это дисциплина на уроке. В голове даже промелькнуло: «В мое время такого не было» — та самая мысль, указывающая на мою «динозаврость». Темы разговоров на уроках самые разные: один рассказывал учителю про скорый переезд в Москву на ПМЖ, другой — про грядущую пятницу 13-ое, третий — про прикол социальной сети «вк»: «Привет, красовка!». Помимо разговоров, на уроке «оригинально» отшучиваются. А в целом юмор у детей своеобразный: «Марь Петровна, сигареткой не угостите?» (Марь Петровна — наш классный руководитель); «Не шарься у меня в сумке! У меня там презервативы лежат!» — разговор между двумя подругами; «Сообщение приготовить? О чем? О героине?» — отличился мой одноклассник Юрик. С опозданием объявился высокий худощавый парнишка, «О, башмак!», — встретили его радостным возгласом присутствующие.

Сидела я практически всегда за второй партой первого ряда. Моя соседка не носила с собой учебников, первая моя мысль: «Ну, слава богу, хоть тетрадь у нее не одна на все предметы» — проснулась во мне ворчливая бабка.

В первый же день меня добавили в группу класса в WhatsApp. И вот уже на третьем уроке мне пришло сообщение от местного казановы.

Общаться с 16-летним подростком оказалось сложнее, чем мне представлялось. Я старалась думать, как подросток, ведь главное правило хорошей актерской игры: нужно в первую очередь самой поверить в то, что ты говоришь.

Как только первый урок начался, меня сразу завалили вопросами: «А ты ходила на дискотеки у себя в школе?», «Ты будешь кому-нибудь дарить валентинки?», «А ты куришь, пьешь?». «Не, я не курю и не пью», — не задумываясь, ответила я. «О, наконец-то!» — воскликнула моя соседка по парте.

Время за разговорами на уроках пролетало очень быстро, я даже не замечала, как урок подходит к концу. На одном из занятий передо мной развернулась такая картина: учитель биологии, тетечка с поникшим взглядом, рассказывала о новой теме, а ученики ее не слушали. Глядя на нее, сразу стало ясно, что и ей нет никакого дела до этих ребят. Вид уставший, было похоже на то, что ей все осточертело. Видимо именно поэтому, она даже не поинтересовалась, откуда эта новенькая девочка, которая так хорошо разбирается в новой теме («Гибридология методологического изучения наследования признаков Грегора Менделя»). В конце урока она попыталась открыть глаза детям на самих себя: «Посмотрите на себя, вы такие лицемеры! — воскликнула она, — А вы ведь маленькие еще. Что дальше будет, страшно представить!».

Подростки были погружены в увлекательный мир своих гаджетов

На этом учителя не переставали меня удивлять: учительница русского языка и литературы под конец урока, так и не сумев успокоить болтливого парнишку, завопила на весь класс. Ее своеобразный метод так и не сработал. В конце урока журнал пополнился сразу несколькими «двойками» за то, что подростки были погружены в увлекательный мир своих гаджетов. Когда мы читали по хрестоматиям заданное произведение, обратила внимание, что читаю только я и моя новая соседка по парте — Марина. У остальных даже учебники не были открыты. Большим впечатлением стали навыки чтения этого учителя. Ошибки, с которыми она читала, резали слух. И как она работает: эмоции свои не контролирует, дисциплину держать в классе не в состоянии, читать грамотно не умеет.

Учитель эмоции свои не контролирует, дисциплину держать в классе не в состоянии, читать грамотно не умеет.

Учительница по английскому оказалась полным разочарованием для меня. За целый урок она произнесла буквально 3 предложения: дала задание и «ушла в себя». На вопросы учеников не отвечала, делая вид, что не слышит их. За свое невнимание молодая особа моментально была отправлена в полголоса «куда подальше», добрые ребятки сопровождали фразу характерным жестом, показывая средний палец.

И все же не все учителя плюют на свой предмет. В четверг был урок, учителем которого оказалась приятная женщина, преподаватель по призванию, было ясно, что ей хочется поделиться своими знаниями. Конечно, на ее уроке не было так спокойно, как бывает на открытых уроках, где присутствуют представители Министерства Образования, но все же на порядок лучше, чем у других учителей: ребята, по крайней мере, слушали ее. Василиса Львовна спросила меня, а знаю ли я, как делать научный проект. Сказав, что я у одноклассниц спрошу, что и как делать, мы договорились, что я принесу свою работу через урок.

Мне дали прозвище: Аня-зырянка, а то и вовсе Зырянка, ну, да, а чего заморачиваться?!

Говоря о математике, хочется сказать, что есть еще учителя, которые идут на поводу у учеников. Почему если директор говорит, что явка всех родителей на собрание обязательна, учитель по математике после уговоров учеников соглашается с ними и заключает, что те родители, кто обычно ходит на собрания, может в этот раз не приходить?

Глаза учителя горели, и он заражал своим энтузиазмом детей, настолько, что они действительно интересовались предметом.

И все-таки «Приз зрительских симпатий» у меня завоевал молодой преподаватель истории и обществознания, уроки которого отличались дисциплиной и живостью. Ребята, которые обычно сидели к учителю спиной и обсуждали свои суперважные дела, принимали активное участие на занятии, отвечая на его вопросы. Он стал примером того, что даже такой шумный и неконтролируемый класс, как мой, можно-таки заинтересовать. Его глаза горели, и он заражал своим энтузиазмом детей, настолько, что они действительно интересовались предметом.

Урок обществознания был одним из последних, который я посетила. Удивило, что за три слова, произнесенных учеником, он получил «пятерку», мне же за свою оценку пришлось побороться: стараясь ответить грамотно для 9-классницы, и при этом не переиграть, дабы не выдать себя, я в голове прокручивала стереотипы поведения моих одноклассников. На перемене я встретила учителя по обществознанию, который еще раз переспросил мое имя. Он предложил мне участвовать в школьной научной конференции по философской теме.

Я впервые увидела, как швыряют Iphone

Однажды после всех уроков я засиделась в столовой с Машкой, которая оказалась веселой, компанейской девчонкой. В разговоре с ней, она призналась, что очень любит корейских мальчиков-певцов. За время ожидания занятий по танцам (час с небольшим) я пересмотрела море фоток практически внешне одинаковых (да простят меня фанаты корейских исполнителей) женоподобных звезд корейской эстрады и несколько музыкальных клипов.

Пока мы разговаривали, я будто случайно обронила фразу: «Моя мама боится, что меня побьют, как новенькую». Машка начала быстро меня успокаивать, сказав, что разборки у них никто не устраивает. Больше она ничего не сказала мне, поскольку к нам пришли одноклассницы. Разговоры никак не касались учебы, экзаменов, только лишь о планах на выходные и о предстоящем дне Святого Валентина. Моим одноклассницам не чужды проказы: пока никто не видел, мы брали порции других учеников, которых не было. Что сказать? Гречка с котлетой были вкусными.

Грустно признавать, но дети в моем классе совершенно безразличны к учебе

А как развлекается младшее звено? Приколы поистине «интересные»: мальчишки закидывали портфели друг друга в женские туалеты, а потом мучились, как бы их оттуда достать. Или же закрывались все вместе в туалете, где был выключен свет.

Я впервые увидела, как швыряют Iphone – нервный поклонник швырнул дорогую вещь в сторону своей возлюбленной. Прикидывая в уме, сколько мне пришлось бы откладывать со своей зарплаты, чтобы купить шестой Iphone, я невольно возмутилась вслух, на что услышала от одноклассника: «Это уже не в первый раз, экран телефона разбивался раньше».

Понятно, что им не до учебы — дела купидоновские куда важнее. Грустно признавать, но дети в моем классе совершенно безразличны к учебе. Будучи девятиклассниками, готовясь к ОГЭ (основному государственному экзамену), например, по той же математике, мы вспоминали программу 5-ого класса, причем у меня было чувство, что дети впервые изучают эти темы. Спустя 11 лет, глядя на уравнения и задачки, я с легкостью их решаю, даже помогаю своей соседке Машке решить упражнения по самостоятельной работе. «4х+х сколько будет?» — спрашиваю я и долго не могу получить ответ. Было очень неловко. Больше всего меня поразило, что в моем классе не было «ботаников», на последних уроках мне было даже скучно. А на литературе мы «вспоминали» художественные выразительные средства: олицетворение, сравнение, метафору и т.д. Опять та же картина: мы словно учили заново, что это такое.

При всем своем безразличии к учебе, сегодняшние дети с большим энтузиазмом бегут на занятия танцами, где также смеются, громко разговаривают, но прикладывают массу усилий ради успеха. Они очень дружелюбны и по-своему добры. Когда я собиралась домой, я спросила у своих: «А как доехать до «Вавилона»?», мне любезно все объяснили, а потом и вовсе дали провожатого: мальчишка из параллельного класса с радостью согласился показать мне дорогу, поехав со мной на одном автобусе. Всю дорогу мы весело болтали о школьной жизни. А на следующий день он поинтересовался у меня, добралась ли я до пункта назначения. Хороший малый.

«Нафиг нам эта учеба»

Говоря о профориентации и прочих вещах из разряда «а есть ли жизнь после школы» расскажу о том, как проходила встреча с представителем одного из университетов Якутска с ребятами из 9 и 11 классов. Реакция моих одноклассников на то, что цены на обучение в высшем учебном заведении за год составляют от 80 тысяч до 140 тысяч рублей: «Нафиг нам эта учеба». И ни у кого не возникло никаких мыслей, что можно обучаться в университете за счет государственного бюджета, если стараться и учиться в школе лучше. Когда речь зашла о минимальных баллах для поступления в ВУЗ, моя одноклассница недовольно спросила меня: «Че за 64, че все время говорят про 64?».

Внедрение в школьную среду прошло более, чем удачно: меня не рассекретили. Меня три раза перепутали с другой девочкой из класса. К тому же, на прощание меня целовали все девчонки, с которыми я успела подружиться. Я, конечно, такие лобызания не люблю, тем не менее, щеку свою я подставляла. Мне даже предложили выпить с одноклассниками перед дискотекой.

Как дети решают любовные проблемы? Одна подруга советует поступить, как полагается: «Скажи Сереге в лицо: «Иди на*уй, тогда он точно тебя забудет».

«Там русская баба телку родила, а батя там космонавтом был. Нормальный фильм»

Другая история: новая подруга жалуется мне о наболевшем: «Я сегодня пришла не накрашенная. Я сильно страшная? Блин, ты слышала про «Гербалайф»? Хочу на нем сидеть, мне надо вес сбросить».

«Хочу уехать в Корею! Там классно!» — мечтательно рассказывала мне одноклассница, которую высмеивали за подобные мечты.
За время эксперимента в моем лексиконе появились такие слова, как «спалиться», «училка», «грузит», «запарили». Так же поняла, что с возрастом бегать по улице в феврале в одних штанах становится холоднее. Мои одноклассники во время перемены спокойно так выбегали, а то и в капроновых колготках на улицу. Выходя со всеми из школы, я начинала причитать на холод, мне-то было совсем не по себе в одних брюках, когда на улице -26С. Одноклассницы тут же кинули несколько непонимающих взглядов в мою сторону, поэтому я свыклась с мыслью, что мне «в принципе тепло без подштанников».

Одним из неприятных впечатлений моего пребывания в школе стало нравоучение моих одноклассников со стороны взрослых: «Мы такими не были. Мы не огрызались со старшими! Мы прилично себя вели! А ну быстро домой, нечего в школе торчать».

«Там русская баба телку родила, а батя там космонавтом был. Нормальный фильм» — рецензия на фильм «Восхождение Юпитер» моего одноклассника.

Мне очень повезло, поскольку посчастливилось побывать на родительском собрании, где присутствовали и ученики. На повестке собрания вопросы по сдаче ОГЭ. Родительское собрание стало очередным разочарованием для меня — одна мамочка бросала необоснованные обвинения в адрес учителей за незнания учеников. Она заявляла, что учителя должны заставлять учиться их детей и помогать им на экзамене, ведь их любимое чадо на экзамене может разволноваться в чужой школе. Если бы родители знали, что их ребенок просто не хочет учиться, не проявляет абсолютно никакого интереса к урокам, как можно говорить о качественном образовании и успешной сдаче экзаменов?! В этот момент я непроизвольно громко хмыкнула, чем привлекла к себе лишнее внимание. Одноклассницы посмотрели в мою сторону, а что я — я не подала вида, продолжив молча слушать диалог учителя и родителей. После собрания я решила максимально оперативно ретироваться прочь.

На родительском собрании мамочка бросала необоснованные обвинения в адрес учителей за отсутствие знаний у учеников

Эксперимент показал, что сегодняшние школьники — это хорошие, отзывчивые дети, для большей части которых на первом месте оказались их насущные интересы: дискотеки, любовь, посиделки — да все, что угодно, но только не учеба. Может это все из-за того, что добрая половина учителей махнула на них рукой? Или из-за того, что главная забота многих родителей — это сытый и обутый ли их ребенок? Причин может быть много, но факт остается фактом: все перекладывают ответственность за качественное обучение и воспитание детей друг на друга. Без должного контроля родителей за детьми дома, без соответствующего внимания учителей, дети предоставлены сами себе. Энтузиазма у детей много, просто к ним нужен подход, умение направить их энергию в правильное русло.

P.S.: Напоминаю, эксперимент был проведен только в одной из школ города. Тем самым, данное наблюдение не служит основанием для утверждения, что подобное явление характерно для всех образовательных учреждений Якутска.

Все имена преподавателей и учеников изменены.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров