Кангалассцы о ТОСЭР: это не бизнес – это его имитация
YAKUTIA.INFO. Ради миллиарда торопимся с ТОСЭР, а потом триллионы потеряем, - считают противники размещения ТОСЭР в Кангалассах. По мнению местных жителей, производство, которое хотят разметить в Индустриальном парке, заведомо убыточно.
На телеканале «Саха24» прошел эфир программы «Честная Якутия». В студии встретились сторонники организации ТОСЭР в лице министра экономики Якутии Валерия Максимова, директора «Индустриального парка Кангалассы» Дмитрия Борисова, председателя республиканского госкомитета по инновационной политике и науке Юрия Шипицына, генерального директора ГБУ «Агентство инвестиционного развития РС (Я)» Алексея Загоренко и главы микрорайона Кангалассы Виктория Жилина.
Противниками размещения ТОСЭР в Кангалассах выступили представители инициативной группы жителей микрорайона, предприниматели Сергей Кочетков и Леонид Затеев.
По словам Сергея Кочеткова, в эфир программы не были включены его замечания об экономической несостоятельности проектов, предложенных резидентами индустриального парка.
- Если исходить из того что вышло в эфир, получается, что мы больше всего озабочены экологической стороной. А мы не на этом внимание заостряли, - комментирует Кочетков. – Давайте рассмотрим, что предлагают производить резиденты на территории Индустриального парка. Водоэмульсионную краску, стеклопакеты, пластиковые окна, керамические блоки, ферму по выращиванию осетра, автохимию, строительные смеси, отопительные котлы. Я считаю, что всё это заведомо убыточный бизнес.
Какие у вас аргументы?
- Начнем с того, что у нас электроэнергия в три раза дороже, чем в Иркутской области. У нас длительный отопительный сезон. Далее, они собираются делать стеклопакеты, это ручная сборка, они будут собирать рамы из заготовок. Вы в интернете цены посмотрите на стеклопакеты, их выгоднее сюда привозить. Да, есть необходимость делать нестандартные окна, но это не каждому нужно. Окна, прежде всего, нужны застройщикам, они оптом закупают их, в том же Новосибирске – это даже с учетом доставки выгоднее.
Осетра решили разводить – одно дело малька вырастить и в реку пустить. И совсем другое дело – целую рыбу выращивать. Ей ведь теплые условия надо обеспечить – подогрев воды, отопление помещений. Что за рыба в итоге будет? Золотая рыба будет. Кто её купит?
Производство керамических блоков – это энергозатратное производство. Девять месяцев холодно, эти блоки нужно термически обработать, хранить сырье в тепле. Глину надо подготовить, это тоже вода нужна, температурный режим выдержать. А электричество из газа дешеветь, точно не будут.
И что в итоге: пока для них льготы по налогам будут, они худо-бедно рентабельность выдержат, а как закончится для них тепличный период, они все закроются. А ведь в них муниципальные, республиканские и федеральные деньги вкладывать будут, это наши налоги, и всё это в трубу вылетит.
И самый основной аргумент – размер инвестиций 1,5 миллиарда рублей. Обещают создать 350 рабочих мест. Выходит, на создание одного рабочего места четыре с лишним миллиона рублей! Не дороговато ли? Спросите любого предпринимателя, сколько он рабочих мест создаст за четыре миллиона – 15-20 это точно. А тут всего одно рабочее место. Да и нам эти рабочие места не достанутся, если дешевле резиденту будет привозную рабочую силу использовать, ради выгоды он будет её использовать.
Вторая проблема – правовая. ТОСЭР согласно закону считается действительным, пока в нём действует хотя бы один резидент. Наши, как я сказал ранее, без льгот вымрут, а иностранец останется. Да, пусть даже российский инвестор из другого региона. Он за эту землю зацепится – 49 лет посидит, а потом свои права на неё заявит. Если инвестор станет собственником, его уже с земли не сгонишь. Ради миллиарда торопимся с ТОСЭР, а потом триллионы потеряем – вот моё мнение.
Другая сторона
Для полноты картины приводим контрагрументы сторонников ТОСЭР в Кангалассах. Так, директор Индустриального парка «Кангалассы» Дмитрий Борисов считает, что доводы инициативной группы больше основаны на эмоциях, а не на реальных экономических расчетах.
- Самое первое: экономические расчеты по индустриальному парку делались ещё до появления закона о ТОСЭР. Рентабельность производства всех резидентов рассчитывалась без учета предлагаемых в нём условий. Поэтому говорить о том, что без ТОСЭР проекты убыточны, неверно. Они без ТОСЭР все рентабельны, но этот статус позволит ускорить развитие. Благодаря освобождению от налогов предприятия смогут сэкономить до 30% федеральных налогов. Эти средства пойдут на расширение производства.
При этом за электричество и отопление резиденты будут платить, как и все по существующим тарифам. Их задача за пять лет работы в ТОСЭР расширить производственную базу, занять место на рынке. Как они закрепятся на нём, это зависит только от них. Мы им тут помочь не можем. Наша задача – дать возможность развиться производству.
Что вы скажете по поводу неэффективного вложения инвестиций 1,5 миллиарда на 350 рабочих мест?
- Это какая-то непонятная арифметика. Расчет стоимости рабочего места так не проводится. Тут всё зависит от вида деятельности. К примеру, чтобы открыть бутик по продаже одежды в центре города, нужно вложить 15 миллионов рублей. Там будет работать один продавец. Выходит, одно рабочее место обошлось в 15 миллионов, но это не значит, что бизнес однозначно убыточен. Нет, простым делением суммы на число рабочих мест расчет затрат не делается. Предприятия там разные со своей спецификой.
Из каких частей состоит общая сумма инвестиций?
- Из 1,5 миллиардов 1,3 миллиарда – это частные инвестиции. И только 200 миллионов – это средства муниципалитета, республики и федеральные.
Эти 200 миллионов вкладываются в создание инфраструктуры. Дорога, электросети, прокладка газа, строительство помещений и прочее. И всё это работает на резидентов, они могут меняться, а инфраструктура та же. Остальные деньги вкладывают частные инвесторы. Эти деньги идут на развитие производства. Инвесторы заинтересованы в прибыли. Поэтому они будут контролировать деятельностью резидентов. Никто из частных инвесторов не будет вкладывать деньги в заведомо убыточные проекты.
Жители Кангаласс считают, управляющая компания ТОСЭРа будет иметь слишком много полномочий по решению земельных вопросов. Инвесторы могут этим злоупотребить, завладеть землей и закрыть производство. А землю продать или использовать в качестве долгосрочной инвестиции. Ваше мнение?
- В законе всё четко оговорено, у нас есть рычаги воздействия. Во-первых, предусмотрен наблюдательный совет, в котором мы будем иметь представительство. Во-вторых, если недобросовестный резидент не будет заниматься заявленной деятельностью, то он теряет статус резидента. Взять арендуемую землю в собственность резидент, как и любой предприниматель, может уже через два года. Но внутри ТОСЭР будет действовать упрощенное правило изъятия земли у недобросовестных резидентов. Так что беспокойство по этому поводу, на мой взгляд, надумано.
***
Несмотря на разногласия, жители Кангаласс в целом за создание «Индустриального парка», но без статуса ТОСЭР. Сергей Кочетков считает, что в Кангалассах этот статус не отвечает самой задумке ТОСЭР.
- Что значит ТОСЭР – территория опережающего социально-экономического развития. Слово «социальное» стоит перед экономикой. Это непросто так, это означает обязательное создание социальной инфраструктуры. Больницы, школы, детсады, жилье для работников и прочее. Это примерно, как раньше в союзе создавали промышленные моногорода. Крупные месторождения активно разрабатываются лет пятьдесят. Всё это время завозить всех работников вахтовым методом будет накладно. Естественно, образуется поселок, где живут инженеры, экономисты, медперсонал и так далее. А для людей нужно создать условия для нормальной жизни. Как ты их в такую глушь заманишь? Вот в этом социальное значение ТОСЭР. Это задумано для того, чтобы осваивать месторождения Сибири, Дальнего Востока и Якутии. Взять Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль (АЯМ) – её с большим прицелом на будущее строить начали, её нужно использовать. Создание таежного горно-обогатительного комбината, горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» - это действительно ТОСЭР. А у нас в Кангалассах уже всё есть – школа, больница и детсад. Не удивлюсь, если чиновники и инвесторы будут отчитываться, что это они всё создали для ТОСЭР. И куда в этом случае средства пойдут, предусмотренные на развитие социальной сферы в ТОСЭР? Всё, о чём говорят сторонники ТОСЭР, - это только о выгоде, о социальной стороне ТОСЭР. Ничего толкового во время встреч с населением и вовремя записи программы сказано не было.
По словам Сергея Кочеткова и Леонида Затеева, жители Кангаласс намерены добиться запрета размещения ТОСЭР в микрорайоне. Да и со статусом микрорайона они тоже не согласны. По их мнению, Кангалассам необходимо вернуть статус поселка. Чьё мнение возобладает? «Якутия.Инфо» следит за ситуацией.