Культура 18:11 / 28.2.2015 Просмотров: 11248

Диагноз Обломова – Totus

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. Новая постановка называется "Totus" по пьесе драматурга Михаила Угарова "Смерть Ильи Ильича", написавшего ее по мотивам  романа Ивана Гончарова "Обломов", который все знают со школьной скамьи. Также многие помнят и  некий синдром, ставший именем нарицательным по имени главного героя - "обломовщина",  придуманный критиком Николаем Добролюбовым с образом скучающего барина,  праздно проводящего свою жизнь и не способного на какое либо серьезное дело,  впадающего в приступы инфантильности и меланхолии.

Спектакль поставила московский режиссер Татьяна Воронина. "Мы познакомились на фестивале в Одессе, куда возили свой спектакль "Верочка, - рассказывает директор и худрук театра Александр Лобанов. – Я увидел ее постановку по рассказам  Чехова, и что меня поразило - это ее тонкое режиссерское  восприятие, а игра актеров передалась зрителям и спектакль получился по настоящему домашним и тогда пришла идея о возможном будущем сотрудничестве. И теперь, как раз в Год литературы, захотелось поработать с классикой и мы остановились на Обломове, которого предложила как раз Татьяна ".

В постановке герой  ближе к Обломову, каким его увидели критик и современник Гончарова Александр Дружинин, а также режиссер Никита Михалков с его ставшим классическим фильмом "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" с блистательным Олегом Табаковым в роли главного героя, представившие более развернутую трактовку образа Обломова. Мы видим по сути несчастного, искреннего человека, почти юродивого, который, к сожалению, не вписывается в современные реалии, олицетворяемые другом детства Обломова -  Штольцом (Степан Федоренко). 

В спектакле это деловой человек со всеми присущими ему атрибутами. В диалогах мы слышим и нашу современность с характерными для нее выражениями и  постоянно звенящим мобильным телефоном,  а вместе с тем и давно ушедшую эпоху – и поэтому на сцене благодаря и костюмам, в том числе, создается такой временной континиум из прошлого и настоящего, что как бы подчеркивает преемственность сюжета, его безвременность. "Главное отличие от Гончарова в пьесе - это то, что в ней нет быта, бытия как такового, нет определенного времени. Во все времена существовали эти проблемы", - отмечает режиссер спектакля.

Александру Сердюкову вполне удалась его первая главная  роль. Обломов, созданный им на сцене, органично вписывается в тот образ, который был заложен драматургом и мы видим одинокого человека по детски чистого, с  грустным и неуверенным взглядом. "Обломов - это голубиная чистота, он не лентяй, а очень действенный человек, который  ищет ответы. Он философ и его образ очень притягателен", - рассказывает об образе Обломова режиссер спектакля.

В пьесу драматург Угаров вводит еще одно действующее лицо - доктора-аналитика (Андрей Шаповалов), пытающегося разобраться и помочь Обломову, но к его собственному удивлению синдром оказывается заразен, и врач на время также погружается в состояние своего подопечного. И только "переболев", он начинает понимать природу Обломова и находит нужный диагноз.

В пьесе драматические моменты  чередуются с комическими  - недосказанность, а иногда излишняя наивная прямота главного героя в отношении к своей возлюбленной Ольге Ильинской (Екатерина Зорина), словесные перепалки со слугой – неторопливым, обстоятельным  Захаром (Дмитрий Трофимов), и простонародные выражения Агафьи Марина Слепнева) с ее пирогами и водкой.

Музыкальное сопровождение спектакля с меланхоличными тянущимися  композициями  можно вполне назвать звуковой дорожкой к постановке, точно дополняющей содержание, а музыкальность героини, такой, какой она была в оригинале, нашла свое отражение  в вокальном номере, эмоциональном и немного простодушном, как характер самой Ольги Ильинской.

После сдачи спектакля, состоявшейся накануне, режиссер-постановщик Татьяна Воронина рассказала: "В  итоге получился немного не тот спектакль, который я задумывала. К примеру, финал должен был быть более жестким, а вышел почти  сентиментальным, но я поняла, что именно в Якутске он должен быть таким, захотелось немного тепла. Но в Москве, конечно, нужно было бы делать более жестко, поскольку окружающая действительность такова".

Пьеса заставляет зрителя сопереживать действию, происходящему на сцене. И главное - несмотря на современную интерпретацию, в постановке осталось обаяние Ильи Ильича с его уютным халатом, и он вызывает симпатию и сочувствие.