Жизнь 9:32 / 13.1.2015 Просмотров: 5402

Неспокойная Франция глазами якутянина

YAKUTIA.INFO. В Париже я во второй раз. Впервые я посетил столицу Франции пять лет тому назад. Как раз за две недели до моего нынешнего приезда, в первой половине октября, боевики из ИГИЛ объявили о том, что собираются осуществить террористические акты во Франции, в связи с чем в стране были введены определенные меры безопасности.

В частности, было усиленно и наружное патрулирование. Я прибыл в Париж на Лионский вокзал – сразу бросились в глаза вооруженные автоматами представители полиции, тщательно отслеживающих прохожих. Стало понятно, что ситуация и вправду непростая.

В местах массового скопления людей, таких например, как Нотр Дам, Сакре Кер, Эйфелева башня, также присутствовали вооруженные силы полиции. Причем, например, туристы, сидящие на ступеньках перед храмом Сакре Кер, откуда открывается прекрасная панорама на город, как будто даже и не обращали внимание на людей с автоматами, находящимися рядом с ними. Но было, тем не менее, ясно, что некоторое напряжение присутствует. И может быть, только тонкая нить отделяет окружающую красоту пейзажа и беззаботную радость людей от его созерцания от немыслимых драматических событий.

Иммигранты, в особенности выходцы из исламских стран – одна из причин создавшейся ситуации?

Хотелось бы сделать одно замечание, основанное на моем личном опыте. Я был во Франции неоднократно, прожил несколько лет в Италии и за это время не раз имел возможность общаться с иммигрантами, выходцами из разных стран, в том числе и представителями исламского общества. Все они, по крайней мере по их словам, заявляют, что благодарны тем странам, куда попали волею судьбы (несмотря зачастую на сложности и лишения, которые они испытывают в Европе. И считают, что им повезло и они оказались там. Это разношерстная публика (а как оно может быть иначе), но большая часть из них – это скорее представители достаточно низких слоев общества. Тем не менее, некоторые из них вполне органично вписались в европейское общество – их дети ходят в детские сады и школы, они работают, кто-то занимается мелким предпринимательством.

Иммигрантский удел

Когда, и в особенности в последнее время, заявляют о кризисе мультикультурализма и толерантности, создается впечатление, что опять идет речь о некой подмене понятий. Проблема в следующем.

Люди, прибывшие в более богатую часть света в поиске лучшей доли, были вынуждены приниматься за многие работы, которые европейцы уже давно отказывались выполнять. Но это было в периоды относительного благосостояния. Теперь картина, как мы все уже знаем, изменилась. Работы не хватает всем. И здесь уже коренное население вынуждено браться за тот труд, который еще вчера был уделом иммигрантов. И первые, на ком сказываются эти изменения – это как раз иммигранты – они первые лишаются работы и не находят ее.

Но было бы неверным искать источники радикализма только в этих кругах и называть все иммигрантское общество паразитом на теле великой европейской культуры, как заявляют некоторые националистически настроенные политики. И это касается, конечно же, и выходцев из исламских стран. И в сложившейся ситуации виновата и внутренняя политика европейских стран по отношению к иммигрантам, которая была долгое время непоследовательной, а где-то отсутствовала вовсе и придерживалась принципа добрососедства (толерантности и мултикультурализма) – мы их не трогаем, они выполняют работу, на которую способны, и постепенно интегрируются в то общество, куда они приехали. Но полноценных программ, именно по интеграции приезжих в общество фактически не было. И результатом стали образование, как, например, в предместьях Парижа, целых иммигрантских анклавов, которым, по сути, никто не уделял должного внимания.

Charlie Hebdo

Трагические события, случившиеся в Париже на прошлой неделе, повергли в шок весь мир. И многие в связи с этим вспомнили 11 сентября, теракт в театральном центре на Дубровке, Беслан. Хотя, конечно, последние повлекли за собой гораздо более драматичные последствия. Париж – культурная столица мира, впервые фактически столкнулся со столь дерзким и безжалостным нападением. На днях в память о жертвах теракта на улицы города вышли, по разным оценкам, до двух миллионов человек.

В сложившейся ситуации необходимо проявить терпение и постараться не раскачивать лодку. И отделять радикалов от простых иммигрантов, не поддаваясь на различные провокации в угоду определенным политическим интересам. Ведь радикальные настроения характерны не только для представителей исламской религии – можно вспомнить хотя бы европейский фашизм и нацизм.

Достаточно спорной и является свобода самовыражения, о которой сейчас говорят и говорили с тех пор, когда в Дании были впервые опубликованы карикатуры на пророка Мухаммеда. Все же в отсутствии внешней цензуры должны присутствовать некоторые внутренние ограничения. Что касается карикатур – то они затрагивают чувства верующих, которых насчитывается до полутора миллиардов человек. В РФ за танцы и перфоманс в Храме Христа Спасителя девушки получили по два года колонии за как раз оскорбление чувства верующих. Журналисты и художники Charlie Hebdo поплатились своими жизнями за свою деятельность во время чудовищной бойни в их редакции, ответственность за которую взяли радикалы из ИГИЛ. В данный момент всем нужно быть солидарными с Францией и разделить их чувство скорби и особенно России, которая как никакая другая европейская страна пострадала от террористических атак.

В завершение хочется вспомнить фразу, которой заканчивается фильм Вина Вендерса «Небо над Берлином» «Все мы в одной лодке». 

Иван БАРКОВ, фото автора