Жизнь 0:07 / 19.11.2014 Просмотров: 10116

В Якутии низкая межнациональная напряженность – эксперты

YAKUTIA.INFO. Якутия является регионом с низкой межэтнической напряженности. К такому выводу пришли эксперты Совместного проекта Центра изучения национальных конфликтов и федеральной экспертной сети «Клуб Регионов». При этом исследователи обратили внимание на другие проблемы, особенно характерные для национальных республик. 

На днях на сайте экспертной сети было обнародовано исследование по рейтингу межэтнической напряженности в регионах России за весну и осень этого года.

Национальный вопрос отошел на второй план

Как отмечается, в рамках исследования было опрошено около 70 экспертов, в том числе из регионов: ученых (этнографов, этнополитологов, социологов, политологов); специалистов по демографии и миграции; правозащитников; представителей национально-культурных автономий; бывших сотрудников правоохранительных служб (МВД, ФМС); журналистов, специализирующихся на этнической проблематике; членов общественных советов по проблемам миграции, межэтнических отношений и т.п. География исследования – все российские регионы.



«Известный тезис, что всякое здоровое общество в условиях угрозы сплачивается, в этом году полностью подтвердился, хотя российское общество трудно назвать вполне здоровым, - отмечают эксперты. – На фоне украинского кризиса и санкционного давления Запада национальный вопрос в России если не утратил актуальность, то, очевидно, перестал восприниматься как первостепенная проблема».

В целом эксперты пришли к выводу, что «этноконфессиональную ситуацию в стране можно охарактеризовать как шаткое равновесие: снижение напряженности обусловлено «внешней угрозой» и носит временный характер; негативные факторы, напротив, имеют тенденцию к укоренению. Для поддержания межнационального согласия необходимо принятие стратегии превентивного реагирования как на федеральном уровне, так и в регионах».

В национальных регионах относительно спокойно

Дальний Восток, как макрорегион, более тяготеющий к Азии, чем к Европе, и в силу географической удаленности сдержанно реагирует на события в европейской части РФ. «Регион крайне обширен и разнообразен: в его состав входят образованные как по национальному принципу республики, автономные округ и область, так и по территориальному – области и края», - отмечается в исследовании.

При этом говорится о том, что во многих регионах Дальнего Востока социальные процессы жестко подчинены экономическим, а именно – добыче того или иного продукта (нефть, газ, рыба и т.д.),  что, соответственно, снижает вероятность значительных конфликтов. Немногочисленное население, дисперсное проживание также снижают, но не ликвидируют риск межэтнических конфликтов.

Эксперты пришли к заключению, что «в большинстве национальных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока отношения между русским населением и титульной этнической группой вполне благополучны (небольшая численность коренных малочисленных народов Севера, их компактное проживание, давние традиции совместной жизни, межнациональные браки, отсутствие исторических сложившихся претензий друг к другу, наличие общих проблем)».

Отсутствие болезненных исторических тем приводит к тому, что юбилеи вхождения регионов в состав России не приводят к дискуссиям либо конфликтам.

Неприязнь к приезжим вызвана бедностью

В то же время отмечается «наличие некоторой напряженности в Бурятии, Туве, Якутии, Республике Алтай (относится к Западной Сибири, но во многих отношениях ближе к республикам Восточной Сибири и ДФО)».

К основным факторам, негативно влияющим на ситуацию, экспертами отнесены слабое социально-экономическое развитие, бедность, отсутствие либо банкротство имевшихся предприятий (Бурятия, Тува и пр.). «Именно бедность населения обусловливает неприязнь к приезжим и недовольство предоставлением последним любых преференций (даже незначительных)», - говорится в исследовании.



При этом признается, что и в Туве, и в Якутии в 90-е годы . происходили межэтнические конфликты, формирование региональных этнократий и выдавливание русского населения. «Поэтому неудивительно, что в настоящее время многие решения воспринимаются сквозь призму межэтнических отношений, сохраняется ожидание конфликта. Для Бурятии, Тувы, Якутии и Республики Алтай характерны взаимные претензии представителей разных этнических групп по поводу кадровой политики региональной власти, в Республике Алтай данные претензии высказываются наиболее часто», - говорится в исследовании. – При этом о Якутии как регионе с наличием межэтнической напряженности говорили в первую очередь эксперты не из Якутии, а из других субъектов ДФО.

Эксперты из регионов Дальнего Востока чаще, чем другие, отмечали в качестве основного фактора межэтнической напряженности экономическое неблагополучие, которое уже приводит к оттоку не только русского, но и квалифицированного коренного населения. Отток жителей усугубляется нарастающим притоком мигрантов.

Миграция в регионы Дальнего Востока хоть и произошла с опозданием, однако в настоящее время начинает вызывать аналогичные проблемы.

У нас мало кавказцев и много среднеазиатов

В исследовании говорится о том, что «характерным для дальневосточных и восточносибирских регионов является небольшой масштаб северокавказской миграции и значительный – среднеазиатской. Приезд гастарбайтеров связан, как правило, с большими инфраструктурными и строительными проектами, которые разворачиваются в нескольких регионах (в основном в Приморском крае), нарастание межэтнической напряженности коррелирует с ростом числа новых проектов. При этом в основном напряженность связана с выходцами из Средней Азии, а не Китая».

«Выступления гастарбайтеров и конфликты в их среде часто связаны с плохими условиями труда и дефицитом рабочих мест. Прямой же конкуренции за рабочие места с местным населением в настоящее время не наблюдается по причине занятия разных ниш на рынке труда, однако настороженность в отношении мигрантов растет. Последнюю усиливают рост преступности и конфликтов между самими гастарбайтерами, спровоцированные межгосударственными конфликтами в Средней Азии.

Соответственно, нарастающая миграция, особенно из Средней Азии, приводит к росту числа бытовых конфликтов. Это отодвигает на второй план проблемы взаимоотношений русского и титульных этносов.



Якутия страдает от клановости и улусности

В отношении Восточной Сибири и Дальнего Востока эксперты отметили отсутствие внятной государственной политики по ряду направлений, в частности по привлечению рабочих-мигрантов. Высказано недоумение неравномерностью распределения квот между приезжими рабочими из Китая (которых не всегда пускают из-за нехватки квот) и Средней Азии (которые въезжают беспрепятственно). По мнению опрошенных экспертов, целесообразно предоставлять квоты рабочим именно из КНР, так как последние, не зная языка и не желая оставаться, уезжают после окончания срока работы, в отличие от мигрантов-среднеазиатов.

Очень важный момент для Якутии отмечают эксперты, внимание: «вложения в титульный этнос без соответствующих программ привели не к развитию традиционного сельского хозяйства, а к покупкам недвижимости и появлению спекулятивного капитала среди представителей титульных этносов. Непродуманная политика в отношении малых коренных народов в сфере традиционных промыслов (рыболовство) иногда вызывает конфликты. Клановость (улусность) при распределении должностей привела к вытеснению квалифицированных специалистов и оттоку населения».

Не столь страшны китайцы, как их малюют

Миграция из государств-соседей по Дальнему Востоку в настоящее время носит контролируемый характер. Трудовая миграция из КНДР ограничена, осуществляется по плановому набору, не ухудшает криминогенной обстановки. Можно прогнозировать ухудшение ситуации лишь в случае возможного демонтажа политического режима в Северной Корее.

Так называемая китайская угроза оказалась, с точки зрения дальневосточных экспертов, сильно преувеличенной. Китайская трудовая миграция не вызывает значительных проблем: власти КНР стараются контролировать своих граждан в России, пресекая противоправное поведение. По мнению экспертов, настороженное отношение к Китаю в регионах ДФО за последние годы в целом изменилось на вполне лояльное. Теперь можно встретить экспертное мнение, что «китайцев у нас намного меньше, чем считают, их даже меньше, чем хотелось бы».

«Отсутствие мощного притока мигрантов из Китая объясняется тем, что в настоящее время для них открыт ряд более привлекательных направлений по сравнению с Россией. Другая причина – все большее экономическое превосходство КНР и намного более динамичный рост китайских приграничных территорий по сравнению с российскими», - отмечается в исследовании.

Справка
Центр изучения национальных конфликтов (ЦИНК) – независимая российская исследовательская организация. Центр занимается мониторингом и анализом межэтнических и межконфессиональных конфликтов в России и мире, а также изучением смежных проблем. Основан в 2013г. Главным исследовательским проектом ЦИНКа сегодня является Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России «Гроздья гнева», выпускаемый совместно с федеральным информационным агентством «Клуб Регионов». В исследовании принимают участие ведущие российские эксперты в сфере межнациональных отношений, миграции, демографии. Рейтинг выходит дважды в год.
 
Полный доклад: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/02/