Культура 21:28 / 7.9.2018 4889

Документалист Ирина Шаталова: «Интерес к документалистике растет»

Документалист Ирина Шаталова: «Интерес к документалистике растет»
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: автора, из интернета

YAKUTIA.INFO. В Якутске впервые проходят международные Дни документального кино. Две центральные программы, представленные в рамках смотра, называются «Эхо Докера» и «Докмобиль», где зрители имеют возможность увидеть несколько картин, ставших лауреатами и победителями международного фестиваля документального кино «Докер», который вот уже пятый год проходит в Москве.

Эти фильмы в Якутске представляет директор этого фестиваля Ирина Шаталова. Она как оператор, который работает в жанре документалистики и тем более как директор международного кинофестиваля, как никто другой знает о том, что сейчас происходит в документальном кино в России и в мире. В интервью «Якутия.Инфо» она рассказывает о приведзенных в Якутск программах, о фестивале «Докер», а также о том, чем живет документальное кино в России.

О ПРОГРАММЕ «ДОКМОБИЛЬ» И «ЭХО ДОКЕРА»

Наша совместная с Гете-институтом программа «Докмобиль», наверное, представляет наибольшую ценность. Именно для нее мы привезли авторов. А состоит она из двух картин – с немецкой стороны это фильм «Счастливые», а с российской «Зоя и Валера». В этой подборке мы пытались найти какие-то пересечения между российским и немецким фильмами. И здесь пересечение довольно наглядное – возрастные герои и в обоих фильмах герои начинают свою жизнь по-новому. Нам это показалось довольно интересным, особенно в контексте того, что вообще тема возраста обсуждаема.

Пенсионная реформа опять же..

Да. И нам было интересно, как на нее смотрят документалисты и как это воспринимают зрители. И эту программу мы собираемся продолжать дальше. Получается, Якутии является стартовой площадкой. А дальше мы поедем в Екатеринбург, Чебоксары уже с другими фильмами. А задача нашей программы - донести редкие фильмы в регионы, а также обменяться опытом вот этого российско-немецкого сотрудничества.

«ЭХО ДОКЕРА»

Это фильмы из нашего фестиваля «Докер» - китайский, итальянский и израильский, получившие те или иные призы. И в Якутске это будет буквально второй или третий показ в России. У нас нет возможности после фестиваля везти эти фильмы еще куда-либо. А вот сейчас такая возможность представилась в Якутске. Все картины на разные темы. Взять, например «Пятое солнце» - это такое роуд-муви о финском путешественнике, и в нем идут размышления о том, что есть странствие для человека. Там очень много поворотов, курьезных моментов. И это кино очень зрительское. Китайская картина «Ткачи» будет интересна прежде всего тем, кому близка азиатская культура. Его снимали три года и это очень серьезное погружение в жизни двух семей и в те современные реалии, в которых они живут. Ну, а третий фильм «Вавилонские мечтатели» рассказывает историю подростков, которые живут в очень сложных кварталах Израиля и выживают в этих непростых условиях благодаря своем увлечению брейк -дансу . Фильм очень вдохновляющий.

О ФЕСТИВАЛЕ «ДОКЕР»

Отличительная особенность фестиваля «Докер» в том, что он вырос из профессиональной среды. Фестивалей очень много и история у них разная. У нас произошло так: мы, люди занимающиеся документальным кино – операторы, режиссеры, звукорежиссеры – всегда видели очень много прекрасного кино на фестивалях за рубежом и понимали то, что у нас в России такого нет. И в 2011 году мы начали постепенно начали подходит к созданию фестиваля. Сначала это были просто кинопоказы, мы находили спонсоров, выходили на посольства и старались привозить авторов фильмов. И вот постепенно все это превратилось в фестиваль. Сначала фестиваль был очень маленький - первый раз пять лет назад он проходил в Центральном доме журналистов в зале на 100 мест. Но вот за это время он вырос до того, что открытие и закрытие последнего фестиваля проходило в кинотеатре «Октябрь» на полторы тысячи мест. И при всем при этом, мы до сих пор не нашли никакой государственной поддержки. То есть все то, что мы делаем это все благодаря спонсорам и входным билетам. И в этом, кстати, мы еще и приучаем зрителей платить за документальное кино. Поскольку есть мнение если кино документальное, то бесплатное.

А как вы считаете, почему государство не поддерживает фестиваль, учитывая, что такого рода смотр фактически единственный в России?

Чтобы государство поддерживало, нужно подавать заявки на проекты. И в первые три года мы подавали документы в Министерство культуры и просили поддержки. Но думаю, что на тот момент у нас не было достаточного веса. Нам говорили, что «вы молодцы, мы посмотрим, делайте». А потом в какой-то момент мы перестали подавать заявки на поддержку. Но в этом году, когда мы пересекались с представителями Департамента по кинематографии, поняли, что с их стороны заинтересованность есть. Они нас знают и даже кто-то из них приходит на открытие-закрытие. И поэтому мы решили подать заявку на поддержку на следующий фестиваль. Но в любом случае полагаться только на государство не получится. У нас присутствуют почти все континенты – привезти жюри, расселить гостей. Все это требует опеделенных затрат.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О НОМИНАЦИЯХ

Отличительная особенность фестиваля в том, что у нас исключительно профессиональные номинации.То есть не только лучший фильм, но еще и режиссура, операторская работа, звук и так далее. И в России по документальному кино такой конкурс есть только у «Докера». Еще один момент - все мы те, кто проводит фестиваль, не являемся профессиональными event-менеджерами – мы все работаем в кино.

Интересно, а как вы отбираете картины? Может, каждый год у вас есть какая-то определенная тематика?

Здесь очень важный момент – мы не задаем какой-то определенной тематики. Мы принципиально не хотим вновь выходящие фильмы ставить в какие-то рамки. Но в тоже время, когда мы начинаем отбор фильмов на следующий фестиваль (а мы отсматриваем порядка двух тысяч фильмов), то видим, что имеется определенная тенденция в работах самих авторов. И наш программный директор ее понимает. Например, в прошлом году на первый план вышла тема семьи – эта тема витала в воздухе. И вот когда мы понимаем эту тенденцию, то начинаем отсекать те или иные картины.

То есть вы берете тенденцию из самой жизни - от того, какие проблемы волнуют авторов фильмов и, соответственно, которые отражаются в их работах.

Да, и она довольно четко прослеживается вне зависимость от того, где фильм был снят. И мы эти параллели видим.

О ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ В РОССИИ

А что сейчас интересует российских документалистов?

В последнее время стало появляться много работ, которые погружены вглубь человека и в них подробно идет исследование героя. Если брать конец девяностых – начало двухтысячных то было очень много событийных фильмов, построенных на каких-то происшествиях. А в новых картинах мы все глубже погружаемся в психологию человека.

Есть какие-то тенденции в развитии документалистики в России в последние годы.

В российской документалистике есть два такие явления , которые направлены друг против друга. Первое - это кино, которое производится по заказу Министерства культуры уже давно существующими студиями, которые внутри себя ничего не меняют, фактически ничего не обновляя. И это кино устаревает. И продюсеры этих фильмов даже не думают, как их продвигать. Им важно отчитаться. И все мы надеемся, что это грустное направление будет меняться. Там, конечно, тоже есть хорошие работы, но большую часть просто невозможно смотреть. А другое явление – эта такая новая энергичная и современная струя. Они пытаются снимать сами, выходят на новый уровень и думают уже и о прокате. В общем, мыслят современнно. А вообще было бы хорошо, чтобы эти две тенденции объединились. Молодежь бы поддерживало Министерство культуры, а старые студии как-нибудь бы реконструировались.

Каково место документального кино, кто сейчас его зритель?

Сейчас документалистика выходит на уровень такого культурного пласта, где существуют выставки, современный театр. То есть аудитория, которая посещает эти мероприятия – это те же самые люди, что пойдут смотреть документальное кино. И для меня это примерно то же самое просвещение – идешь ли ты на выставку или смотришь хорошее документальное кино. Но, конечно, это не массовое искусство и никогда им не будет.

А интерес все-таки у публики к до растет?

Да, даже по статистике. Раньше публика заинтересовывалась либо чем-то видовым, либо политическим. Есть еще интерес к так называемым фанатским фильмам – как то фильмы о рок-музыкантах, например. Но постепенно аудитория разрастается и люди идут смотреть и другие фильмы. И за последний год-два порядка двадцати российских фильмов вышли в ограниченный прокат. И у нас на фестивале тоже есть хороший пример удачного проката. В прошлом году была премьера фильма «Кошки» - это документальный фильм о кошках, где через истории кошек зритель приходит к историям людей. И, несмотря на попсовость темы, он обладал всеми достоинствами хорошего кино. Фильм взяли прокатчики и он за год стал самым кассовым документальным фильмом года. В общем, докуметальное кино может быть зрительским и мы со стороны нашего фестиваля стараемся интерес к этому жанру у публики подогревать.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров