Жизнь 8:30 / 4.12.2015 Просмотров: 5939

Диализники властям: мы не получаем услуги по перевозке и умираем по дороге

  • Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Власти Якутии гарантируют больным хронической почечной недостаточностью бесперебойную перевозку до диализных залов. Об этом заявил глава республики Егор Борисов на пресс-конференции 1 декабря, отвечая на вопрос журналиста Якутия.Инфо. Однако у самих больных есть большие сомнения насчет обещанного.

Напомним, больные ХПН намерены провести пикет возле здания Дома правительства №2. Поводом для пикета стало намерение правительства республики лишить диализников материальной помощи. На сегодня она составляет три тысячи рублей в месяц, которые Министерство здравоохранения хочет забрать. Министерство труда и социального развития Якутии подготовило нормативный акт, которым оно хочет перенаправить их Минздраву республики.

Естественно, все это делается по согласованию с главой республики. Мы поинтересовались у Егора Афанасьевича – можно ли сделать так, чтобы перевозка диализников сохранилась, а материальную помощь у них не забирали.

"Оставить деньги себе не получится"

«Три тысячи рублей [которые берут с диализника за проезд в месяц] – это  определенная компенсация платы за транспортное обслуживание. Это затратное обслуживание. Они хотят оставить эти 36 тысяч [в год] себе – не получится. Эти итак за инвалидность получают деньги», - были слова Борисова.

Свое мнение по этому поводу высказал председатель якутского отделения ассоциации «Нефро-Лига» Михаил Сапожников.

- Очень  рад был услышать от главы республики Борисова Егора  Афанасьевича обещание: пациентов диализа будем возить бесплатно. На  высшем уровне республики признают такую необходимость, - прокомментировал Михаил Анатольевич. – Необходимость доставки на  диализ признавали на высшем судебном уровне республики еще в 2011 году. Но постановление Верховного Суда не выполнялось никогда. Его игнорировали в Министерстве труда Якутии и службе социального такси.

Михаил Сапожников

- Глава сделал обещание. Что в нем вас смущает?  

- Мы надеемся, что Минздрав не посмеет ослушаться главу    исполнительной власти. Однако есть опасение, что ситуация изменится потом, через месяца три. Начинается это так: машина сломалась, водитель заболел, урезали лимит бензина, нет  запчастей и т.п.

У инвалидов мало сил сражаться с хамством диспетчера или  водителя. Он плюнет и попытается добраться самостоятельно. Правда, уже  без поддержки материальной помощи, которую у нас собираются забрать. Так добирались до дома и не добрались Василий Сорокин, Анна Портнягина, Оксана Филлипова. А Валерий Рыбин добрался и умер дома.

Другие получали тяжелые травмы и проходили через сложные и дорогостоящие операции, долгое время лежали  в  больницах. У них постоянно пытаются забрать ее с 2005 года. Минтруд в 2006-2008 годах выплачивал ее с задержкой на полгода. А в 2010 году без предупреждения ее с подачи Минтруда превратили в помощь «на доставку». Меж тем пациенты тратят ее просто на еду.

- Чем чревато то, что у вас заберут материальную помощь?

- Вот сегодня мне позвонили и сказали: Вера пропустила диализ. У нее нет денег на социальное такси. Деньги ушли на еду и жилье. Придется звонить и просить отвезти женщину на жизненно-важную процедуру в долг. Другой звонок: на том конце провода знакомая сдерживает слезы: у меня осталось 250 рублей. И без того низкий уровень жизни наших людей еще снизится, если заберут материальную помощь.

Хотя глава исполнительной власти РФ Владимир Путин указывал: «Нельзя снижать уровень жизни инвалидов».

Недавняя встреча диализников с представителями Минздрава Якутии (видео)

Мы удивляемся чиновничьей «наивности» - неужели  не  знают, как  исполняются  их  распоряжения, с какими  издержками? А  если знают, почему не принимают защитные  меры? Крайние издержек – мы. Мы не получаем продекларированные услуги и умираем по дороге. Доклады Минтруда о том, что соцтакси перевозит 160 диализников, -  неправда.

- Какие вопросы еще вас беспокоят?

- Сейчас у нас много вопросов. Почему забирать деньги у инвалидов, если не  разобрались, как тратятся деньги службой соцтакси? С кем Минздрав заключит государственный контракт на доставку пациентов, если утверждает, что средняя стоимость доставки – 4000 рублей в месяц? Например, до Жатая и обратно на такси стоит 1200 рублей, а у нас 14 процедур в месяц. Кто повезет пациентов из Магана, Кангаласс, Покровска? Будут ли  возить на назначенные врачами  процедуры, на прием к врачам, на обследования? А все это необходимая часть лечения, помимо процедуры очистки крови. На эти-то поездки и уходит порой вся материальная помощь. 

Важный вопрос: если у пациента, отказавшегося от транспорта ради денег, эти деньги закончатся, то его оставят умирать дома? Корректно и законно ли ставить пациента, которому иногда нечего есть, перед  выбором : или деньги, на которые не доедешь на диализ, или транспорт, которого еще не видели?

- Какое вообще мнение насчет обещаний властей у остальных пациентов?

- Судя по опросам, пациенты  думают так: наша материальная помощь  растворится в госконтрактах, заключенных с неэффективными малолитражками, которые не в состоянии будут выполнять свои обязательства. В результате мы придем к уровню 2004 года, когда нас не возили и не выплачивали материальную помощь. Ни Минздрав, ни Правительство тоже не сумеют ничего от этого выиграть. Получат головную боль.

- Какой механизм был бы оптимальным, на ваш взгляд?

- Нам кажется, что существующая у нас система оплаты доставки по льготному тарифу правильна. Нужно сохранить у пациента в руках  материальную помощь на оплату льготной доставки. Эти небольшие деньги страхуют его от сбоев специализированного транспорта и в какой-то мере материально стимулируют его работу. Дают пациенту возможность  реализовать свои права на качество и транспортную доступность  медицинской помощи самым эффективным способом.

Диализники жалуются на проблемы с социальным такси (видео)

Свои претензии и опасения больные ХПН намерены высказать на пикете, проведение которого запланировано в декабре этого года.