«Беззащитные голоса»: как голосовали пациенты психбольницы Якутска
YAKUTIA.INFO.14 сентября все совершеннолетние жители Якутии были призваны исполнить свой гражданский долг. Избиратели были проинформированы достаточно, чтобы определиться в своих политических предпочтениях и сделать выбор. Кто-то голосовал осознанно и по зову сердца, кто-то - чисто из формальности.
Но существует совершенно специфическая категория избирателей. К ним редко приезжают агитаторы, для них не устраивается концертов, на их долю не выпадает приятных бонусов в виде лотерейных билетов.
Речь идет о пациентах психоневрологического диспансера. Или, как называют их в народе, сумасшедших.
Вопреки мнению о том, что человек, состоящий на учете в подобном заведении, голосовать не может, выборы здесь проходят по всем правилам. В комнате отдыха стоит ширма и урна для бюллетеней. За столом сидят два члена избирательной комиссии, чуть поодаль расположились двое наблюдателей. Больше и не нужно - от каждого отделения голосует в лучшем случае половина пациентов, то есть больше двадцати человек. Голосование идет быстро, к обеду уже все свободны.
Принимать участие в выборах, согласно нашему законодательству, имеют право все. За исключением больных без документов, с обострением состояния и тех, кого в судебном порядке признали недееспособным.
Для справки: понятия «психически больной» и «недееспособный», на самом деле, не одно и то же. Для признания человека недееспособным, то есть не отдающим отчета в своих действиях, обращаются в суд, который, в свою очередь, назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Если экспертиза человека таковым признаёт, над ним устанавливается опека (чаще всего из числа родственников). Самостоятельно заключать какие-либо сделки, подписывать договора, или участвовать в выборах человек при этом не может.
В комнату голосования заходят только пациенты и по одному. Медперсонал и врачи наблюдают за всем из коридора, на всякий случай. Впрочем, особых причин для беспокойства нет: больные относятся к новым людям с интересом, в крайнем случае – с небольшой долей застенчивости.
Посетители из внешнего мира появляются здесь нечасто, но агитаторы приезжают выступать перед больными, отвечают на их вопросы. В этот раз в ЯРПНД побывали люди из двух штабов: Егора Борисова и Виктора Губарева. Примечательно, что сами кандидаты не появились. Возможно, в это время их заботили куда более важные дела, а может быть сыграла роль специфика заведения. Что ещё более непонятно, ведь разве не в нашем гуманном обществе сострадание к обделённому ближнему является неоспоримой добродетелью? А ведь подобный жест мог прибавить очков к репутации претендента на роль главы республики. Да и пациентам его личный визит точно запомнился бы надолго.
Внутри больницы раздаются такие же информационные листовки и газеты, что и по городу, от каждой стороны. Телевизор пациенты тоже смотрят, поэтому назвать их совершенно оторванными от происходящего в мире – нельзя.
Но что для этой аудитории могут значить громкие фразы о «стабильности», «инновациях», «модернизации»? Здесь действует подход исключительно конкретный: один кандидат обещает сделать хорошую дорогу к диспансеру, другой – улучшить материальное обеспечение больницы. Или закончить многолетний ремонт.
К сожалению, пока глобального улучшения не заметно.
Но, как известно, в борьбе за власть хороши все методы, и внутри выборной кампании некоторые приёмы вовсе нельзя назвать легитимными. Каждый хоть раз в жизни слышал мрачные рассказы о том, как излишне честолюбивое начальство давило на подчинённых, намекая на то, за какого именно кандидата следует отдавать голос.
Но врачи и медперсонал в принятии решения о выборе кандидата больным не помогают. Да и в целом подобных разговоров стараются избегать. Повлиять на решение пациента очень легко, даже не желая этого. Но когда это станет явным (а это обязательно станет явным, больному человеку подобные нюансы непонятны) – проблем будет достаточно.
Да и стоит ли игра свеч? Если посчитать общее количество голосующих больных – едва ли наберется двести человек. Меньше, чем населением среднего дома. Что это для республики с населением около миллиона? Капля в море.
Ольга БАЛАНКИНА