Профсоюзы Якутии против перехода на аутсорсинг
News.iltumen.ru. О том, что аутсорсинг – это мина замедленного действия для рынка труда республики, в профсоюзах Якутии говорили давно. В очередной раз об этом было заявлено на расширенном заседании постоянного комитета по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я), которое провел его глава Александр Корякин.
Стоит напомнить: впервые об аутсорсинге в Якутии широко заговорили после того, как было озвучено Бюджетное послание президента РС(Я). Согласно последнему в бюджетных учреждениях предлагается перевести на аутсорсинг около 30% обслуживающего персонала.
Для того, чтобы разобраться, насколько эффективно новшество и не будут ли ущемлены социально-трудовые права бюджетников, в парламент пригласили профсоюзных лидеров основных бюджетных отраслей и представителей министерств. Причем, как заметил А. Корякин, встречу инициировала Федерация профсоюзов РС(Я) – она обеспокоена последствиями внедрения аутсорсинга. Впрочем, парламентарии тоже за то, чтобы сначала подсчитать минусы и плюсы. «Надо проанализировать, насколько необходимо внедрять нестандартные формы занятости. А также точно определить права и обязанности сторон, правовые гарантии работников и т.д.», – сказал он.
Заместитель председателя Федерации профсоюзов РС(Я) Валентина Кириллина объяснила, чем вызвано проведение такого совещания: «Уже с лета к нам стали обращаться люди, и эти сигналы нас очень тревожат».
Оказалось, что, несмотря на то, что в республике еще не создан механизм перехода, многие работодатели уже начали процесс. При этом самого главного – аутсорсинговых компаний, куда можно было бы перевести работников, дабы избежать массовых увольнений, так и нет.
– Хотела бы напомнить о том, что один из важных показателей стабильности общества – стабильная занятость населения. И, прежде всего, работа по трудовому договору с неограниченным сроком действия, который предусматривает защиту от необоснованного увольнения. Между тем сегодня в России все больше работодателей используют заемный труд, – говорила она. – При этом сегодня трудовое законодательство России не содержит таких понятий, как аренда рабочей силы, лизинг персонала, аутстаффинг, аутсорсинг. Они появились, когда работодатели в попытках сэкономить на персонале, обратились к опыту других стран.
При этом, как заметила, В.Кириллина, все эти разновидности заемного труда – не что иное, как ущемление прав работников.
– Дело в том, что в случае легализации заемного труда жить легче становится не рабочим, а бизнесу, который всячески пытается снизить затраты. И в первую очередь, на социальные выплаты и гарантии. Ведь арендованный человек – практически бесправный работник. Вот почему профсоюзы уверены: заемный труд не нужно регулировать. Его можно было бы запретить, – считает она.
Стоит заметить, что для многих россиян упомянутые понятия пока, скорее, не говорят ни о чем. Но, учитывая ситуацию, познакомиться с ними, вероятно, нужно поближе.
Справка
Аутстаффинг – вывод части сотрудников предприятия за штат и передача другой организации или кадровому агентству. При этом они продолжают работать на предприятии, где и работали.
Аутсорсинг – это когда работодатель передает другому предприятию некую функцию и затем покупает эту услугу. Лизинг персонала – предоставление находящихся в штате кадрового агентства сотрудников для работы на относительно длительный срок.
При этом вместо постоянных трудовых договоров, как правило, заключаются бессрочные трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера.
– Это чревато многими минусами. Договор могут прекратить, как только организация откажется от услуг кадрового агентства, замораживается или снижается уровень оплаты труда, как и социальные гарантии работников, выведенных за штат. Снижается ответственность работодателей за условия труда. Работодатели получают возможность снижать отчисления в фонд соцстраха, которые идут на выплаты работников, пострадавших на производстве, – перечисляла В.Кириллина. – С этим мы согласиться не можем. Это уход работодателей от социальной ответственности.
По мнению профсоюзов, никак не способствует аутсорсинг и главному – тому, ради чего, собственно, все затевалось: экономии бюджетных средств.
– Еще в феврале 2013 года Минздрав РС(Я) передал на аутсорсинг часть функций: охрану и уборку зданий, питание больных, стирку больничного белья, ремонт компьютеров и т.д. В результате, в ЯГБ №2 затраты на питание больных выросли на 25%. Охрана больницы в Мархе стала обходиться дороже на 75%. Не дал экономического эффекта и перевод на аутсорсинг стирки белья в РБ№2, – перечислила она. – При этом все отмечают, что ухудшилось качество этих услуг. К тому же есть такие функции, которые вообще опасно передавать. Например, инженерно- технический персонал, который обслуживает медицинскую технику.
Аналогичную озабоченность высказала и заместитель председателя рескома профсоюза работников культуры Анастасия Комарова. Она заметила: сегодня в этой отрасли работают 8126 человек. При этом 39% (3 тыс.) – вспомогательный и обслуживающий персонал.
– Это значит, что оптимизация коснется около 1000 человек. А ведь за цифрами – конкретные люди. В 2012 году мы уже сократили 5% работников. Столько же планируется в 2014 и 2015 годах. Это очень нежелательно, особенно на селе, – говорила она. – Еще одна проблема – материальная ответственность наемного персонала. В Национальной библиотеке, Музее истории и культуры им.Ярославского и прочих хранятся редкие документы и ценные экспонаты. Как туда можно принимать случайных людей? К тому же до сих пор четко так и не определено, кто считается вспомогательным персоналом. Например, в школе основной персонал - педагоги. А кем являются библиотекари? И может ли учебное заведение работать без библиотеки? Мы считаем, что в этих вопросах нельзя торопиться.
– Те, кто попадет под сокращение, просто останутся без работы с мизерным пособием, – высказала свою точку зрения председатель рескома профсоюза работников народного образования Янина Щепанская. – Прежде чем вводить аутсорсинг в Якутии, сначала неплохо было изучить опыт тех регионов, где его уже практикуют. К примеру, на Сахалине от него отказались.
– Пока на рынке труда не появится конкуренция, аутсорсинг будет неэффективен, – считает заместитель председателя рескома профсоюза работников здравоохранения Полина Бугаева.
Приглашенные на совещание представители министерств настроены были не столь пессимистично. Первый заместитель министра по делам предпринимательства и туризма РС(Я) Андрей Самсонов сообщил, что в Якутии на принципах аутсорсинга работает уже 257 предприятий малого и среднего бизнеса. Заместитель министра труда и соцразвития Светлана Сырова, хотя отчасти и согласилась, что риск попрания прав работников может быть, однако предложила совместный контроль. А заместитель министра здравоохранения РС(Я) Анна Алексеева сообщила, что после введения в отрасли аутсорсинга объем неэффективного расходования средств сократился в 3,5 раза.
Тем не менее, обстановку это не разрядило. Наоборот, вопросов – и у депутатов, и у приглашенных – было предостаточно.
Однозначно негативно результаты аутсорсинга оценили представители двух лечебных учреждений, где он уже идет, – Республиканского психоневрологического диспансера и РБ№1-НЦМ. Председатель профкома ЯРПНД сообщила, что стоимость питания после этого выросла в несколько раз. А ее коллега из РБ№1 рассказал, что сотрудники охраны у них сегодня меняются каждый день: «Как они могут что-то эффективно охранять, если они и расположение самой больницы запомнить не успевают?»
– Понятно, что аутсорсинг – оптимизация бюджета. Но кто просчитывал эффект? – поинтересовалась Алена Атласова. А председатель постоянного комитета Ил Тумэн по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева задала совершенно конкретный вопрос о том, не нарушит ли нововведение функционирование, к примеру, дошкольных учреждений вообще:
– Может ли, к примеру, детский сад работать без медика? И как можно отдавать на аутсорсинг такую специфическую функцию, как стирка детского белья?
Ее поддержала представитель Городской думы Якутска, выразившая недоумение, как в детские учреждения вообще можно пускать случайных людей. И предложила исключить внедрение аутсорсинга в детсадах, яслях и пр.
– Не надо нас сравнивать с другими странами. Наш рынок труда намного отличается от зарубежного, – сказала депутат Марианна Магомедова, предложив создать комиссию, дабы разобраться, насколько все-таки это эффективно и какие последствия может иметь.
В результате почти двухчасовых дебатов было решено рекомендовать правительству, в частности, провести оценку эффективности аутсорсинга, разработать механизм его внедрения с учетом специфики учреждений. А органам исполнительной власти – осуществлять переход на него только при наличии в республике аутсорсинговых компаний.
– Это не последнее заседание по данной теме. Обещаю, мы будем держать ее под контролем, – пообещал Алекесандр Корякин.
Елена ЕЛЕНИНА