Пятьдесят оттенков «теплого»
YAKUTIA.INFO. Лет пять назад мало бы кто всерьез воспринял идею, что в Якутии можно производить собственную краску. Казалось, что возможности для её производства есть только в больших промышленных городах. Но нашлись люди, которые решили сломать этот стереотип.
Начав с производственной площадки в 80 квадратных метров, сейчас они готовятся переехать в цех площадью более тысячи «квадратов». Спустя три года после появления на рынке якутский производитель акриловых красок занял уверенную позицию на внутреннем рынке, производя новые инновационные лакокрасочные материалы.
Главное правильно смешивать
Сразу и не скажешь, что в небольшой комнате с темно зеленными стенами, разделенной перегородками, находится фирма, поставившая себе цель заполнить всю республику краской собственного производства.
- Идея организации производства краски принадлежит моей сестре Айталине, - поясняет директор ООО «БИГЭ» Андрей Неустроев, - Мы изучили рынок Якутии и пришли к выводу, что в республике есть большая потребность в лакокрасочных материалах. Объём рынка достаточно большой - до 3,5 тысяч тонн в год. На тот момент краску завозили из Москвы и Новосибирска. Мы рассчитали, что если организовать производство краски в Якутии, то стоимость готовой продукции будет существенно ниже привозной. А значит, на неё будет спрос. Итак, мы написали бизнес-план и начали работать над его реализацией.
К слову в стенах Технопарка «Якутия» компания «БИГЭ» находится последние месяцы. С осени нынешнего года компания переезжает в «Индустриальный парк «Кангалассы».
Стены мы покрасили той краской, что осталась от нашей первой продажи, - смущенно улыбаясь, говорит директор компании «БИГЭ» Андрей Неустроев.
Проходим в цех, где собственно и производят краску. Большой ангар на территории Технопарка «Якутия». Но внутри заметно, что предприятию уже тесновато в этих стенах.
Краска у нас не залеживается быстро расходиться, - говорит директор компании «БИГЭ».
Как начиналось становление вашего бизнеса?
- В самом начале нашей деятельности мы попросили и получили поддержку от Технопарка "Якутия" и венчурной компании "Якутия", поскольку начинать любое производство самостоятельно весьма сложно, а в наших условиях – на порядок сложнее. Вначале многие относились к нашей идее с большим скепсисом. И тут появилась возможность реализовать бизнес-идею. Теперь же мы доказали свою рентабельность, и нам есть что предложить новым инвесторам.
Как происходит процесс изготовления краски?
- Объяснить можно одни словом – смешивание. На первый взгляд кажется, что само производство нетрудоемкое и довольно простое. Однако весь процесс требует высокой квалификации сотрудников, их непрерывного внимания за множеством сложных процессов. Поскольку технологический процесс производства лакокрасочных материалов состоит из нескольких этапов: подготовка сырья, диспергирование с контролем температуры и множества других физико-технических параметров, розлив готовой продукции.
Вы изготавливаете краску по готовой рецептуре?
- Нет, рецептуру краски мы специально с учетом условий Крайнего Севера разработали в сотрудничестве с немецкой компанией VMA-GETZMANN.
Кто закупает у вас краску?
- Основными потребителями нашей краски являются крупные строительные компании республики: ОАО «ДСК», ООО «Сэттэ», ООО «Агдезия», ПК «Монтажник», ООО «Эрдем», ООО «Северный дом», и многие другие застройщики. Их вполне устраивают как качество нашей краски, так и цена на неё.
Кстати о ценах. Насколько они у вас привлекательны?
- Стоимость килограмма краски нашего производства начинается от 44 рублей. Притом, что рыночная цена на привозную продукцию начинается от 70 рублей за килограмм.
Путь от просто краски до инновационного продукта
Годом рождения компании «БИГЭ» стал 2012 год. Тогда же компании удалось стать резидентом «Технопарка «Якутия», а затем получить поддержку от Венчурной компании «Якутия». Вместе с повышением качества ведется работа по внедрению новых разработок, как собственных, так и совместных с резидентами Технопарка «Якутия». Мы готовы сотрудничать как с научными, так и любыми другими организациями, у которых есть интерес к лакокрасочным материалам.
- Недавно мы получили два патента на свои разработки – теплоизоляционное покрытие и теплоизоляционную фасадную краску. Они уже доказали свою эффективность в ходе множественных испытаний. 5-миллиметровый слой нашей краски равен по теплоизолирующим свойствам 5-сантиметровому слою пенополистирола или стекловаты. Теплоизоляционное антикоррозионное жидкое покрытие применяется для теплоизоляции бетонных, металлических поверхностей (трубопроводов, тепловых сетей, канализации, септиков, фасадов зданий). При этом наше покрытие улучшает энергосбережение и энергоэффективность, защищает от коррозий, а также оно является водостойким и обойдется дешевле, чем традиционные утеплители.
Каким образом краска сохраняет тепло?
- Теплоизоляционное покрытие имеет в своем составе поры и материалы с низкой теплопроводностью. Таким образом, высокая теплоизоляция достигается за счет пористости покрытия.
Но, наряду с вашей краской, существуют и иностранные жидкие утеплители. Есть ли у них какое-то отличие?
- Иностранные жидкие утеплители отличаются от нашей продукции тем, что теплоизоляция в них обеспечивается стеклянными микрокапсулами. Мы проводили сравнительные испытания и пришли к выводу, что в наших условиях такая технология неэффективна. Тепло эти микрокапсулы держат очень плохо.
Какие ещё инновационные продукты находятся у вас в разработке для российского и международного рынка?
- Во всём мире существует проблема плесени, которая появляется в домах из-за сырости. Существует большой спрос на средства по борьбе с ними.
Чем интересна ваша разработка?
- Существующие средства борьбы с плесенью содержат антисептики широкого действия, которые убивают не только грибок, но могут оказать вредное воздействие на самого человека. Мы разработали специальный состав, подавляющий только споры плесени, то есть средство борьбы с плесенью узкого спектра действия, безвредное для человека. Мы думаем, что это свойство нашей продукции станет главным конкурентным преимуществом на рынке.
Если посмотреть на цех, то тут уже и для производства краски места мало, не думаете расширяться?
- Да, мы готовимся к переезду в «Индустриальный парк Кангалассы» (ТОР «Канглассы»). Наш нынешний цех площадью 350 квадратных метров для нас мал. В Капитоновке (ТОР «Канглассы») мы будем занимать территорию 5500 тысячи квадратных метров. В эту площадь входят сам цех площадью 1300 квадратных метров и складские помещения.
У любого производства есть отходы, какие отходы у вас?
- Наши отходы – это упаковка от сырья и материалов. Иными словами - обычный строительный мусор, и они совершенно не токсичны. Сама технологическая линия не производит отходы, лишь потребленную воду без вредных примесей, совершенно безопасную для человека и окружающей среды.
Расширение производства приведет к созданию новых рабочих мест?
- Мы планируем запуск производства на новом месте в 2016 году. На предприятии будет создано дополнительно 12 новых рабочих мест. В 2017 - 8 новых мест, в 2018 – еще 10. Кроме этого, у нас проходят практику студенты. Пишут дипломные работы по нашей теме. Трое из них уже трудоустроено. Будем расти дальше.
О том, что ещё требуется преодолеть
В ближайшей перспективе компании выход на рынок Сибири и Дальнего Востока, а так же рынок Китая. Однако радужную перспективу смазывает ситуация с получением местного сырья для краски.
- В настоящее время в производстве нашей краски используется 50% компонентов из местного сырья. Мы планируем довести их содержание до 95%. Однако, здесь существует проблема. Мы планируем разрабатывать месторождение кальцита в Нерюнгринском районе. Получение лицензии на его разработку – это сложная и длительная процедура. Оформление лицензий могут осилить лишь крупные компании, а для представителей малого и среднего бизнеса, в том числе для нас - это весьма затратное дело. Сейчас мы оформляем лицензию на коллекционный сбор образцов для исследования сырья. Для получения лицензии необходимы немалые ресурсы, одни только проектно-изыскательные работы обойдутся в несколько миллионов рублей. Так что хотелось бы, чтобы на республиканском и федеральном уровне этому уделили внимание.