Жизнь 18:40 / 1.12.2014 Просмотров: 2647

«Слово "либерал" стало синонимом предателя»

YAKUTIA.INFO. Ближайший соратник Михаила Прохорова Рифат Шайхутдинов возглавил федеральный политический комитет «Гражданской платформы» в мае 2014 года, после того как сам бизнесмен решил отойти от руководства партией. В интервью «Ленте.ру» бывший депутат Госдумы рассказал, как «Гражданская платформа» живет без денег миллиардера, зачем стремится в следующую Госдуму и почему ей не нужен лидер.

«Лента.ру»: На 20 декабря запланирован съезд партии. Что предполагается обсуждать?

Шайхутдинов: План работы на 2015 год и подготовку к выборам в Госдуму, которые пройдут в 2016 году. Решим, в каких регионах избираться в следующем году, присмотрим кандидатов. Партия участвует в губернаторских выборах, но все же приоритет для нас — это выборы в региональные и городские парламенты. Сейчас у нас три мэра, депутаты в шести заксобраниях и 22 горсоветах, 8400 членов с правом решающего голоса в избирательных комиссиях, и мы продолжим расширять свое присутствие.

Кроме того, в 2015 году мы привлечем все регионы к разработке программы, с которой пойдем на выборы в 2016 году. Действующая программа была разработана в 2012-2013 годах и нуждается в корректировке. На съезде мы обсудим, как организовать эту дискуссию. Один из вариантов — провести масштабную экспедицию по стране.

Почему «Гражданская платформа» в итоге выдвинула единичных кандидатов на выборах в Мосгордуму, а планировала покрыть все округа?

Мы выдвинули тех, кто реально был способен добиться успеха. Для галочки мы на выборах никого не выставляем. Неудачу в Москве я связываю с недостаточной деятельностью регионального отделения, наши кандидаты делали ставку только на свою известность.

Не покинет ли политику актер Леонид Ярмольник, которого кандидат от ЕР опередила буквально на один процент?

Леонид Ярмольник — яркий представитель гражданского комитета нашей партии, и он продолжает в нем работать. У него есть политический потенциал, как он им распорядится — покажет время и те решения, которые он сам примет.

В конце 2012 года основатель «Гражданской платформы» Михаил Прохоров назвал партию третьей силой между прокремлевскими партиями и внесистемной оппозицией. Изменилось ли с тех пор представление о вашем месте в российской политике? Почему в своих заявлениях вы стараетесь отойти от термина «либеральная»?

Сегодня слово «либерализм» замылилось и стало чуть ли не синонимом предательства родины. Либералами себя называют в том числе те, кто кричит «долой власть», но это не либерализм, а анархизм, и мы не хотим быть в одном ряду с ними. Непонятно, почему вождистская ЛДПР называет себя «либерально-демократической». И это не мешает ее лидеру призывать к отмене выборов и возрождению империи. Чтобы избавиться от путаницы, мы себя позиционируем как правая патриотическая партия и придерживаемся традиционных правых ценностей: защита частной собственности, не жить в долг, накапливать, рассчитывать прежде всего на собственные силы.

Мы представляем интересы людей, которые умеют зарабатывать. Тех, кто дает работу другим. Они не нуждаются в патернализме со стороны государства, не ждут от него социального пакета, они хотят работать и рассчитывают на себя. От государства им нужно только одно — чтобы их защитили от правового беспредела. А правовых гарантий все меньше. Вместе с тем я против олигархов во власти и считаю, что в депутаты должны идти профессиональные политики, разбирающиеся в праве и экономике. Мы стремимся разрушить монополизм и клановость — два гигантских стопора, тормозящие развитие страны.

Как вы относитесь к решению правительства ввести муниципальные сборы для торгового бизнеса?

Прежде чем принимать такое решение, нужно было проанализировать, какие виды бизнеса выдержат дополнительную нагрузку, а какие нет. Повышение налогов не всегда приводит к увеличению доходов бюджета. Можно получить и обратный эффект. И практика показывает, что в результате непродуманных мер, предприниматели уходят в так называемую серую зону и перестают платить вообще. Я считаю, что все сборы должны сильно ранжироваться. Например, импортеры сейчас практически все закредитованы. Узнав о новых налогах, они повысят цены. Допустим, в недотационных регионах можно повысить налоги, но тогда дайте бизнесу что-то взамен. Например, упростите участие в тендерах. Но диалог не ведется. Это игра в одни ворота.

С 2003 по 2011 год вы были депутатом Госдумы. Как, по вашим наблюдениям, меняется федеральный парламент?

Дума левеет. Если посмотреть решения нижней палаты за последний год, то большинство из них сводится к перераспределению бюджетных средств, выделению дотаций и гарантий, увеличению нагрузки на бизнес. Депутаты перестали замечать, что есть самостоятельное население, есть бизнес. Исчезла политическая воля. Такое впечатление, что парламент представляет одного «избирателя» — правительство. Один из губернаторов мне как-то сказал: «Зачем в Госдуму отправлять молодых — я туда на пенсию людей отправляю».

По каким вопросам вы готовы сотрудничать с властью, а по каким не поддерживаете курс руководства страны?

Мы поддерживаем внешнеполитический курс, обозначенный президентом. В нашей партии этот вопрос решен («Гражданская платформа» поддержала присоединение Крыма — прим. «Ленты.ру»). Но внутренняя политика заслуживает жесткой критики и в области здравоохранения, и образования, и народного хозяйства. Мы как партия готовы организовать на своей площадке публичное обсуждение решений правительства, сильно отстающего от новых вызовов и действующего порой неадекватно.

Михаил Прохоров остается основным спонсором партии? Ищете ли вы альтернативные источники финансирования?

Михаил Дмитриевич уже год как не финансирует политическую деятельность партии, его средства теперь идут только на поддержку общественных проектов фонда «Гражданской платформы». Избирательную кампанию он не финансировал. Весь 2014 год мы полностью были на самофинансировании. У нас есть 12 спонсоров — все они стояли у истоков партии. Это крупные и средние бизнесмены.

Рассматриваются ли кандидаты на пост лидера партии? Когда планируется решить этот вопрос?

«Гражданская платформа» изначально строилась не как вождистская и не как лидерская партия. Напомню, что у нас еще в 2012 году велась дискуссия, создавать партию или общественное движение. Михаил Прохоров, запуская проект, сразу сказал, что впоследствии он отойдет от руководства. Наш главный принцип — коллективное, партнерское управление. Например, к 2016 году мы определим, кто поведет партию на думские выборы, и, вероятно, это будет даже не один человек, а группа лиц.

Рассматриваете ли возможность союзов с другими политическими объединениями?

Сегодня мы в большей степени ориентированы на альянсы с общественными движениями и экспертным сообществом. Наша партия стоит на двух ногах — политическая деятельность и активная поддержка общественных движений. Этому соответствует и ее структура — есть политический комитет, есть гражданский.

Второе необходимо любой партии, потому что народ теперь голосует не за слова и не за идеологии, а за дела. Елизавету Глинку и Евгения Ройзмана поддерживают именно по причине их активной общественной позиции. Общественно значимая деятельность — единственное, что можно противопоставить административному ресурсу. Мы сотрудничаем со многими общественными движениями, выполняющими в том числе и образовательные функции. Например, с обществом ответственных налогоплательщиков, фондом Елизаветы Глинки «Справедливая помощь», Библиотекой иностранной литературы им. Рудомино. Совместно с библиотекой мы запустили долгосрочный образовательный партийный проект. В его рамках глава Екатеринбурга Евгений Ройзман уже прочел лекцию на тему «Наркотизация общества как угроза национальной безопасности России». В ближайшее время с лекциями по актуальным проблемам общественной жизни и политики, здравоохранения и культуры выступят глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки имени Рудомино Екатерина Гениева и я сам. В 2015 году мы планируем расширить сотрудничество с эффективно работающими общественными движениями.

Кто станет новым председателем федерального гражданского комитета (в июле Ирина Прохорова сложила с себя полномочия из-за личной позиции по Крыму)?

Почему-то все ждут нового председателя гражданского комитета. Это общественный орган при партии. Он не политический. Пост председателя гражданского комитета не имеет политического значения в соответствии с уставом партии. Устав позволяет вообще никого на этот пост не избирать. По каждой теме у нас свой спикер: по экономике — Михаил Прохоров, по культуре — Ирина Прохорова, политические комментарии буду давать я. Партия находится в абсолютно рабочем режиме. Мы на старте нового политического цикла.

Автор: Дина Ушакова