Успех 8:30 / 22.5.2017 6426

Якутская бизнес-вумэн: мечтаю освободить наших женщин от рутины

Якутская бизнес-вумэн: мечтаю освободить наших женщин от рутины
Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. В середине мая в Ленском районе Якутии открылась первая в республике прачечная самообслуживания. Можно сказать, это определенный прорыв в сфере услуг нашего региона. Будучи в командировке в Мирнинском районе в рамках проекта «Якутия.Инфо-районы», мы познакомились с предпринимателем, задумавшим и реализовавшим данный бизнес-проект.

Аида Богданова обладает большим опытом в сфере обслуживания и, помимо своего дела, еще и возглавляет Деловой клуб Мирнинского района, объединяющий местное бизнес-сообщество.

«Я одно время хотела уехать в Москву, но потом решила – ну уеду я туда, а там таких, как я, миллион»

ШВЕЕЙ СТАЛА В 28 ЛЕТ

По образованию Аида Равильевна строитель, но по ее признанию, в строительстве она полный ноль. Зато она любила шить, однако к шитью приобщилась относительно поздно – в 22 года, а собственно швеей стала в 28 лет.

С давних пор у нее была мечта открыть собственное ателье, мечтала покорить подиум. Съездила в Москву, получила образование по покрою и шитью. Начала изучать техники кроя и технологии пошива.

- В Мирном открыла ателье, участвовала в показе одежды, показала, какой я молодец. Но Мирный город маленький и мне нужна была реализация. Но и в Москве мне было неуютно. Из Мирного уезжать не хотелось, я не вижу себя нигде в другом городе. Не останавливаться на достигнутом – вот, где настоящий дух предпринимательства. И для нас, предпринимателей, вопрос реализации, деятельности и процесс созидания – основная движущая сила! В определенный момент у меня встал вопрос того, что нужно куда-то расти. Что еще можно и нужно сделать здесь, в городе Мирный? - вспоминает Аида Равильевна.

Такие направления, как прачечная и химчистка, в районе открылись относительно поздно

Ответ на жизненную дилемму подсказала жизнь. Северные жители пользуются теплой одеждой в гораздо большей степени. У Богдановой в ателье скопилось множество шуб, которые требовали чистки.

- Я думала, кто бы мог их почистить. Ходила в действующую тогда химчистку-прачечную «Снежинка», поняла, что эта услуга закрыта для города. Эта организация была на балансе ПТВС, подразделения компании «АЛРОСА», ее задача была обеспечивать подразделения компании этими услугами, - рассказывает предприниматель. - Вообще дотационные организации не думают, как заработать деньги для большего созидания, удобства жителей и т.д. Они считают, как их можно освоить и как экономить. В каких-то вариантах это возможно и это рабочая схема, но в данном случае такое отношение не давало развития этой услуге. Мысль о развитии услуг химчистки возрастала, и я занялась поисками информации, оборудования, помещения и денег для реализации этой мечты. Пришло понимание, что чистка одежды – это сложная технология. Пришлось все силы бросить на реализацию этого и закрыть ателье, - вспоминает предприниматель.

Если для открытия ателье нужны относительно небольшие вложения, то в случае с химчисткой будет посложнее. По словам Богдановой, если предприниматель в районе показывает эффективность своего труда, он всегда найдет поддержку. В ее случае районный Фонд поддержки предпринимательства выступил поручителем по кредиту на оборудование на сумму три с половиной миллиона рублей. Также они и в дальнейшем её поддерживали.

«В будущем планирую штамповать свои франшизы во всех городах Якутии»

«ЧЕМ Я МОГУ В МОСКВЕ ПРИГОДИТЬСЯ?»

Мы уже писали, что такие направления, как прачечная и химчистка, в районе открылись относительно поздно. Во многом это объяснялось менталитетом мирнинцев – в силу определенных причин сфера обслуживания здесь развивается несколько медленно. Долгое время здесь главенствовала идея временщичества, которое в меньшей степени, но ощущается по сей день.

Автосервис здесь появился относительно поздно — где-то в середине 90-х, поскольку автомашины можно было ремонтировать на предприятиях все того же «Якуталмаза». До сих пор не может встать на ноги сфере общепита — мирнинцы привыкли обедать на предприятии и дома, а в выходные в лучшем случае ходить по гостям.

То же самое касалось химчисток и прачечных — здешний народ привык гладить и стирать сам. А верхнюю одежду вывозить чистить на «материк».

Во многом это объясняется тем, что долгое время мирнинцев обслуживала Компания. Присутствие и влияние «АЛРОСА» имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюс – это безусловно отчисления в бюджет и социальная деятельность. Минус – это опять же зависимость района от Компании. Сейчас, когда «АЛРОСА» сокращает расходы на социалку, это должно неизбежно отразиться на всех сферах жизни, в том числе и на малом бизнесе.

«Пришло понимание, что чистка одежды – это сложная технология»

- Конечно, если компания уйдет, будет бешеный спад. Но потом, я уверена, ситуация выровняется, - считает Аида Богданова. - Человечество живет мозгами и везде найдутся люди, которые стремятся что-то сделать. То же самое касается сферы обслуживания. Я одно время хотела уехать в Москву, но потом решила – ну уеду я туда, а там таких, как я, миллион. А чем я могу там пригодиться? Мне здесь нравится. Но в то же время я хочу, чтобы в плане сервиса здесь жизнь была не хуже, чем в больших городах – щелкнул пальцем, и к тебе приехала пицца. То же самое касается и других сфер обслуживания – взять ту же прачечную и химчистку.

Бизне-вумэн не ограничивается своим районом, а идет в соседние, расширяя своё дело. Прачечная самообслуживания будет первой не только в Ленском районе, но и в республике. По словам Аиды Равильевны, самообслуживание – это совсем другой, пока непривычный для многих формат услуги, но очень перспективный.

- В будущем я планирую структурировать свою работу так, чтобы можно было штамповать свои франшизы во всех городах Якутии. Я могу предоставить оборудование, возможности и обучения, - делится планами предприниматель.

НЕЛЬЗЯ ВЗВАЛИВАТЬ ВСЮ СОЦИАЛКУ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Проблем в этом виде бизнеса, как и в любом другом, хватает. Например, взять тендерные закупки по 223-му закону. Сегодня в Якутии сосредоточено множество промышленных компаний, присутствие которых в теории должно обеспечивать сферу обслуживания заказами. На практике же, по словам Богдановой, взаимодействие с некоторыми крупными компаниями-недропользователями неэффективно.

- Сегодня сложилась практика, что у каждой такой компании имеется собственная аукционная площадка. И каждый диктует свои правила игры. Во-первых, они все разные. Во-вторых, иногда за вход надо заплатить деньги — например, 30 тысяч рублей. Почему за участие нужно обязательно выставить деньги? Зачем обременять нас постоянными взносами? Они хотят денег на нас, предпринимателях, заработать? Или услугу качественнее получить? – сетует Богданова.

«Нужно ли обременять якутского работодателя дополнительными социальными нагрузками?»

Другая крупная проблема, с которой сталкиваются многие бизнесмены — переход от самозанятости к работодательству. В определенный период своей работы, когда предприниматель наработал большой опыт в своей сфере деятельности, клиентская база выросла и его руки уже не в состоянии удовлетворить потребности клиентов. То есть самозанятый предприниматель дорастает до уровня работодателя и уже готов им стать. Однако переходу от самозанятости к более масштабной работе мешает один серьезный фактор.

- Нас, как работодателей, тут же начинают ставить в один ряд с крупными недропользователями — как по социальному пакету, так и по налоговым выплатам. То есть человек, который сам себе даже на дорогу еще не заработал, так как все деньги вкладывает в оборот, а уже должен думать о социальном пакете своего работника. Переходя от портного к работодателю, я не получала удовольствия от того, что становлюсь работодателем.

Проблем свалилось много, новые налоги, новые выплаты и огромная ответственность за социальное обеспечение нанятых людей. Это ж где столько заработать, особенно на первых этапах, - с неудовольствием вспоминает бизнес-вумэн. - Человеку, столкнувшемуся с такими трудностями, приходится изыскивать способы не нанимать людей.

Отсюда вопрос – нужно ли вообще обременять якутского работодателя дополнительными социальными нагрузками, которых нет в других, более благоприятных для жизни и бизнеса, районах России? У Богдановой на этот счет позиция довольно категоричная: нельзя возлагать ответственность за социальную жизнь человека полностью на работодателя, который сам выживает в условиях закрытого рынка, дорогих поставок, не компенсируемых государством, отсутствии дорог и дорогой стоимости энергоресурсов.

«Хочу, чтобы в плане сервиса здесь жизнь была не хуже, чем в больших городах»

- Государство совместно с предпринимателями и недропользователями должны найти решения, в которых выигрывают все. Например, один из вариантов: государство создает внебюджетный фонд, в котором аккумулируются средства государства, предпринимателей, недропользователей и самих же работников. Социальные выплаты производятся по стандартной схеме, - считает Богданова. – Большой социальный пакет мешает развитию региона, развитию предпринимательства, как на начальном этапе, так и в развитии. Мы готовы обеспечивать занятость, предоставлять необходимые для жизнедеятельности товары и услуги, обеспечивать бюджет, выплачивая налоги. А, кстати, из наших налогов государство и производит социальные выплаты. Но ответственность должна быть взаимной. Государство не должно взваливать это только на плечи предпринимателей.

С одной стороны, такую позицию можно посчитать спорной — мол, бизнес хочет уйти от социальной ответственности. Однако позиция Богдановой во многом совпадает с тем, что заявляла лидер движения «Вместе мы — сила» Ирина Котенко на Круглом столе в Совете Федерации.

Напомним, Котенко предложила предусмотреть финансово-экономические механизмы компенсации расходов субъектам малого и среднего бизнеса (особенно микробизнесу), зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, связанных с оплатой работающих у них лицам стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств федерального бюджета.

Логика проста — пусть там, где мелкий бизнес сам еле выживает, функцию по социальной ответственности возьмет на себя государство.

«Мечтаю освободить женщин от рутины гладить и стирать»

Аида Богданова считает в своем деле движущей силой не деньги, как это зачастую принято считать, а мечты.

«Понимаете, люди вдохновляются делами, от которых душа поет. Мотивация – это развитие собственных задумок и инициатив, - считает бизнес-вумэн. – Я, например, мечтаю освободить женщин от рутины гладить и стирать. Пусть у них времени будет больше для себя и семьи».

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров