Председателя районного совета и бывших депутатов Ил Тумен обвиняют в клевете
YAKUTIA.INFO. Выборы завершились, но выборные дела – еще нет. В Нерюнгри сразу на другой день после подсчета голосов, шестеро проигравших «илтумэновцев» выразили протест по результатам выборов.
Речь идет о выборах в Ил Тумэн на Нерюнгринском округе №18. Это поселки Нерюнгринского района и МДЗ (микрорайон деревянных застроек) города Нерюнгри. За мандат боролись 7 кандидатов: Александр КОШУКОВ (победил с хорошим отрывом, набрав 1752 голоса), за ним - Виктор ЛЯШКО (1219 голосов). Оба члены Единой России, но шли на выборы как самовыдвиженцы. Затем справоросс Виктор СЕЛИН (736 голосов), самовыдвиженец Аркадий ПЕСТОНОВ (650 голосов), еще один единоросс Михаил ДЕРЕВЯШКИН (на пять голосов меньше), самовыдвиженцы Андрей МАТЯШ (член ЛДПР) и Оксана КОЖЕМЯКИНА (338 и 230 голосов соответственно).
Как только стали известны предварительные результаты выборов, все проигравшие дружно подписались под письмом, в котором назвали Александра КОШУКОВА «криминальным кандидатом, уличенным в употреблении наркотиков», обвиняли его в шантаже и просили не допустить «проникновения во власть представителей криминального мира». Это обращение обиженные бывшие кандидаты направили жалобы в ТИК, в ЦИК и даже к Дмитрию МЕДВЕДЕВУ (текст в приложении).
Выборы вообще грязное дело. Может потому, что победителей в нашей стране еще ни разу не судили? Москвичи выкладывают в Интернет видеозаписи с вбросами бюллетеней, в Якутске рассказывают о «каруселях», в Нерюнгри слышно про покупку голосов за наличные, за водку. Будто бы на дороге к избирательным участкам открыто стояли столики, где наливали, давали закусить и бутылку с собой. А в поселках Нерюнгринского района якобы покуролесила полиция, пытаясь изолировать неугодных наблюдателей.
Но есть и документы: подметные письма якобы от имени Михаила ДЕРЕВЯШКИНА с обращением о его отказе баллотироваться. Есть несколько выпусков листовок с логотипом «Индустрии Севера», где откровенную ложь вылили на всех.
По большому счету возмущение кандидатов понятно. Но при ближайшем рассмотрении возникают вопросы…
Почему заявители не предоставили ни одного доказательства? Об этом прямо говорится в ответе ТИК – «имеются только голословные заверения самих заявителей».
Почему в «помойных» листовках больше всего «чернухи» досталось именно «криминальному авторитету» Александру КОШУКОВУ?
Почему проигравшие не заручились хотя бы свидетельскими показаниями?
И наоборот, есть данные, что некоторые возмущенные подписанты замечены в ситуациях, которые они сами называют «беспределом».
Например, интервью чульманского наблюдателя от Александра КОШУКОВА, которая рассказывает, как ее хотели «ликвидировать» (см. http://mix14.livejournal.com/148484.html):
- Я приехала в ДК во втором часу, Селин уже там был. Он меня увидел, естественно узнал. И я слышу, как он говорит своим наблюдателям, чтобы они «пробили» про меня – кто я такая, откуда я и тому подобное. А потом человек, который работал у нас в полиции, позвонил и сказал, что они, которые от Селина, хотят меня ликвидировать. Я испугалась очень, я плакала, у меня истерики были, все у меня было… Я подумала сначала, что меня убить хотят. Но потом мне объяснили, что они хотят на основании заявлений взять меня в полицию и продержать там несколько часов. Пока идет голосование.
И спустя месяц после тех событий женщина не может прийти в себя, даже интервью давала «без лица». Но говорила все-таки на камеру и оставила свои координаты.
А в Беркаките нашлись сразу два свидетеля «беспредела» (см. http://mix14.livejournal.com/152942.html). Правда, по их словам, те безобразия устраивал вовсе не Александр КОШУКОВ, а наоборот – начальник станции Беркакит Виктор ЛЯШКО, организовавший жалобы с обвинениями.
- Прямо напротив входа в избирательный участок на скамейке сидели две железнодорожницы, - рассказывает Зоя РОМАНОВА, кандидат в депутаты райсовета от партии «Гражданская Платформа». - Перед ними на раскладном столике стояла водка, закуска, запивка… Кто проходил мимо – тех подзывали, наливали и при этом агитировали голосовать за Ляшко.
А наблюдателя от «криминализированного» Александра КОШУКОВА Наталью КОНДЕНКО пытались не только запугать, но едва не арестовали.
- Я только начала заходить в избирательный участок, а Ляшко мне с лестницы: «Продажная, ты еще пожалеешь!».
И действительно, через некоторое время угроза воплотилась в действие. По чьему-то устному заявлению Наталью задержал полицейский (старший сержант-кинолог Кирилл УСТИНОВ), а вскоре ее отвезли в УВД. Благо там уже был юрист от Александра КОШУКОВА, который указал на незаконность задержания и потребовал немедленно освободить наблюдателя.
Обращает внимание факт, что эти люди открыто выступили перед объективом и готовы так же открыто выступить в суде, потому что действительно возмущены спаиванием избирателей, незаконной агитацией и убеждены в своей правоте.
Но у людей, достаточно наслышанным про грязные выборы, вызывает досаду даже не пренебрежением законом отдельных кандидатов, а их небрежное отношение к документам и к своим подписям.
На что рассчитывали подписавшиеся? Неужели бывший депутат Ил Тумен всерьез полагал, что его обращение к лидеру партии отменит результаты выборов на основании «голословного заверения» (пусть даже коллективного)? Почему никто не подумал об ответственности за выражения типа «бандитский беспредел», «проникновения во власть представителей криминального мира»? Как можно писать слова «…криминализированного кандидата Кошукова А.А., уличённого в употреблении наркотиков», не имея на руках документов?
Всем подписавшимся под жалобой был задан вопрос «Есть у них документы, уличающие кандидата в криминальном прошлом и употребление наркотиков?»
Михаил ДЕРЕВЯШКИН, генеральный директор ОАО «Нерюнгриэнергоремонт», депутат Ил Тумен 4-го созыва: Я не буду комментировать эту ситуацию. Все вопросы к Ляшко.
Оксана КОЖЕМЯКИНА, директор филиала страховой компании «Стерх»: Я подписала письмо, потому что мне показали копии документов. Кто показал, не скажу.
Виктор ЛЯШКО начальник железнодорожной станции Беркакит, депутат Ил Тумен 3-го созыва. Вообще отказался говорить на эту тему. Когда человек, который собирает подписи под серьезными обвинениями не желает (не может) объяснить свой поступок – это достаточно характеризует его личность и наводит на определенные мысли. Как минимум безответственность, а по большому счету – умышленная клевета и попытка спрятаться за спинами людей.
Андрей МАТЯШ, предприниматель: есть фотографии, где возле избирательных участков в день голосования стояли машины с фотографиями Кошукова, наклеенные изнутри. Наблюдатели писали заявления о нарушениях. [Фактически ушел от заданного вопроса. Прим. автора]
Аркадий ПЕСТОНОВ, директор ОАО «Сервис Авинер»: Неужели там так написано? Я не вчитывался в это письмо – Виктор ЛЯШКО предложил, я подписал. Да весь город знает про Кошукова. [Что «не вчитывался» - это правда. Даже не заметил, что его фамилия напечатана с ошибкой - Пистонов. Прим. автора]
Валерий СЕЛИН, председатель Нерюнгринского районного Совета, депутат районного Совета 2-го и 3-го созывов: я не видел никаких документов о криминализации или о наркотической зависимости Александра КОШУКОВА.
Александр СИЛИН, депутат Нерюнгринского районного Совета
P.S. В Нерюнгринский суд подготовлен иск о защите чести, достоинства, деловой репутации. Ожидаются результаты лингвистической экспертизы. Истец – Александр КОШУКОВ, ответчики – бывшие кандидаты в депутаты Ил Тумен.