"Биhиэхэ ревизор иhэр"
YAKUTIA.INFO. К нам приехал "Ревизор". А именно приехал он в "Саха театр", где состоялась премьера классической комедии Николая Васильевича Гоголя. Спектакль поставила режиссер Эмма Иришева. Ученица Андрея Борисова, она была художественным руководителем Национального драматического театра Республики Алтай. И теперь по приглашению Саха театра она поставила в нем пьесу Гоголя.
В ее "Ревизоре", как это не покажется почти странным, для современного театра нет ничего современного. Весь спектакль основан на классической драматургической школе, что отсылает зрителя к лучшим постановкам этого спектакля в прошлом. "Сейчас в театре стараются больше экспериментировать, вносить какие-то новшества. Мне же хотелось поставить Ревизора именно в классическом ключе", - отмечает Эмма Иришева.
Текст Гоголя, слава богу, также остался не тронутым и не интерпретированным в угоду современным тенденциям. Несмотря, на то, что спектакль в переводе на якутский язык, это обстоятельство ни в коей мере не мешает восприятию действия на сцене. Еще раз повторюсь, что диалоги строго следуют первоисточнику. "С актерами я работала на русском языке, а пьеса на якутском. Но это неважно. Мир театра широк и главное – передать жизнь, внутреннее душевное состояние", - подчеркивает режиссер спектакля.
Единственное, что было изменено, это место действия. Из неопределенного уездного города N события были перенесены в Якутск. И то это становится понятным только из сценографии (художник Лена Гоголева). Фотографии Якутска 19-го века вполне представляют картину российского захолустья того времени. И поскольку по мысли Гоголя этот уездный город является прообразом всей России в миниатюре, то тем более место, действия комедии не имеет решающего значения. Костюмы, кстати, также подобраны очень умело и атмосфера 19-го века передается просто замечательно.
Актерский состав спектакля включает в себя ведущих артистов театра разных поколений. В главных ролях Петр Садовников (Городничий) и Роман Дорофеев (Хлестаков). И можно с уверенностью сказать, что этот тандем двух главных персонажей пьесы удался. Мимика, многочисленные жестикуляции и даже танцевальные па не оставляют равнодушными зрителей. А в роли почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина неподражаемо играет и мэтр якутской сцены Ефим Степанов. Вообще стоит отдать должное режиссеру, актерский состав был подобран очень хорошо.
По словам актера Романа Дорофеева, роль Хлестакова для него большая ответственность и в тоже время удача. Поскольку - "многие артисты хотели бы сыграть эту роль. В подготовке к спектаклю пришлось пересмотреть и перечитать множество материалов. Это была сложная работа, тяжелые репетиции. Нужно было возвратиться к классике, именно к классической театральной школе. Я постарался сделать своего Хлестакова, но вдохновлялся я также и работами как Андрея Миронова, так и Виталия Соломина. А что получилось – судить зрителю".
Не будет лишним заметить, что классика всегда актуальна, несмотря на, может быть, избитость фразы. Тем более, когда она не подвергается изменениям в угоду времени и (или) моде. А со времен написания "Ревизора" в российских характерах, показанных в пьесе, изменилось не так уж и много. Поэтому посмотреть на общество со стороны всегда полезно, тем более, когда это спектакль, поставленный по Гоголю.