Жизнь 19:28 / 4.10.2016 8123 7

Ян Робинсон о путешествии по Якутии: я как никогда был близок к смерти

Ян Робинсон о путешествии по Якутии: я как никогда был близок к смерти
Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. Новозеландец Ян Робинсон, член международной ассоциации «Лонг Райдерс Гилд», объединяющей всех тех, кто путешествует верхом на лошадях, совершил в августе-сентябре одиночный поход по Оймяконью. На протяжении последних пяти лет Ян живет в Японии, где преподает английский язык и воспитывает маленького сына. Из под его пера вышло несколько книг, рассказывающих о его путешествиях. Также он автор большого романа.

В Оймяконье Ян прошел верхом более 450 километров, на что потратил пять недель. Как Робинсон почти стал Робинзоном в Оймяконье, о встречах с медведями и о своих впечатлениях от якутской лошади, он поделился с нами в своем интервью.

Идея ассоциации «Лонг Райдерс Гилд» - в популяризации конных путешествий

Ассоциация «Лонг Райдерс Гилд»

- Эта организация появилась в 2001 году. Ее основал американец Кучулен О' Райли. В 80-е он совершил длительные путешествия по Афганистану и Пакистану верхом на лошади, о чем написал в последствии книгу. Идея ассоциации заключается в популяризации конных путешествий. И любой, кто совершил подобное путешествие длинною не менее 600 километров, может стать членом ассоциации. Там нет никаких членских взносов - она полностью существует на энтузиазме. Сейчас в ней насчитывается несколько сотен человек со всего мира. Одни из главных задач ассоциации — это выпуск книг о конных путешествиях и не только настоящих членов, но и перепечатывание старых изданий. Недавно О'Райли выпустил внушительную по своим объемам энциклопедию. Он настоящий фанатик своего дела, очень увлеченный всем, что связано с лошадьми. И вообще ассоциация заботится о благосостоянии лошадей. Если наездник умрет — не важно. Главное, чтобы все в порядке было с лошадью (смеется). Кстати, Егор Макаров хочет пригласить О'Райли в декабре.

Должен сказать, при всем уважении к якутской кухне, что он никогда не пробовал блюда из лошадей и лучше их ему не предлагать, о чем я предупредил Егора.

Мои путешествия верхом

- Что касается меня, то свое первое путешествие верхом я совершил в 1992 году по Монголии. Оно продлилось на протяжении четырех месяцев. В 2004 я был в Тибете, где проехал порядка трех с половиной тысяч километров. К тому моменту я ничего не слышал о существовании «Лонг Райдерс», но уже опубликовал книгу о своих путешествиях. На одном из писательских фестивалей я познакомился с одним человеком, который и спросил меня, если я знаю что-нибудь об этой ассоциации. Я ответил отрицательно. А он, в свою очередь, сообщил мне, в ассоциации знают обо мне и хотят познакомиться. Это было в 2005 году. Так я стал членом «Лонг Райд Гилд». И уже готовясь к своему следующему путешествию по Афганистану в 2008 году, я получил помощь от ассоциации.

"Я смотрел вдаль с вершины холмов и понимал, что тут никого нет"

Знакомство с Якутией

- Началось все с того, что пять лет назад О'Райли написал мне, что в Якутии живут удивительные лошади, которых я никогда не видел. И послал мне их фотографии. И я был, конечно, потрясен увиденным, учитывая экстремальные зимние условия, в которых они живут. Потом через ассоциацию меня познакомили с Егором Макаровым.

Каждые 12 лет я стараюсь сделать что-то особенное, а именно совершить большое путешествие - это все касается восточного календаря. Когда мне было 24, я был в Монголии, в 36 я путешествовал по Тибету. Сейчас мне 48 и я здесь, в Якутии. Хотя изначально я смотрел и в сторону Исландии. Там тоже достаточно необычные лошади и сама Исландия очень необыкновенная страна. Но произведя предварительные расчеты, я понял, что мне это будет стоить слишком дорого. К тому же там существует слишком много различных правил, достаточно глупых, на мой взгляд. Кроме того, эта страна не уникальна — там были многие. И в итоге я остановил свой выбор на Якутии, о чем нисколько не жалею.

"На протяжении четырех дней я почти ничего не ел"

Подготовка

- Я начал подготовку два года назад, начиная собирать необходимую информацию. Из Якутска мне в этом помогал Болот Бочкарев. Мне нужно было узнать, смогу ли я путешествовать один, решить проблему с визой. Также я стал готовить себя физически, занимаясь различными упражнениями на выносливость. Потом уже в Якутске я лично познакомился с Егором Макаровым, который договорился со своим знакомым в Томторе об аренде лошади для меня. Вообще-то приехав сюда, я даже и не знал точно, куда поехать, поскольку очень сложно найти какую-то адекватную информацию о Якутии. Тем более имея такие специфические идеи, как у меня. Ну и вот таким образом я попал в Оймяконье.

"Это приключение станет для меня последним масштабным путешествием"

Три медведя

- Конечно, я очень боюсь медведей. Но ружья у меня не было. А если бы и было, то я выстрелил бы в воздух. С собой я взял специальный спрей. Но не такой хороший, как нужно. Есть такие, которые более эффективны, чем оружие. Но такого я здесь не нашел. У меня был еще свисток и колокольчики - вот и все мои средства самозащиты.

В пути я повстречался с тремя медведями. Вообще медведь атакует, когда человек появляется внезапно. И чтобы уменьшить риск, нужно издавать как можно больше шума. И когда я находился вблизи зарослей, где мог находится зверь, я старался громко говорить да и мои колокольчики тоже все время звенели. Но, тем не менее, как я говорил, я все же три раза встретился с медведями. Первого я увидел на расстоянии пятидесяти метров и он сразу же убежал прочь, поскольку обычно медведи не хотят встречаться с людьми. Другого я увидел вдалеке от себя. Я дождался, пока он зайдет в лес и сразу же начал «работать» своим кастрюлями для готовки, издавая сильный шум. А вот в третий раз медведь меня напугал по настоящему. На рассвете, когда я упаковывал палатку, моя собака начала сильно нервничать. Я услышал звуки в лесу и подумал, что она учуяла кабана. Но потом я увидел медведя. Думаю, что это был еще молодой медведь, поскольку он был небольших размеров.

И между моей собакой и этим медведем произошла небольшая схватка. Затем он переключился на меня, я приготовил свой спрей, но потом он все же удалился восвояси. А моя собака еще некоторое время преследовала его. Но в итоге все обошлось. Но мне было по-настоящему страшно.

"Еще некоторое время назад я мерз в своей палатке и почти прощался с жизнью"

Много воды и много снега

- Могу сказать с уверенностью, что это был самый непростой переход. И в первую очередь из-за заболоченности тех мест. Мне кажется, что это не самое лучшее место для конного похода. Причем, поднимаясь в горы, мне казалось, что ситуация улучшится. Но я ошибался. Там также было очень мокро. Но это еще не все. Когда прошел снег, стало совсем проблематично продвигаться вперед. Было, в общем-то, не холодно, но после снегопада мне пришлось идти по снегу на протяжении недели. Это было очень изнуряющим. Шаг за шагом - я шел так медленно, что мне казалось, будто стою на месте. И это, конечно, было очень тяжело психологически. Ехать верхом целый день в таких условиях просто невозможно. В Монголии и Тибете тоже шел снег, но он не был таким глубоким. Такого я просто не ожидал.

Мало людей. Совсем нет людей

- Я почти совсем не встречал людей в пути. Я опять же думал, что здесь, как и в Монголии или в Тибете, можно все же встретить хоть кого-то. Например, охотников. Мне также говорили, что здесь живут эвены. Но на протяжении целых 17 дней я не встретил ни одного человека! И такого опыта у меня прежде не было. Я был к нему не готов, поскольку не приготовил достаточного количества еды, думая, что, встретив кого-нибудь, могу всегда попросить хотя бы хлеба. О такой ситуации мне никто не предупредил, а я специально и не спросил. Для меня это стало настоящим и неприятным сюрпризом.

И в итоге у меня возникла проблема с едой. На протяжении четырех дней я почти ничего не ел. У меня был только чай и ягоды, которые я собирал. Я не чувствовал особенного голода, но проблема была в том, что энергию брать было не откуда. Я шел очень медленно. И я начинал понимать, что, в случае чего, мне никто мне не поможет. А если моя лошадь убежит от меня, то я совершенно точно умру. Еще я допустил одну ошибку, не взяв с собой спутниковый телефон. Когда я регистрировался в МЧС, мне настоятельно рекомендовали взять его с собой. Я думал, что он мне не нужен. Вообще-то я это делаю намерено - так я предоставлен сам себе, но я всегда рассчитывал, что кого-нибудь встречу. И так было всегда во время моих прежних путешествий. Но здесь, конечно, мне нужно было иметь связь с внешним миром. Эти пространства такие огромные и я здесь совершенно один. Я смотрел вдаль с вершины холмов и понимал, что тут никого нет. Здесь никто не живет.

Затерянный в Оймяконье

- С собой у меня были карты и компас — и это единственное, что служило мне для ориентации в пространстве. Опять же я привык спрашивать у людей нужную мне дорогу, но тут мне нужно было надеяться только на себя. И в итоге я потерялся. Это было рядом с озером. И я думал, что это озеро Лабынкыр. Мне просто нужно было туда попасть, поскольку там есть люди. Но спустившись с гор я понял, что это совсем не то место. Я посмотрел на карту и не мог понять, где я. Там было другое озеро, но я не мог поверить, что нахожусь там. Я всматривался в карту и не мог понять, как я попал на северный берег озера придя с юга. И меня начал одолевать страх. Сказывался еще и голод. Я еще раз посмотрел на карту и на ней была река, которая должна впадать в Лабынкыр. Я находился неподалеку, во всяком случае я надеялся, что это именно та река. И это был мой последний шанс. Конечно, я понимал, что если я пойду на Север, то приду к дороге, ведущей в Томтор. Там вроде бы всего 100 километров. Но учитывая сложность почвы, это заняло бы восемь дней. Плюс голод. Я бы просто не дошел.

Но, слава богу, я оказался прав. Но в те часы я испытывал ужасный страх. Я был полностью дезориентирован. Такого страха я не испытывал за всю свою жизнь. Я максимально был близок к смерти и уже собирался записать на телефон последнее послание жене и маленькому сыну..... Думаю, что это приключение станет для меня последним масштабным путешествием. Всего я прошел 450 километров за пять недель.

Сейчас Якутск кажется для меня чем-то сюрреалистичным. Я сижу в уютном кафе, пью неплохой кофе, вокруг люди и играет музыка. А еще некоторое время назад я мерз в своей палатке и почти прощался с жизнью.

Якутская лошадь

- Например, в сравнении с американской или новозеландской лошадью якутская — это совсем другое животное. Это тоже самое, как сравнивать волка с пуделем. Можно сравнить якутскую с монгольской — они в чем-то похожи. Но якутская, без сомнения, более выносливая и сильнее физически. К тому же монгольская лошадь ест только траву, а якутская, к моему удивлению, ест и траву, и грибы и листья. Это объясняется наверно тем, что условиях нужно быть всеядным. Также могу сказать, что моя лошадь была очень спокойной. Однажды мы пересекали небольшую долину. И там было очень много снега. Лошади было тяжело и в какой-то момент она вырвалась и поднялась выше в лес, где было не так заснежено. И я подумал, что она убежит совсем, но она просто осталась там, где стояла. И дождалась, пока я поднимусь к ней. Думаю, что большинство лошадей просто бы убежали.

"Егор Макаров договорился со своим знакомым в Томторе об аренде лошади для меня"

Опыт, помогший понять простые истины

- Это было, пожалуй, наиболее напряженное путешествие в моей жизни. То одиночество, в котором я пребывал на протяжении более чем двух недель, сравнить с чем-то очень сложно. На Западе такое почти не возможно. И в этом мой опыт уникален. У меня есть сын, но я, признаться, не очень люблю детей. И когда моя жена сказала, что беременна, то я отреагировал неоднозначно. Мне не очень хотелось быть отцом. Может, я скажу банальность, но этот мой опыт помог понять мне, насколько я счастлив, имея сына и жену. Конечно, я оценивал это и раньше. Но здесь это чувство было очень острым. Особенно когда мне казалось, что я уже не выберусь оттуда.

Во время своего похода я вел дневник, где записал очень много своих мыслей. Не знаю, напишу ли я на его основе книгу, поскольку он получился очень личным. Но, может, я поменяю идею.

"В сравнении с американской или новозеландской лошадью якутская — это совсем другое животное"

Комментарии

  • Том Светлана
    14:27 / 5.10.2016

    Эх,человек,человек:зачем ты по земле ходишь?(земля Санникова)

  • Любитель старины
    14:39 / 5.10.2016

    Интересно живет человек

  • Светлана
    15:02 / 5.10.2016

    Очень захватывающе написано. Необыкновенный человек.

  • Люция
    16:33 / 5.10.2016

    Молодец все-таки нашёл путь, как в кино

  • Izyskannyi_Mertvets
    18:08 / 5.10.2016

    Да-а... Хорошо, что выжил. В тех условиях даже якутянин не всякий выжил бы... Последнее фото - СУПЕР!

  • Карибу
    15:58 / 6.10.2016

    Чудак. 450 км это по нашим меркам совсем немного, да еще с лошадью, да еще с собакой. Хотя наверно надо делать скидку, что он иностранец.

  • Светлана
    3:15 / 7.10.2016

    Для меня здесь ценно все: и смелость, и честность, и умение поделиться своим опытом, и увиденное красотой.

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров