Жизнь 9:30 / 15.5.2015 Просмотров: 2810

Нам нужен авиасалон: перейдет ли Якутия на аэропланы?

YAKUTIA.INFO. Перспективы развития малой авиации обсудили 14 мая 2015 года, в Государственном Собрании (Ил Тумэн).

 «В республике на санитарную авиацию выделяется больше миллиарда рублей из республиканского бюджета, используются вертолёты Ми-8, час полёта которых стоит около 172 тысяч рублей, на 15 минут полёта тратится 200 литров авиационного керосина. В то же время сверхлёгкие самолёты тратят 15 литров бензина на час полёта, себестоимость их эксплуатации составляет 1 700 рублей в час, то есть, ровно в 100 раз меньше», - сказал открывая совещание, председатель профильного Комитета Ил Тумэна Виктор Фёдоров.  

Участники совещания обсудили проблемы отрасли. Прежде всего, затронут вопрос обновления парка малых самолётов и вертолётов. Как сообщил первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Георгий Егоров, по состоянию на 30 марта 2015 года «в целом парк «малой авиации» насчитывает 106 единиц, в основном, это самолёты Ан-2, Ан-3 и вертолёты Ми-8». Доля исправных воздушных судов составляет примерно 50%, сообщает пресс служба Ил Тумэн.

Народный депутат республики Владимир Членов предложил провести в Якутии авиасалон малой авиации с демонстрацией малой авиационной техники. Здесь, на месте, в Якутии можно будет выбрать именно ту модель, которая подойдёт для условий Крайнего Севера. Кроме того, парламентарий предложил развивать не только малую, но и сверхлёгкую авиацию. К примеру, использовать экранопланы – летательные аппараты, подобные самолёту, но летающие в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. По мнению Владимира Михайловича, такие экранопланы объединяет в себе качества судна и самолёта и их можно использовать на реке, когда обычные речные суда по тем или иным причинам не могут ездить.

Начальник Службы спасения Якутии Николай Находкин подчеркнул, что суда малой авиации необходимы для спасения людей.

«В прошлом году мы 246 раз прибегали к услугам авиаторов, в основном, задействовали вертолёт Ми-8. Каждый день поисков пропавшего в тайге человека на Ми-8 обходится примерно в 1 млн. рублей. Люди обычно обращаются к нам через 2-3 дня собственных поисков, за день потерявшийся человек может удалиться очень далеко, территория поисков получается очень значительной», - сказал он и добавил, что ввиду дороговизны для службы спасения нужна своя авиационная база.

В целях экономии Служба спасения Якутии начала применять «беспилотники» и по итогам прошлого года, по данным докладчика, удалось сэкономить 56 миллонов рублей.

Индивидуальный предприниматель с частным самолётом «Тундра» Василий Куличкин расходует всего 35 литров обычного автомобильного бензина на 1 час лёта. Но «подняться» выше, летать ещё больше мешают бюрократические препоны. По его словам, очень трудно получить сертификат о лётной годности (СЛГ), ещё труднее оформить сертификат эксплуатанта. Трудно также сертифицировать новую авиационную технику. В этой связи молодой авиатор призвал «демократизировать, облегчить» лётное законодательство. Его предложение поддержал директор авиакомпания «Полярные авиалинии» Игорь Цой. Он отметил, что сегодня суда малой авиации летают точно по таким же правилам, как  «Боинги» и вся «большая» авиация, поэтому нужно начинать с изменения нормативной правовой базы.

На избыточность «воздушного» законодательства указал также начальник отдела лётных стандартов Саха (Якутского) межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Степан Калачёв, и предложил внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, потому что только тогда начнут меняться правила федеральных авиационных правил.

Заместитель главного врача Республиканского центра медицины катастроф Минздрава Якутии Иосиф Олесов сообщил, что в год обслуживается более 2,5 тысяч экстренных больных, осуществляется более 150 санитарных вылетов. Он отметил, что в этом году после проведения мониторинга были изменены условия проведения государственного контракта. По условию технического задания выиграла авиакомпания ДОСААФ, которая вместо вертолёта Ми-2 предоставила самолёт Ан-2. Однако во многих наслегах данный самолёт не может садиться. В итоге, в апреле сделано только 4 межрайонных авиарейса. Требуемый вертолёт Ми-2 выигравшая тендер компания всё-таки обещает перегнать. Таким образом, ещё одна проблема – поддержание в работоспособном состоянии местных аэропортов с грунтовыми взлётно-посадочными полосами. Малая авиация менее «прихотлива» по условиям взлёта и посадки.

Вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев поднял вопрос субсидирования внутренних авиаперевозок, особенно в арктических районах. Народный депутат республики Владимир Фёдоров предложил создать условия для развития малой авиации, к примеру, сделать разумным налог для данной авиационной отрасли. Андрей Илларионов предложил создать в Якутии аэроклуб, который бы готовил местные кадры для малой авиации и пилотов-любителей. Для подготовки пилотов, по его мнению, необходимо приобрести два самолёта класса «Сесна-140». Кроме того, он внёс предложения по эксплуатации аэродромной сети.

Спикер якутского парламента Александр Жирков отметил, что уникальность территории Якутии, масштабность расположения населённых пунктов, неразвитость транспортной инфраструктуры предполагают, чтобы в нашей северной республике данная отрасль транспорта была развита больше, чем в других субъектах Федерации. При этом заметил, что малая авиация должна использоваться не только в государственном, но и в частном сегменте. Он отметил, что в труднодоступных районах вертолёт или маломестный самолёт иногда являются единственным видом транспорта и каналом снабжения, и хотя в таких населённых пунктах проживает совсем малое количество жителей, их нужды государство должно обеспечивать в полном объёме. В этой связи встаёт проблема удешевления стоимости транспортных перевозок – и пассажирских, и товарных. Таким образом, развитие малой авиации как основного фактора жизнеобеспечения жителей отдалённых населённых пунктов наших северных территорий приобретает стратегическое значение, а с учётом немалых расходов государственного бюджета возникает вопрос об экономической безопасности республики. Александр Жирков напомнил, что Ил Тумэн вышел на федеральный уровень с инициативой об оказании доступного медицинского обеспечения в малонаселённых территориях, и одним из путей решения данной задачи является развитие малой авиации.

Кроме того, председатель Ил Тумэна указал на отсутствие законодательного регулирования отрасли на федеральном уровне. Проект федерального закона «О малой авиации в Российской Федерации», подготовленный несколько лет назад Советом Федерации РФ и призванный законодательно закрепить термины, определения, ввести нормы, регулирующие отношения в сфере малой авиации на территории страны, так и не принят Государственной Думой. «Нормативные правовые документы без основного федерального закона и отсутствия соответствующего финансирования нужного эффекта не имеют», - подчеркнул спикер парламента Якутии.

Александр Жирков указал на необходимость продвижения вопроса развития малой авиации на федеральном уровне от Якутии как от одного из субъектов Российской Федерации, наиболее нуждающегося в услугах государственной и частной малой авиации. В этой связи он предложил совместно с Правительством республики, хозяйствующими субъектами и организациями создать рабочую группу по реализации комплекса мер по развитию малой авиации и нормативно-правовому регулированию отношений в данной сфере. Ил Тумэн начал работу в данном направлении.

Потребность в малой авиации в Якутии с учётом огромных расстояний и отсутствия дорог  – огромная. С помощью малых воздушных судов можно проводить экстренную госпитализацию больных из труднодоступных малонаселённых пунктов, искать пропавших в тайге, патрулировать лесные массивы, тушить лесные пожары, выполнять различные сельскохозяйственные работы, ликвидировать природные и техногенные ситуации, охотиться на хищников, наносящих многотысячные уроны оленеводам, решать многие другие задачи.