Жизнь 9:00 / 12.2.2016 5715

Почему якутским властям запретят эксперименты с «полусухим законом»?

Почему якутским властям запретят эксперименты с «полусухим законом»?
Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Антиалкогольная политика в Якутии привела к обратному эффекту. Такое заявление прозвучало в «Российской газете» на прошлой неделе. Общий вердикт таков: несмотря на декларируемые меры, объемы потребляемого якутянами спиртного не снижаются, пьяная преступность растет, возросли цифры по ввозимому контрафактному алкоголю. При этом из-за безграмотной борьбы с зеленым змием страдает легальный законопослушный бизнес.

Между тем на прошлой неделе Минфин выступил с инициативой отобрать у регионов право регулирования продаж алкоголя. С чем связана инициатива, мы решили проанализировать на примере Якутии.

КАК НАЧИНАЛСЯ «ПОЛУСУХОЙ ЗАКОН»

Пока что речь идет об алкоэнергетиках — они запрещены для реализации в 38 субъектах, пишут «Известия» со ссылкой на федерального чиновника. «По сути, местные власти могут лишиться возможности издавать собственные распоряжения относительно времени отпуска спиртного в магазинах и расстоянии таких торговых точек от школ и больниц», - комментирует издание. По словам экспертов издания, реальной пользы от дополнительных запретов нет ни для бюджета, ни для легальных продаж.

Давайте вспомним, как все начиналось.

Активная борьба с пьянством в Якутии началась с подачи главы республики Егора Борисова несколько лет назад. Серьезным шагом стало ограничение сроков продажи спиртного с 20.00 до 14.00. Следующей мерой стал запрет на продажу спиртного в магазинах, не приспособленных для этого – так торговлю алкоголем загнали с алкомаркеты.

Формально власти посчитали, что тем самым снизится доступность алкоголя для жителей республики. В принципе, частично так и произошло – к примеру, от жителей Якутска довольно часто можно слышать отзывы о том, что, мол, пьяных по вечерам стало меньше.

В народе эти меры прозвали «полусухим законом».

БИЗНЕС ПОСТРАДАЛ, НО ПРИСПОСОБИЛСЯ

Однако рынок стал приспосабливаться под новые условия. В том же Якутске расплодились так называемые фальш-кафе. Магазинам не составило труда оборудовать свои точки двумя-тремя столиками, выдавая их тем самым за ночные кафе. А на деле это были банальные алкоточки.

Далее, в Якутске распространились так называемые бутлегеры. Раньше ими в основном становились студенты, желающие подработать. Закупали в законные сроки алкоголь, чтобы в вечернее, ночное и утреннее время продавать его, принимая заказы по телефону. В последнее время, с усилением ограничительных мер, на это идут целые службы доставки – создаются сайты, где можно найти и заказать самое разное спиртное в любое время суток. На ночную доставку переходят и легальные службы по доставке еды – предпринимателям приходится выживать.

Бизнес стал выкручиваться, создавая алкомаркеты. Они стали появляться везде – в пристроях к домам, в магазинах любой площади как маленькие отделы. В итоге сам глава республики, объезжая Якутск, был вынужден признать, что столица превратилась в город алкомаркетов.

Что делать? Опять закручивать гайки. С подачи Борисова издается ряд нормативных актов, запрещающих торговлю алкоголем на первых этажах и пристроях домов. Также депутаты Ил Тумэн принимают документ, запрещающий торговать спиртным на вынос, – это мера борьбы с так называемыми «фальш-кафе».

Результаты опять оказались неоднозначными. Фальш-кафе как продавали, так и продолжают торговать. Тот же маркет «Токко» на Ярославского в самом центре города продолжает делать это как ни в чем не бывало. Ведь мало принять законопроект – его надо еще и исполнять. А за исполнение документа отвечают не те, кто его принимал, то есть народные избранники, а полиция. Которая, судя по всему, особо в этом не заинтересована.

С алкомаркетами история еще интереснее. Запрет торговать в пристроях жилых домов ударил не только по ним, но и по добросовестным предпринимателям – владельцам ресторанов и кафе. Несколько заведений – кафе Китагава», ресторан «Квартира», кафе-бар «Джонатан», ресторан «Ретро», ресторан «Наполи» на Богатырева, ресторан «Маргарита» по Ленина и ряд других – лишились права продавать спиртное. По сути, это противоречит всякой логике – ресторан в принципе создан для того, чтобы человек мог туда прийти и цивилизованно провести время. Пришлось идти на ухищрения и унижения – вводить всякие пробковые сборы, просить приносить алкоголь с собой и так далее.

Учитывая, что все это в основном приличные заведения, а не какие-то фальш-кафе, предпринимателям было вдвойне обидно. Как говорят сторонники антиалкогольной политики, интересами «нескольких барыг» можно пожертвовать ради блага всех якутян.

Но, судя по отчету Госалкогольконтроля Якутии, речь идет далеко не о «нескольких барыгах». Так, по данным ведомства, за 2015 год число объектов, торгующих спиртным, сократилось почти на четверть. «Около трехсот предпринимателей вынуждены были закрыть магазины и кафе, либо перепрофилировать их», - сообщает «Российская газета». Как прокомментировала по этому поводу в СМИ омбудсмен по торговле в Якутии Ирина Котенко:

«В республике происходит планомерное уничтожение малого бизнеса».

Но бог с ними, с запретами. «Самое плохое – это даже не сами антиалкогольные меры, а их неопределенность – что же завтра взбредет в голову чиновникам», - говорит один бизнесмен, пожелавший остаться неизвестным.

ЦИФРЫ НЕ ВНУШАЮТ ОПТИМИЗМА

Но посмотрим на цифры – принесла ли какой-то ощутимый успех рьяная борьба?

Руководитель Росалкогольконтроля Якутии Матвей Лыткин ссылается на данные Росстата РФ, которые он озвучил в передаче «Вокруг да около» на ЯСИА. Согласно им, якутяне за последние пять лет все-таки стали меньше пить. Но посмотрим другие данные, а именно – Росалкогольрегулирования РФ, на которые ссылается Росстат.

Матвей Лыткин

Так, якутяне стали меньше пить водки. Если за девять месяцев 2013 года якутяне выпили 713 570 декалитров горькой, то в 2014 года – всего 649 157,9 декалитров горькой, а в 2015 году – 629 914,7 декалитров. Положительная тенденция есть.

Однако посмотрим цифры по другому «главному напитку» - пиву. За девять месяцев 2013 года в республике было выпито 3 773 465,6 декалитров пенного напитка, за девять месяцев 2014 года – 3 807 029,8 декалитров пенного напитка. А в 2015 году за девять месяцев якутяне выполнили и перевыполнили прошлогодний «рекорд», выпив 3 811 601,4 декалитров пива.

Таким образом, какими данными оперирует Лыткин, – остается под вопросом.

Кстати, с водкой ситуация не однозначна. Дело в том, что водка, в отличие от пива, - товар, который чаще бывает контрафактным и суррогатным. Причина проста: ее проще подделать и выгоднее продать с наценкой.

А контрафактного алкоголя в Якутии стало больше. По данным МВД Якутии, в первом полугодии 2015 года якутские правоохранители изъяли контрафактной спиртной продукции на 30 процентов больше, чем в аналогичное полугодие прошлого года. Надо полагать, что это в основном горькая.

Также в этом году Якутия заняла лишь 70-е место в обнародованном на прошлой неделе рейтинге трезвости проекта «Трезвая Россия». Далее, несмотря на принимаемые меры, в республике в 2015 года по сравнению с 2014 годом пьяная преступность возросла на 7,6 процентов.

На сей счет есть мнение.

«По статистике «пьяной» преступности, считаю необходимо мне разъяснить, - пояснил по этому поводу помощник главы республики Станислав Платонов, как бывший МВД-шник. – Рост общего количества зарегистрированной пьяной преступности сложился за счет выявления фактов повторного управления транспортом в состоянии а/о. С прошлого года за это предусмотрена уголовная ответственность, насколько всем известно. Цифра это – порядка 400 фактов, что и дает такой процент. Не будь их, «пьяная» преступность по статистике отмечалась бы снижением».

Допустим, так. Но посмотрим раннюю статистику МВД, а именно – динамику преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Она такова:

- 2010 год – 1443 преступления, из них тяжкие и особо тяжкие 667;

- 2011 год – 2371 преступление, из них тяжкие и особо тяжкие 905;

- 2012 год – 3561 преступление, из них тяжкие и особо тяжкие 1155;

- 2013 год – 3390, преступление, из них тяжкие и особо тяжкие 1036.

Судя по статистике, за четыре года преступность возросла более чем в два раза.

Наверняка в ответ прозвучат оправдания, что просто раскрываемость улучшилась. Однако ясно одно – очевидных успехов здесь антиалкогольная политика пока не показала.

НАЧАТЬ БОРЬБУ С СЕБЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Между тем есть мнение, что власти начали борьбу не с того конца. Ведь с продажами у нас борются весьма избирательно. Предприниматели неоднократно поднимали вопрос: почему нам ставят всяческие препоны, а госпредприятиям, завязанным в торговле зеленым змием, - нет?

Речь идет о Комдрагмете Якутии, содержащим на государственном имуществе множество увеселительных заведений. О ФАПК «Якутия», производящем алкоголь самых разных сортов. Заметьте: ни одно из них от ограничительных мер не пострадало.

В прошлом году группа депутатов Ил Тумэн выступила с рекомендацией в адрес правительства республики – запретить предприятиям с государственной долей 50 и более процентов сдавать имущество под реализацию алкоголя.

Частично рекомендация была выполнена. Как отчитался па парламентских слушаниях в декабре 2015 года глава Госалкогольконтроля Матвей Лыткин, лицензии на продажу спиртного отозваны у «Якутоптторга». ФАПК «Якутия» прекратило реализацию спиртной продукции на первых этажах жилых домов. Но с функцией главного реставратора Якутска Комдрагмет не торопиться расставаться.

С ФАПК «Якутия» история еще занятнее. В 2005 году в строительство пивного завода ФАПК «Якутия» мощностью 1 млн декалитров было вбухано 421 миллион тогдашних рублей. При этом еще тогда экономисты уверяли, что для такого объема производимой продукции просто не будет рынка сбыта.

«Мнения экспертов блестяще оправдались – в 2014 году пивзавод реализовал в Якутии 59,5 тыс. дал. пива (6 процентов от проектной мощности) и занял 1,1 процент рынка», - комментирует по этому поводу Yktimes.ru.

Но Лыткин не видит в этом ничего плохого. Логика у борца за ЗОЖ (впрочем, в свете новой должности теперь уже с приставкой «экс») такая: если государство страдает от алкоголизма – рушащиеся семьи, брошенные дети, ДТП, смертность, преступность, то оно и должна его регулировать. «Производство и оборот алкоголя должны перейти к государству – на это есть даже рекомендация Общественной палаты России», - заявил борец с пьянством во время отчета по работе Госалкогольконтроля за 2015 год.

Если убрать весь пафос и подкупающую заботу государства о людях, зададимся вопросом: от того, что ФАПК «Якутия» и Комдрагмет зарабатывают на алкоголе, стало ли нам, якутянам легче?

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Таким образом, суммируем. Антиалкогольная политика в Якутии пока не показала существенных улучшений в статистике по потреблению алкоголя и пьяной преступности. Но – ударила по малому бизнесу. Причем, как признаются сами предприниматели, Однако чиновники, не желающие анализировать ошибки, намерены и дальше продолжать эксперименты.

В этой ситуации вмешательство «сверху» вполне закономерно. Особенно в условиях нестабильной экономики.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров