Эксперты о деле Гайзера: и до Борисова доберутся
YAKUTIA.INFO. Массовые аресты руководителей Республики Коми, безусловно, станут одним из резонансных «криминально-политических» событий осени. Действительно, аресты первых лиц происходили в этом году и раньше – взять то же дело сахалинского губернатора Хорошавина. Но чтобы по делу привлекали всю «верхушку» руководства региона – такого при Путине еще не было.
Между тем, по мнению ряда экспертов, аресты губернаторов Вячеслава Гайзера и Александра Хорошавина говорят о том, что либо федеральная власть решила направить все недовольство народа на региональные элиты. Либо в стране действительно началась полномасштабная борьба с коррупцией, причем стартовала она с регионов. Вопрос в том, кто следующий? «Гайзером может стать каждый», заявили федеральные СМИ.
Свое мнение по этому поводу высказали эксперты Якутия.Инфо.
Владимир Нифонтов, журналист:
- Не думаю, что это кампанейщина – просто порядок наводится потихоньку. Санкции на возбуждение таких дел, конечно, идут из Кремля. Так что выстрелить может что угодно и когда угодно.
Возможно, и до нашего главы доберутся. Поводов предостаточно – мы сами с вами пишем о них каждый день. Помните, как про Михальчука писали - в итоге это вылилось в "дело мэрии". Дела Хорошавина и Гайзера показали, что неприкасаемых среди губернаторов нет. Ведь оба были на хорошем счету во всевозможных рейтингах. Все было тихо-спокойно, и вдруг – совершенно неожиданно.
- Что же делать нашему главе? Сидеть и ждать своей участи или надеяться, авось пронесет?
- Остается только работать. Доказывать свою эффективность не созданием видимости, не всякими рейтингами, а работой. Причем реальной работой.
Валерий Мекумянов, юрист, общественный деятель:
- Плохо, если это кампанейщина.
- Стоит ли бояться нашему главе?
- Если это кампанейщина, то всем надо бояться, в том числе и нам с вами. Вспомните 37-й год, когда герои Гражданской войны попадали под раздачу. Все должно быть по закону. Человек может быть признан виновным по делу только по приговору суда.
Возможно, эти события свидетельствуют о том, что власть в какой-то мере пытается очиститься. Если так, то это очень робкие попытки. Ведь если речь идет о реальной, настоящей борьбе с коррупцией, то начинать надо с головы, поскольку рыба гниет с нее.
Владимир Федоров, депутат Ил Тумэн:
– То, что сейчас происходит, это, возможно, встряска – шоковая терапия в отношении чиновников высокого ранга. Если есть какие-то ошибки, и они не исправляются, значит, это система.
Если системно средства тратятся не на определенные нужды или виды деятельности то, это коррупция. Если мы тратим деньги на особые схемы вывода активов из госбюджета – это коррупция. Если мы продаём государственную собственность за бесценок, и она переходит в частные руки, а потом всё равно содержится за счёт госбюджета – это опять же коррупция. Если мы выделяем бюджетные деньги на снос аварийных, и ветхих домов и строительств жилья, а потом продаем это жилье как коммерческое – это снова коррупция.
- Можно ли ожидать арестов представителей местной политической элиты?
- Насчёт возможных арестов среди местной политической элиты ничего сказать не могу, это дело случая. Вообще Путин с коррупцией уж лет десять борется. Это нормальная системная работа. Естественно, бывают случаи, когда чиновники, пользуясь тем, что внимание руководителя отвлечено на решение внешних проблем, начинают, мягко говоря, чудить. Но потом, в любом случае, к ним внимание возвращается. Что касается наших местных элит, то есть пословица - «От сумы, да от тюрьмы не зарекайся».
- На ваш взгляд существует ли у нас проблема коррупции среди чиновников высокого уровня?
- Я как член Контрольного комитета и как заместитель председателя Контрольного комитета Ил Тумэн второго созыва могу сказать, что у нас бывает много ошибок. Будем их называть ошибками, потому что факт преступления требует доказательств. Но нужно добавить, что ошибок не бывает у тех, кто вообще ничего не делает.
Ошибки можно исправить, но если этого не делается, то может возникнуть системная ошибка. А это уже целые схемы, и есть такие схемы, о которых мы знаем. Они заслуживают внимания даже не МВД и не антикоррупционных комитетов, а более серьезных структур. Потому что это преступления государственного масштаба.
- На ваш взгляд, если бы различные коррупционные схемы были исключены, сколько бюджетных средств можно было бы направить на полноценное финансирование социальных программ и поддержку людей оказавшихся в сложной жизненной ситуации – те же погорельцы к примеру?
- Я уже не один год занимаюсь республиканским бюджетом. Я более чем уверен, что если у нас есть сотни миллионов рублей на то, чтобы проводить всякие торжества.
Если у нас есть средства на закупку предметов роскоши, квартир для госструктур. Если мы позволяем себе закапывать, в буквальном смысле слова, немалые деньги в неоправданные проекты. То поверьте мне, если всё это прекратить, то, как минимум, треть бюджета можно направить на целевые программы, как у нас принято говорить - в социально-направленное русло.