Мнение: «Национальный вопрос обострен оттоком населения»
YAKUTIA.INFO. Вопрос о межнациональных отношениях всегда имел особое значение для многонациональной страны. В социальном исследовании за 2014 год отмечается, что ситуация успела сильно измениться за последнее время, правда, не сказать, что так уж в лучшую сторону.
Затронули исследователи и нашу национальную республику, отметив как ряд положительных, так и отрицательных тенденций. Об этих тенденциях мы поговорили с региональным представителем Либерально-демократической партии России Гаврилом Парахиным.
ПРОБЛЕМА – В ОТТОКЕ НАСЕЛЕНИЯ
- Как говорит недавнее исследование, проведённое российскими социологами, в России межнациональный вопрос отошел на второй план. Во многом это связано обострившейся напряженностью в отношениях с Западом и, вследствие этого, подъемом патриотических чувств населения.
- И теперь в России поняли, что мы должны быть все вместе, в противном случае нас всех задавят.
-Вы с этим согласны?
- Ну конечно. На данном моменте люди решили сплотиться из-за того, что про россиян начали говорить, будто бы это не особо значимый, разобщенный народ. Заметьте, даже Кадыров начал говорить что-то в духе: «Мы порвем за Россию и за Путина любого...».
-Это он ещё давно говорил, разве нет?
- А сейчас стал ещё активнее это утверждать. Да и в целом я полностью согласен с тем, что межнациональные отношения отошли на второй план перед более актуальными проблемами.
- По-вашему, это положительный момент? Не случится ли так, что «внешний враг» исчезнет, а межнациональные конфликты возобновятся с новой силой?
- Давайте вспомним времена СССР. Тогда вообще не было понятия «межнациональная рознь». А, вместе с этим, понятие «русский» было гораздо весомее, даже тут, в Якутии. Причем русскими считались люди, говорящие по-русски, вне зависимости от национальности. Моё мнение такое: даже если бы не было вот этого «врага», должно было быть что-то или кто-то, на чьём фоне мы бы забыли о внутренних разногласиях. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. А развитие сельского хозяйства, животноводства и других отраслей — это только сплачивает людей. Все это в общей сложности приводит к единству.
- Как бы Вы прокомментировали ситуацию с межнациональным вопросом на Дальнем Востоке? В исследовании говорится, что межнациональная ситуация не такая напряженная, однако существует угроза со стороны приезжих рабочих. И даже не со стороны китайцев, как раньше считалось, а со стороны Средней Азии.
- Я даже в своей предвыборной программе говорил: самая большая наша проблема в том, что мы не можем остановить отток населения. Каждый день уезжают люди не только из Якутии, но и из Владивостока, Хабаровска... Со всего Дальневосточного округа. Уезжают в Санкт-Петербург, уезжают в Московскую область, в Краснодарский край. Кстати, в новом доме в центре Краснодара можно взять квартиру за 50 000 — кв. м. Я не единожды задавал этот вопрос правительству: как мы планируем эту проблему, если мы не можем предоставить людям самое необходимое – жилье. Можно продать квартиру здесь и купить в Санкт-Петербурге и даже останется на ремонт, или на участок с дачей. Из-за этого мы теряем умных квалифицированных работников. С другой стороны, правительство разрешает ввоз работников со средней Азии, которые пролезли во всех рабочие сферы, не только в строительство, но и в торговлю, и в такси, и даже в парикмахерское дело. Но это полбеды. Благодаря такому большому притоку жителей Азии у нас автоматически увеличились цены на съем жилья, а также увеличились цены на метры при продаже и покупке. Почти все бараки в Жатае и Мархе скупают приезжие. Из-за этого увеличивается ценовая политика. По этому, в первую очередь, чтобы решить проблему оттока коренных жителей Якутии, надо решить проблему с жильем. Надо сделать его максимально доступным для граждан – не более 50 тысяч за «квадрат». И зарплату (особенно в районах) сделать не менее 50 тысяч в месяц. Жители улусов ломятся сюда, в Якутск, потому что у них зарплаты 12-15 тыс. в месяц. А как, извиняюсь, работать на холоде и вдали от цивилизации за такую сумму? То есть им надо не только давать жилье на местах, им надо давать участки, надо проводить к ним все коммуникации, все это предоставлять под беспроцентный, или под самый маленький кредит. Не такой, как у нас любят давать — 11-13% годовых, а как в Европе — около 2%.
У меня тоже работают узбеки уже не первый год, но на особых условиях: я всегда беру им билет туда и обратно, у меня составлен их строгий реестр, они находятся всегда на территории базы. И если бы каждый наниматель так к этому относился, проблем было бы куда меньше.
Но я все равно большее предпочтение отдаю местному населению, особенно якутскому, т. к. языковой вопрос все-таки важен.
В итоге, чтобы восстановить этот дисбаланс и защитить нашу территорию от пагубных влияний, нужно проводить некий отбор, учитывая образование, владение языком, уровень как специалиста.
-Вы говорите о сохранении местного населения, а как быть с привлечением специалистов из центральной России? У нас в регионе такие обширные территории, которые никем пока не заняты, но они ведь тоже нуждаются в освоении?
- Мы даже поднимали тему не о центральной России, а говорили о том, что много русских живут в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, на Украине и являются представителями очень нужных нам профессий — воспитатели, педагоги, маляры, штукатуры, водители… Таких специалистов нам не хватает. Но мы сейчас снова возвращаемся к вопросу о жилье. Они согласны. Сейчас мой один мой коллега занимается котельными в Алдане и он увёз туда три семьи. Нет троих человек, а три семьи! Потому что не один человек хочет жить и работать, ему нужно, чтобы и беременная жена была с ним, и ребенок был пристроен. Вот тогда он спокойно бы работал. По этому, потребность в грамотных специалистах мы испытываем, но мы можем позвать их только тогда, когда решится вопрос с жильем. А территория у нас и правда большая, осваивать её необходимо.
МНОГИЕ ЯКУТЫ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ГЛАВОЙ БЫЛ РУССКИЙ
- В исследовании говорилось, что напряженность в национальных республиках между титульным населением и русским снижается. Так ли это на Дальнем Востоке и в Якутии в частности?
- Мне однажды Борисов сказал, когда мы с ним лично общались: «Основа составляющей Якутии две нации – русские и якуты. Другой нации не может быть». И эти слова лично мне очень приятны. И потом, как определить, кто якут, а кто нет? Раз у меня разрез глаз не такой, я не якут теперь что ли? Но сейчас все понимают, что без русских тут действительно не обойтись. Благодаря нашим родителям, которые приехали сюда во времена СССР преподавать или строить, благодаря этим людям республика начала развиваться.
Сейчас проблема в оттоке, но не только русского населения, но и титульного. Моя дочь учится в Питере и рассказывает, что студенты-якуты прекрасно понимают – там гораздо больше возможностей. Полные самолёты улетают якутов, и видно, что летят они, отсюда навсегда.
- Сейчас многие замечают, что национальных республиках, на первый план выходит проблема клановости, когда родственные связи получают больший приоритет, чем профессионализм. Как Вы считаете?
- Вообще, готовясь к выборам, я заметил – многие якуты сами хотят, чтобы главой республики был не якут, а русский. Именно потому, что идет соперничество между кланами, между улусами. Подбор кадров на руководящих постах происходит не по профессиональным качествам, а по принципу землячества или клановости. И между собой они грызутся ещё больше, чем с русскими. А избиратели хотят видеть среди них нейтрального человека. И это заметил не только я, много людей с этим согласны.
- Повлиял ли национальный вопрос на результаты выборов?
- Да нет. Я знаю, что большое количество русских голосовало за Борисова. Но вообще, не столь важно кто ты по национальности. Если ты говоришь и думаешь по-русски, ты и есть русский. Я своим работникам узбекам так и говорю: если вы не будете между собой общаться на русском языке, то зачем вы сюда приехали, просите наше гражданство и наши паспорта? Если человек тут живет, если он переживает за Россию, то не важно, в каком регионе он родился – он русский и есть.
Русский язык ни в коем случае нельзя запрещать, как решили сейчас на Украине, никогда.
Потому что любой татарин, любой якут, который выезжает заграницу, он не говорит, что он татарин или якут. Он говорит, что он русский. А когда он находится на территории России, то начинается уже национальная идентификация.
- Но в социальной среде сейчас чаще встречаются ситуации именно билингвизма: остановки объявляют на двух языках, названия улиц так же пишутся на двух языках.
- Мне кажется это абсолютно нормальной ситуацией, я только «за». У меня и дети изучают якутский в школе. Я считаю, что все связанное с нашей республикой, начиная от строганины, заканчивая игрой на хомусе – это все кайф. Но выбор языка – это личное дело каждого. Хочешь – говори, не хочешь – не говори. Я бы и сам якутский выучил, но мне он сложным кажется.
Беседовала Екатерина БОЕСКОРОВА