О частной медицине замолвите слово: Валерия Ли
YAKUTIA.INFO. Интернет-газета Якутия.Инфо и журнал малого и среднего предпринимательства «Предприниматель Якутии» предлагают вашему вниманию рубрику «Персона». Персона – люди, идеи и истории бизнеса Якутии.
Невооруженным глазом заметно, что частная медицина в Якутске развивается бурными темпами: на всех улицах – вывески клиник, везде – реклама их услуг. Предприниматель Якутии» решил поговорить с исполнительным директором некоммерческого партнерства «Объединение частных медицинских центров и клиник Якутии» Валерией Ли о ситуации в медицинском бизнесе и о том, почему предприниматели, работающие в этой сфере решили консолидироваться.
Несмотря на то, что в Якутске достаточно много частных медицинских учреждений говорить о какой-то очень острой конкуренции не приходится. Думаю, дело в том, что все больше людей доверяют частной медицине.
ПЯ: Расскажите, какие задачи призвано решить ваше объединение?
Валерия Ли: Цель объединения довольно стандартна – это решение проблем, которые присущи нашей сфере деятельности, то есть частной медицине. Мы решили консолидироваться всего два года назад. До этого предприятия, занимающиеся частной медициной, были достаточно разобщены, каждый работал сам по себе. Но к 2013 году, я думаю, просто назрела необходимость в подобной организации. Нас становилось все больше, и частная медицина в Якутии, в целом, достигла определенного уровня развития, когда приходит понимание, что если объединить усилия по решению тех или иных вопросов, то можно добиться больших результатов. Это в первую очередь, конечно, касается определенных административных барьеров – одно дело, когда о них говорит один предприниматель, совсем другое, когда – десятки, сотни.
ПЯ: А что вами делается конкретно для решения этих проблем?
Валерия Ли: Для решения любого проблемного вопроса необходима правильная постановка, рассмотрение каждой из его сторон. Так сразу после объединения мы организовали первую республиканскую практическую конференцию медицинских учреждений негосударственной формы собственности. По сути это было первым громким заявлением о существовании нашего партнерства, о том, что мы собрались отнюдь не «для галочки», что мы действительно готовы работать сообща. И у нас получилось провести мероприятие на высоком уровне: участие приняли депутаты «Ил Тумэн», представители Минпреда и Минздрава республики, Торгово-промышленной палаты, надзорных органов и, конечно же, сами предприниматели, в том числе и с районов республики. Мы были очень рады и приятно удивлены, что такой сложный вид предпринимательской деятельности, как частная медицина, развивается сегодня и в улусах. Думаю, цель заявить об объединении была достигнута – общество и власть увидели, что мы консолидировались.
Если раньше я с уверенностью могла сказать, что частные клиники посещают преимущественно люди среднего возраста, работающие, а значит ценящие свое время, то сейчас определить портрет нашего клиента сложнее. Я думаю, дело в том, что частная медицина ориентируется на нужды клиентов больше, чем государственная. Мы анализируем рынок, и быстро реагируем на малейшие изменения в нем.
В дальнейшем планка поддерживалась на заданном уровне: мы регулярно собирались, обсуждали проблемы – шел обмен опытом: как решить тот или иной вопрос, куда обращаться, где проводить обучение сотрудников… Но в определенный момент мы поняли, что надо выходить на следующий уровень. Начали посещать тематические семинары, общаться с коллегами из других регионов. Мы решили, что надо нечто большее, чем некоммерческое партнерство. В конце концов, пришли к выводу, что наиболее подходящей нам формой будет саморегулируемая организация. Мы очень обстоятельно подошли к изучению нюансов создания СРО, и были уже к этому готовы – единственным препятствием было недостаточное количество членов. Но поскольку, мы чувствовали, что уже готовы к этому этапу, обратились в уже действующую организацию, объединяющую медицинские организации из 35 регионов России. После тщательного аудита наших предприятий, нас в нее приняли.
ПЯ: А что дает членство в СРО?
Валерия Ли: Непосредственно для медицинских учреждений основным преимуществом членства в саморегулируемой организации является сокращение количества плановых проверок органами лицензирования, Роздравнадзора и Роспотребнадзора.
Но куда важнее, мне кажется, преимущества для наших клиентов. Как я сказала выше, прежде чем принять нас в свои ряды, руководство организации провело тщательный аудит всех наших учреждений. По его итогам нам были предоставлены рекомендации по исправлению выявленных ошибок и допущений. И такая жесткость присутствует во всем – мы, члены и руководство СРО, пристально следим, чтобы везде и всюду всеми соблюдались стандарты. То есть наши клиенты могут быть уверены в качестве предоставляемых членами организации услуг.
ПЯ: Валерия Спиридоновна, поговорим о рынке медицинских услуг в Якутии. Насколько велика конкуренция в этой сфере? Новичкам сложно войти в нее?
Валерия Ли: Несмотря на то, что в Якутске достаточно много частных медицинских учреждений говорить о какой-то очень острой конкуренции не приходится. Думаю, дело в том, что все больше людей доверяют частной медицине. То есть спрос в услугах только растет, а это главное условие для хорошего развития бизнеса. Однако новичков поджидает другая проблема. Частная медицина – очень затратный и медленно окупаемый бизнес. Кроме зарплат персоналу, аренды помещений, тут надо закладывать средства и на приобретение медицинского оборудования. А хорошее медицинское оборудование стоит огромных денег. Так что, чтобы добиться в нашей сфере успехов, надо быть готовым серьезно вложиться, а затем очень долго ждать прибыли. Скажем, если предприниматель в свой первый год выйдет в ноль – это супер-достижение.
ПЯ: Вы отметили, что частной медицине доверяет все больше людей. А портрет вашего среднестатистического клиента тоже претерпевает изменения?
Валерия Ли: Да, конечно. Если раньше я с уверенностью могла сказать, что частные клиники посещают преимущественно люди среднего возраста, работающие, а значит ценящие свое время, то сейчас определить портрет нашего клиента сложнее. Я думаю, дело в том, что частная медицина ориентируется на нужды клиентов больше, чем государственная. Мы анализируем рынок, и быстро реагируем на малейшие изменения в нем. Частная медицина гибче – она может начать использовать какую-нибудь новую технологию, задолго до того, как к ней придут государственные учреждения. В связи с этим, и качество услуг развивается динамичней. Думаю, понимая это, люди работоспособного возраста, бывшие раньше основными нашими клиентами, начинают приобщать к частной медицине своих детей и родителей.