Успех 12:00 / 16.5.2015 2416

Алмазная биржа: «Чем Якутск хуже Габороне?»

Алмазная биржа: «Чем Якутск хуже Габороне?»
Текст: Игнат Алексеев

Смелая, а это значит, не без авантюры идея может принести миллионы или даже миллиарды, а может обернуться полным провалом. Несмотря на то, что более вероятен второй сценарий, инвесторы ищут и вкладываются в свежие, на первый взгляд абсурдные идеи. Почему? Потому что, если хоть одна из сотни идей «выстрелит», это может сулить миллиардные прибыли.

Наш постоянный эксперт, кандидат экономических наук Юрий Данилов верит в одну такую идею. Он так и говорит: «Она точно выстрелит».

Откуда идея?

Идея не нова, в России еще в 1996 году была создана Алмазная палата России, которая открыто позиционировала себя как российская алмазная биржа. Целью палаты было развитие цивилизованного, открытого, отвечающего современным мировым требованиям и внутренним потребностям рынка алмазов и бриллиантов.Алмазная палата России сотрудничала с «АЛРОСА» в организации алмазных аукционов, но затем компания отказалась от сотрудничества и переключила деятельность по реализации алмазов на свои сбытовые подразделения и зарубежные торговые площадки.Общеизвестно также, что в 90-х годах происходила скандальная афера с продажей российского алмазного сырья (так называемое дело «Голден Ада»).

В конце 2004 года была основана Московская алмазная биржа, однако в ноябре 2010-го Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приняла решение об аннулировании лицензии управляющей компании из-за неоднократного нарушения биржей законодательства России. Резюмируя сказанное, можно сказать, что, как всегда, в нашей стране исполнение идеи оказалось таким, что до сих пор попытки создать в России центр алмазной торговли в стране к успеху не привели.

В«Схеме 2020» говорилось о создании на территории Республики Саха особой экономической зоны (ОЭЗ) гранильной и ювелирной отраслей промышленности, ни о какой алмазной бирже речи не шло. Впервые вопрос создания алмазной биржи в Якутске при ОЭЗ был поднят отделом экономики недропользования НИ ИРЭС СВФУ в 2013 году в рекомендациях Министерству экономики и промышленной политики РС(Я) (Данилов Ю.Г. тогда являлся зав. отделом – прим. ред.). Затем эти предложения были опубликованы автором в ряде научных изданий. Почему идея не получила развития – вопрос к нашим властям», – рассказывает директор ИАЦ «Эксперт» НИ ИРЭС СВФУ Юрий Данилов.

Дошло ли предложение якутских ученых до высокого начальства или просто вопрос сам актуализировался, не знаем, но в начале 2014 года полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев во время своего визита в Мирный дал поручение проработать вопросы создания алмазной биржи в Якутии и организовать в Мирном гранильное производство.

Мультипликативный эффект

«Идея очень хорошая, – продолжает кандидат экономических наук. – Представим такую ситуацию, что Запад ужесточает санкции по отношению к России. «АЛРОСе», которая преимущественно работает на Антверпенской бирже (в 2014 году 56% алмазного сырья «АЛРОСА» реализовала через Бельгию), придется искать другие рынки сбыта – ОАЭ, Израиль, Китай… Но почему же не создать биржу в самой республике, где ведется добыча? В Объединенных Арабских Эмиратах не добывают ни одного карата алмазов. Но в Дубае 10 лет назад была создана алмазная биржа, которая получает около трех миллиардов долларов прибыли в год».

Здесь важно отметить, что речь идет о торговле не бриллиантами, а алмазным сырьем. Многие люди путают алмазы и бриллианты, так что попытаемся объяснить на пальцах: бриллиантовое кольцо, прежде чем стать ювелирным украшением, проходит три этапа: добычу (алмаз), огранку (бриллиант) и собственно создание ювелирного украшения на его основе. На каждом из этих этапов камень получает добавочную стоимость.

«Самую высокую наценку, конечно, получает ювелирное изделие. Добавочная же стоимость после этапа огранки не очень высока. Поэтому гранильные заводы существует преимущественно при ювелирных компаниях. И тут возникает вопрос: смогут ли местные ювелирные компании составить реальную конкуренцию зарубежным? Учитывая долю якутских огранщиков и ювелиров от мирового рынка бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами, ответ на вопрос очевидный: не смогут. Когда-нибудь возможно, но сейчас это будет, думаю, сложно даже на российском рынке», – прогнозирует Юрий Данилов.

Поэтому, считает эксперт, надо быть реалистами и ставку делать сейчас на продажу именно алмазного сырья, а уже потом браться за остальное. «На ходу термин «мультипликативный эффект», – подытоживает он. – Именно его мы получим, если создадим алмазную биржу – пользу от этого получат отрасли связанные с алмазами, а также другие сферы деятельности. Так что создание алмазной биржи было бы по-настоящему прорывным для республики проектом в условиях экономического кризиса и введения санкций со стороны стран Запада. Это проект, который можно и необходимо реализовать».

Ответ скептикам

Конечно, будет много скептиков, которые скажут: «Кто поедет в Якутию?» Но тем, кто ратует за создание биржи, есть чем парировать. «Перед нашими глазами пример Ботсваны. Это африканская страна, которая по стоимости добытых алмазов занимает первое место в мире, – рассказывает Юрий Данилов. – Раньше она работала через Лондонскую биржу, но в прошлом году они начали торговать алмазами на своей территории. Казалось бы, кто поедет в Африку покупать алмазы? Но ведь едут. А я не думаю, что уровень развития необходимой инфраструктуры в Якутске ниже, чем в Габороне».

(с) Наш университет

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров