Китай претендует на роль МВФ
YAKUTIA.INFO. Готовность Пекина оказать России финансовую помощь свидетельствует об его намерении играть более заметную роль на мировом финансовом рынке.
Пекин стремится играть соответствующую его экономическому весу роль не только в экономической жизни планеты, но и в политических и финансовых делах. Китай все энергичнее действует на рынке кредитов. Его последняя инициатива – расширить программу валютного свопа с Россией, объем которой сейчас составляет 24 млрд. долларов, сообщает expert.ru.
Поднебесная хочет иметь больше веса в принятии важных решений МВФ. Правда, пока все просьбы и предложения Китая и других развивающихся стран провести организационную реформу главного финансового учреждения планеты с тем, чтобы перераспределить права голосования в пользу развивающихся экономик, особого успеха не имеют. Не удивительно поэтому стремление Пекина создать своего рода альтернативу МВФ на финансовых рынках.
Трехлетнее соглашение о валютных свопах на максимальную сумму 11 млрд. долларов заключено у Китая и с Аргентиной, которая получила в декабре юаней на 1 млрд. долларов. Всего же после его подписания в октябре Буэнос-Айрес уже получил от Китая 2,3 млрд. долларов. Благодаря китайской помощи сейчас валютные резервы Аргентины самые высокие со времен дефолта 2001 года. В ноябре КНР заняла 4 млрд. долларов Венесуэле, валютные резервы которой покрывают лишь два года выплаты процентов по долгам.
Оказывая финансовую поддержку другим странам, президент Си Цзиньпин и премьер Ли Кэцян не только укрепляют влияние Поднебесной в мировой экономике и финансах, но и все энергичнее вторгаются на территорию, формально принадлежащую МВФ. Китай все активнее пытается играть роль спасителя попавших в тяжелое положение стран. Крупнейшим должником Поднебесной является Венесуэла, получившая с 2007 года кредитов на 47 млрд. долларов.
Китай обладает крупнейшими в мире валютными резервами, которые оцениваются в 3,89 трлн. долларов, и активно заполняет пустующую нишу для стран, которые вызывают недовольство США, играющих главную роль в МВФ.
Главное отличие в условиях, на которых выдают кредиты КНР и МВФ. Если МВФ требует взамен денег проведения жестких реформ, направленных на стабилизацию экономики и финансов, Китай довольствуется ресурсами должников и не ставит никаких обязательных условий. Как нетрудно догадаться, «мягкий» китайский подход пользуется в странах третьего мира куда большей популярностью по сравнению с жесткими требованиями Валютного фонда.
Аналитики считают, что своим вчерашним резким укреплением рубль в определенной степени обязан и словам министра торговли КНР Гао Хучэна, заявившего, что расширение программы валютных свопов между двумя странами поможет России преодолеть кризис.
Министр иностранных дел КНР Ван И также подтвердил готовность помочь Москве, но считает, что у России хватит для выхода из кризиса и собственных сил и ресурсов.
Пекин и Москва подписали в октябре трехлетнее соглашение о валютных свопах на 150 млрд. юаней (24 млрд. долларов). По этому контракту Россия может брать у Китая юани, а отдавать рубли.
В Москве утверждают, что никаких переговоров с Пекином об оказании финансовой помощи не ведут. Тем не менее, готовность китайской стороны ее предоставить, должна помочь инвесторам восстановить доверие к российским рынкам.
Китайский Центробанк - People’s Bank of China на данный момент имеет соглашения о валютных свопах с главными банками 28 стран, включая британский и австралийский. Это в довершение ко всему все больше делает юань альтернативой доллару в мировой торговле и финансах.