Экономика 13:01 / 14.10.2015 5697

Коневодство может исчезнуть, а жеребятина не стала товарным продуктом

Коневодство может исчезнуть, а жеребятина не стала товарным продуктом
Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Коневодство в Якутии может исчезнуть как род деятельности, а рынок жеребятины остается «диким». При этом отрасль выживает благодаря отдельным энтузиастам и меценатам. Об этом заявили участники собрания Союза табунщиков и коневодов республики, состоявшегося 13 октября в КРЦ «Муус-Хайа».

Мероприятие было посвящено проблемам коневодства в республике. Оно прошло в формате обсуждения закона о сельском хозяйстве и свободного микрофона. На повестке дня стояли проблемы, касающиеся всего, что касается якутской лошади – коневодов, ысыаха, бренда якутской лошади и продвижения продукции коневодства на внешний рынок.

Егор Макаров

«Я много ездил по республике и изучил жизнь коневодов «от и до», - говорит предприниматель и путешественник Егор Макаров. – Им очень сложно – зарплаты нет, молодых в отрасли нет. Зарплат в пять тысяч – разве этого достаточно? Жизнь очень суровая – вставать в пять часов утра и приходить с работы в холодный дом в горах в 11 вечера. При этом получают они меньше оленеводов, зарплаты практически не видят. Очень суровая жизнь. Молодежи в отрасли почти не осталось, опытным коневодам 50-60 лет. Они во многом обеспечивают жизнь на селе. Учительница как может свою кобылу держать? Мы очень много потеряли, необходимо срочно принимать законы в защиту коневодства».

По словам экс-министра финансов, экс-кандидата на пост главы Якутии Эрнста Березкина, коневодству катастрофически не хватает денег. «На табунное коневодство в республике тратится в районе 100 миллионов рублей. Это очень мало по сравнению с тем, сколько идет на одно строительство коровников, которые потом простаивают, - считает Березкин. – Поэтому можно было бы не строить коровники, а отдать 500 миллионов на табунное коневодство. Как отдать – другой вопрос. Я об этом и говорю коневодам: вы должны сами выбрать механизм. Либо это будет субсидирование товарной продукции, либо это будет компенсация части фактических затрат».

От себя отметим, что интересный механизм поддержки отрасли предложила якутская компания «Алмазы Анабара». Смысл в том, что предприятие помогает своему подшефному конезаводческому заводу «Берте», закупая у них коневодческую продукцию по завышенной стоимости. Местная свежая продукция идет на поставку работникам компании, работающим на месторождениях. В свою очередь сельхозпредприятие получает гарантированные объемы покупок.

Может, якутским властям есть чему поучиться у алмазной компании?

Эрнст Березкин

«Это хороший пример, но единичный. Где вы видели так столько прибыльных республиканских компаний, как «Алмазы Анабара»? – считает Березкин. - Все убыточные. А те же «сургуты» работают вахтовым методом, где работники никогда не едят жеребятину. То же самое касается таких предприятий, как «Газпром», который продали дагестанцам, или «Якутцемент», который продали владивостокцам, и многих других. Все распродали. Пример «Алмазов Анабара» - это принцип меценатства, которые не может быть применен ко всем предприятиям».

Беда в том, что коневодческая продукция пока не стала товарным продуктом. «Да, она составляет большую часть продуктовой корзины местного населения, в том числе в моей семье, но все еще не является товарным продуктом, - комментирует экс-кандидат на пост главы. – Это все равно, что сам на даче посадил картошку, огурцы, а потом продал соседу. Вот вы заказали по интернету жеребятину – а вы уверены, что вам привезут свежую здоровую жеребятину, а не мясо лошади, буквально вчера умершей от столбняка? Поэтому якутским властям надо делать серьезные инвестиции в переработку, чтобы стандартизировать коневодческую продукцию и довести его до прилавков».

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров