Экономика 8:30 / 2.8.2017 10906 14

Как Якутия потеряла ключ от газовой кладовой

Как Якутия потеряла ключ от газовой кладовой
Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Заплати налоги, а дальше хоть трава не расти – так вкратце можно описать позицию некоторых недропользователей в Якутии. И главное – формально не придерешься. Яркий тому пример – ситуация с ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» в Вилюйском улусе, которую мы описывали ранее. Едва ли республика получила то, что ей обещали в связи с приходом нового собственника газового месторождения в начале 2010-х годов. Почему так получилось, разбиралось «Якутия.Инфо».

Мы уже писали, что поселок Кысыл-Сыр фактически не ощущает на себе присутствия в районе одной из крупнейших в республике промышленных компаний. Причем лучшие годы поселок переживал не только в советское время, когда главным предприятием в поселке была ВНГРЭ, и затраты на содержание поселка были включены в стоимость бурения, но и в 2000-е годы. С одной стороны, «нулевые» были периодом безвластия, с другой стороны – свою выгоду те годы местные жители тоже получили.

КАК НАЖИВАЛИСЬ НА ГАЗОКОНДЕНСАТЕ

Причина кроется в том, что у кысыл-сырцев был неконтролируемый доступ к дешевому газоконденсату, который можно было использовать в качестве топлива для неприхотливых снегоходов «Буран», лодочных моторов «Вихрь» и тому подобной техники.

Раньше в Кысыл-Сыре было несколько лодочных станций, теперь моторок совсем мало

Как поясняют специалисты, газовый конденсат – это сопутствующий продукт в природном газе. При поставке газа потребителям голубое топливо очищают от газоконденсата, поскольку это нежелательная примесь, присутствие которой чревато технологическими проблемами и может привести к пожару и выходу из строя оборудования. Но при правильно организованном технологическом процессе подготовки газовый конденсат – это щедрый подарок природы владельцам газоконденсатного месторождения.

Средне-Вилюйское газоконденсатное месторождение уникально своим огромным пластовым давлением, благодаря которому газ выходит из скважин и прокачивается до потребителей в Якутске без дополнительных перекачивающих компрессорных станций. Газовый конденсат присутствует в «теле» газа и не требует каких-либо дополнительных мощностей для его извлечения из газоносного пласта. На общей точке сбора газопроводов от скважин (УКПГ) газ проходит очистку от различных примесей, в том числе и от конденсата, который накапливается в емкостном парке.

СПРАВКА

Газовый конденсат представляет собой бесцветную или слабоокрашенную жидкость. Конденсируется из природных (пластовых) газов при снижении давления (ниже давления начала конденсации) и/или температуры. Стабильный газовый конденсат используется исключительно как сырьё для переработки в следующие продукты: бензин, лигроин, керосин, масла, а также для получения ароматических углеводородов: бензола, толуола, ксилола.

Афанасий Максимов

Долгое время газовый конденсат ввиду своей дешевизны и низкозатратной добычи использовался как котельное топливо на предприятиях ЖКХ. Однако потом технологи тогдашнего еще «Якутгазпрома» самостоятельно, из подручных материалов, сконструировали перерабатывающую установку. После простейшей перегонки и последующей обработки специальными присадками конденсат стал похож на низкооктановый бензин А-80. После этого газоконденсат сразу же стал ценным продуктом. Увеличением количества присадкок октановое число можно поднять и до 92 единиц. Себестоимость добычи конденсата низкая – в 2010 году она составляла всего 4,5 рубля за литр. Как мы уже упоминали выше, газ сам извлекает (выносит) из недр ценное топливо.

Раньше газовая система в Якутии была единой – начиная от добычи газа на Средне-Вилюйском нефтегазовом месторождении и заканчивая его поставкой в дома якутян. Однако позже систему разделили на части – добычу отделили от переработки и транспортировки, а установку, перерабатывающую конденсат в бензин, получила в собственность компания Афанасия Максимова «Якол». Лакомый кусок ушел от «Якутгазпрома» против воли руководства республики, которое не захотело с этим мириться. Начались знаменитые «газовые войны», в ходе которых велась, в том числе, борьба за газоконденсат. Не вдаваясь в подробности тех войн, отметим, что 2000-е годы хоть и стали для кысыл-сырцев временем лихолетья, но принесли некоторую выгоду.

«Когда «Якутгазпром» дербанили, в компании начался период безвластия и бардака, - вспоминает один из местных жителей. – Задолженность по зарплате на предприятиях была более года, а газоконденсат можно было достать в «Якутгазпроме» по связям фактически бесплатно. В поселке он стал очень популярен – его использовали для моторных лодок, буранов, нетребовательных к качеству топлива ЗИЛов и УАЗиков. Многие семьи выживали за счет рыбалки и охоты. Вы не поверите, но в Кысыл-Сыре в нулевые годы работало пять-шесть лодочных станций, и у жителей было достаточно топлива для прожорливых “Вихрей”».

Новые хозяева «ЯТЭК» - братья Магомедовы

Однако к концу «нулевых» топливное раздолье закончилось – в 2007 году «Якутгазпром» приобрела финансовая группа «Сумма». Компания переименовалась в «Якутскую топливно-энергетическую компанию» и перешла под контроль предпринимателей – братьев Магомедовых. У Афанасия Максимова стали отжимать активы, в том числе заправки «Якол», торгующие тем самым газоконденсатным бензином.

Когда в «Якутгазпром» пришел новый хозяин, приобрести дешевый газоконденсат стало невозможно. «ЯТЭК» стал торговать дешевым переработанным конденсатом через свои заправки, но уже по рыночной цене. А там уже каждый литр на счету.

НОВЫЙ ХОЗЯИН – НОВЫЕ ПРАВИЛА

Кстати, об Афанасии Максимове здесь отзываются с ухмылкой. «Какой он, к черту, Манчаары, когда он только под себя гребет», - говорит один из кысыл-сырцев. Впрочем, именно Максимов в свое время больше всех говорил о том, что Якутии необходимо вкладываться в производство своего топлива – бензина и сжиженного газа. К сожалению, «Манчаары» так и не был услышан.

Один из главных продуктов «ЯТЭК» - бензин из газового конденсата. Однако некоторые водители в Кысыл-Сыре признались нам, что были случаи, когда машины, заправленные таким топливом, замерзали на трассах или в тайге. Скажем так, вопросы к качеству продукта есть – то метанольная вода в трубках замерзнет, то пластмассовые детали топливной системы автомобиля растворятся, то свечи системы зажигания откажут.

Во-вторых, «ЯТЭК», по сути, вытолкнул с рынка другого монополиста – республиканскую компанию «Сахатранснефтегаз», с еще одного важного направления – производства сжиженного газа.

Глава Кысыл-Сыра Николай Салимоненко

«В ведомственной газете «ЯТЭК» «Нефтегазовые горизонты» ярко описывалось, как скоро здесь начнут производиться высокооктановые бензины и масла, будут созданы новые рабочие места, - говорит глава поселка Кысыл-Сыр Николай Салимоненко. – Презентовались совместные проекты со скандинавскими компаниями. Руководство «ЯТЭКа» делало вид, что и само верит себе, бодро рапортуя об увеличении запасов газа на месторождении, а специалисты-геологи недоумевали: «Месторождение в эксплуатации уже 50 лет. Газ только расходуется, прирост запасов – за счет чего?». Приезжие руководители-менеджеры поясняли геологам: «Прирост получен методом перерасчета запасов». Оказывается, существует и такой метод увеличения запасов. Было ведро объемом 10 литров, а пересчитали – стало 20. Так бывает? Масштабного производства здесь на сегодня нет. Соответственно, обещания о том, что мы завалим рынок высокооктановым топливом и маслами широкой линейки, тоже не сбылись».

Сегодня в Кысыл-Сыре на промысле запущена установка по сжижению газа. Салимоненко, как бывший сотрудник «Якутгазпрома» со стажем, считает, что техническое несовершенство установки очевидно.

«Инженерные решения явно не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Свидетельство тому – огромный черный столб дыма, поднимающийся с территории промысла, отравляющий нашу атмосферу, питьевую воду в озере и тайгу, где мы многие годы собирали ягоды и грибы, - говорит Николай Григорьевич. – И это обещанные скандинавские проекты, рабочие места и вклад «ЯТЭК» в охрану окружающей среды?! Ежегодно десятки лучших работников уезжают из поселка. Многие, вновь приехавшие на работу в «ЯТЭК» ИТР, понимающие сущность процесса добычи и переработки газа, уезжали в этот же день, не распаковав чемоданов, только ознакомившись с промыслом, оборудованием и условиями работы и жизни».

Сжиженный газ активно используется автомобильным транспортом - например, автобусами в качестве дешевого и экологически чистого топлива. На нем ездят автомобили, оснащенные газобаллонными системами.

Раньше газовая система в Якутии была единой, позже ее разделили

Раньше природный газ поставлялся на Якутский газохимический завод компании «Сахатранснефтегаз» с присутствием в нем пропан-бутановой фракции – необходимого компонента для производства сжиженного газа. После того, как «ЯТЭК» запустил в Кысыл-Сыре собственную установку по глубокой осушке газа, в Якутск газ поступает по трубе фактически сухим – то есть больше не содержит в себе пропан-бутановой фракции.

В результате пострадал потребитель. Дело в том, что раньше неосушенный газ поступал в Якутск по трубе – а как мы знаем, трубопроводный транспорт самый дешевый. Сейчас же его везут из Кысыл-Сыра в Якутск в сжиженном состоянии так называемыми «наливниками» - специальным автомобильным транспортом, приспособленным для перевозки сжиженного газа. Перевозка автотранспортом обходится намного дороже транспортировки по трубе. Следовательно, цена на сжиженный газ выросла – если раньше он стоил в Якутске 15,50 рублей, то сейчас цена доходит до 22 рублей за литр.

Можно ли это считать достаточным шагом вперед? «ЯТЭК», в принципе, можно понять – это коммерческая организация, уставной целью которой является извлечение прибыли от результатов своей хозяйственной деятельности. В мире наблюдается перепроизводство бензина, квоты на нефтепродукты поделены между нефтепоизводителями. На внешнем рынке жесткая конкуренция, все ниши заняты – туда не вклиниться. Остается единственный путь: хочешь увеличить прибыль – поднимай цену на внутреннем рынке. Поэтому снижения цены на топливо мы вряд ли дождемся.

ГАЗОВЫЙ МОНОПОЛИСТ ВЫВОДИТ ВСЕ В ООО-ШКИ

Напомним, что целью нашей поездки в Кысыл-Сыр являлось изучение бизнес-климата в промышленных районах. А именно – изучение того, как крупные промышленные компании взаимодействуют с местными предпринимателями.

Сразу скажем – в Кысыл-Сыре малым бизнесом, по большому счету, не пахнет. Помимо предпринимателей, торгующих продуктами и производящих хлеб, здесь по сути ничего нет.

Центральное здание ЯТЭК выглядит куда лучше здания администрации

Впрочем, некой аналогией взаимодействия промышленной компании с «малым бизнесом» можно назвать перевод «ЯТЭКом» некоторых своих структурных подразделений в отдельные ООО-шки. Например, в отдельное ООО вывели автобазу, чтобы сотрудники сами себе искали работу и подряды, а «не сидели мертвым грузом в отчетности компании».

Со стороны выглядит логично. Однако вопрос – какую работу может найти автотранспортный цех, ориентированный исключительно на работу в газовой промышленности, кроме как в газовой промышленности?

Здание администрации Кысыл-Сыра

«Есть спецтранспорт, который работает только по скважинам. Представьте, сейчас начальник автоцеха или директор ООО-шки отправит куда-нибудь спецтранспорт зарабатывать деньги – например, заключит договор с «Сургутнефтегазом», и в нужный момент (а это обычно бывает ночью, в праздничный или выходной день и в самый лютый мороз) нечем будет обслуживать свой газовый промысел, обеспечивающий жизнедеятельность Якутска, - говорит Николай Салимоненко. – По сути, мы это уже проходили в ВНГРЭ в 1987- 1990 годы, когда активно внедрялся межцеховой хозрасчет. Но в последующем такая практика была признана не соответствующей потребностям и целям деятельности предприятия».

Вопрос – для чего это делается сегодня? Уж не для того ли, чтобы показать более «красивую» отчетность с минимальными расходами? Большинство рабочих, с которыми нам удалось поговорить, считают, что в результате таких мер люди теряют в зарплате. Но такая практика все равно внедряется.

НЕТ НАРУШЕНИЯ В СТРЕМЛЕНИИ ЗАРАБОТАТЬ БОЛЬШЕ

«Крупный бизнес своими планами не делится. На производствах у нас всюду проводят оптимизацию, сокращаются зарплаты. По этой причине нет увеличения числа рабочих мест, а, следовательно – нет увеличения поступлений НДФЛ в местный бюджет, - говорит Николай Салимоненко. – Самые большие налоги не остаются на территории, на которой добываются ресурсы, а уходят в Москву. Поэтому у нас дотационный бюджет, и мы не можем содержать Кысыл-Сыр самостоятельно. В поселке катастрофически падает численность населения – ежегодно отсюда уезжают лучшие люди. А собственник компании-монополиста живет по принципу «заплати налоги – живи спокойно». В принципе – формально у администрации поселка нет претензий к владельцам предприятия. Задолженности по налогам у предприятия нет. Работа предприятия ориентирована исключительно на извлечение прибыли – то есть на интересы узкой группы людей, а не республики».

С продажей «Якутгазпрома» мы потеряли контроль над социальной политикой промышленной компании

Действительно, формально, нет никакого нарушения в стремлении заработать больше, а потратить меньше. Однако зададимся вопросом – получила ли Якутия выгоду от того, что в свое время раздробила и продала такой важный газовый актив, принадлежавший «Якутгазпрому»?

Республика потеряла контроль над газовым месторождением и рынком газоконденсата. Более того, с продажей «Якутгазпрома» мы потеряли контроль над социальной политикой промышленной компании – теперь она может жить, руководствуясь только законами капитализма, не думая о населении, которое стремительно сокращается. И формально тут ничего не предъявишь. Как говорится, заплатил налоги – живи спокойно.

«Я считаю, что весь газовый сектор должен находиться в собственности республики. А сейчас мы имеем полное противоречие здравому смыслу – территория принадлежит Якутии, газ находится в Якутских недрах, предприятие находится на якутской земле, но республике достаются крохи налогов, дым от переработки и ущерб экологии. Предприятием должны заниматься не менеджеры, зарабатывающие деньги и выводящие их за пределы республики, а специалисты в газовой отрасли, работающие во благо территорий и поселений, на которых находятся запасы полезных ископаемых. Когда было единое предприятие «Якутгазпром», были оптимальные условия эксплуатации. Одно предприятие добывало, перерабатывало, транспортировало и продавало, доход от деятельности оставался в республике», - считает Николай Салимоненко.

Чем думали государственные мужи в конце «нулевых»?

ЧЕМ ДУМАЛИ ГОСМУЖИ В НУЛЕВЫЕ?

Чем думали государственные мужи в конце «нулевых», продавая столь лакомый и стратегически важный для республики актив – остается только гадать. Правилом «государство – неэффективный собственник» у нас любят вертеть так, как удобно. Когда нужно кормить зомби-экономику дотациями (такие предприятия, как ГУП «ЖКХ», «Сахабулт») или кредитами за счет населения (такое предприятие, как тот же «Сахатранснефтегаз») – тут государство «эффективный собственник». А когда речь о стратегических монополиях, то решения принимаются совершенно противоположные.

И, что самое обидное, никакого контроля за лакомыми стратегическими кусками, приватизированными пришлыми частными компаниями, якутские власти обеспечить не могут.

Комментарии

  • Илья
    10:10 / 2.8.2017

    газовая мафия в сговоре с властью + лохи местные и народ = маржа , счета, виллы, хорошая жизнь у кого ?

  • Ураанхай
    10:33 / 2.8.2017

    Во всем виноваты наши безяйцевые президенты республики, а так же их окружения, которые допустили данные ошибки. Скажу напрямую. В Якутии множество месторождений и почему наш президент не может договориться хотя бы об одном месторождении? Надо гнать этих магамедов с нашей земли. Просто напросто перестаньте покупать у ятэка газ и проведите трубу с другого месторождения. Маги быстро манатки соберут, им некуда будет девать свой газ. В СЛАБОСТЬ-ЯКУТИИ(Сила-Сибири) их не пустят это точно.

  • Патриот
    13:09 / 2.8.2017

    Дагестанцы, отдавайте ЯТЭК республике! Уранхайдаар, баргыт дуо?!

  • Магомед
    13:20 / 2.8.2017

    Земля общая где хочу там живу и работаю

  • Александр
    14:55 / 2.8.2017

    А что дерьмовые фото уже кончились? Смотрю повторы пошли. Видимо не заплатили вот теперь и кушайте.

  • Патриот
    17:50 / 2.8.2017

    Уруй Айхал, сахалаар, ЯТЭГы бээтигэр ылынг! Би5иги байбыт!

  • Вася
    23:10 / 2.8.2017

    Статья ниочём. Поностальгировали о 90-х годах и халявном краденом конденсате, пожурили Максимова, где варианты решений? Якутия на деньги от продажи акций Алроса может выкупить Ятэк и обеспечивать Якутск бесплатным газом, тогда деньги Якутии будут работать на всех якутян.

  • Патриот
    1:05 / 3.8.2017

    Значит надо добиваться, чтобы дагестанцы сдали ЯТЭК подешовке и ушли с Саха республики

  • декабрист
    12:10 / 3.8.2017

    В данных условиях только приход большого "Газпрома" более-менее может решить проблему. Только видать невыгодно ему все это.

  • Минсаха
    12:24 / 3.8.2017

    Штыров наверное продал,то надо штырова под суд,за не законную продажу собственности республики. Это не было продиктовано интересами республики, а продиктовано личными интересами господина Штырова.

  • Патриот
    12:32 / 3.8.2017

    Надо расследовать дело как пилили Якутгазпром все заново поднять и выяснить что продали Якутгазпром подешгевке

  • Арсен
    12:58 / 3.8.2017

    Был я в кысыле, с производством у ятэк всё ок! газ у нас в якутске будет всегда, а вот поселок заброшен и этот глава салимоненко который в статье всех обосрал самый главный вор и раздалбай. за пять лет правления даже здание администрации покрасить не смог, а за флаг якутии на фото ему морду набить надо.

  • Надежда
    1:10 / 4.8.2017

    Один вид над крышей администрации показывает уровень Власть придержащих.

  • Александр
    16:15 / 14.2.2020

    Штыров главный ворюга

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров