Жизнь 15:13 / 20.12.2015 Просмотров: 3181

Мнение: Фемида – не капризная барышня

  • Текст: Валерий Мекумянов

YAKUTIA.INFO. Что такое суд? Образно говоря, это у нас сегодня почти что единственный островок в нашем окаянном мире, где простой гражданин – человечек, земляная вошь (сир быта) - может защитить свои права и свободы и тем самым найти справедливость.

Иными, понятными для простой публики словами, суд не должен походить на капризное стервозное существо женского рода.

Плохо, когда так ведет себя или ведут себя, как пелось в знаменитом сериале, кое-где отдельные личности. Но страшно, когда так ведет себя судейское сообщество. Это означает то, что оно не только не организовано, не управляемо, и у него нет никакого профессионального руководства, но и то, что такой суд становится опасным для граждан, ибо это анархия, которая ничего хорошего никому не сулит.

Ведь это произвол, который хуже разбоя.

К чему это филиппика?

Это означает, что мною овладело отчаяние, глядя на то, какое безобразие начало твориться в судебной системе нашей республики, и мне захотелось заявить о своем несогласии с этим, прямо скажу, издевательством над сутью российского судопроизводства.

Я сошлюсь только на то единообразие судебной практики, которое сложилось и устоялось в той сфере, в которой мне довелось принять непосредственное участие, то есть, я скажу только о том, что мне известно.

Итак, две истории, но которые примечательны. Полагаю, что коллеги могли бы дополнить сей список, учитывая то, что ответственное единообразие судебной практики заменено в нашей судебной системе безответственной произвольностью, скорее всего, во многих делах.

25 февраля 2011 года передача Правительством республики Открытому акционерному обществу ДСК общежитий, расположенных в жилом массиве ДСК по адресам: г. Якутск, ул. Автодорожная, 40, 40/1 и 40/2, была признана Конституционным судом несоответствующей Конституции Республики Саха (Якутия) потому, что она явилась нарушением Основного закона, приведшим (цитирую):

- «к ограничению… субъективного права конкретных физических лиц, фактически занимавших жилое помещение в государственном жилищном фонде, на приватизацию жилого помещения».

Из этого вердикта следует, что первоначальное правовое состояние домов, к которому их вернул Конституционный суд, порождало у граждан право на приватизацию. 

И Президиумом Верховного суда республики 20 апреля 2012 года данное Постановление было признано имеющим правовые последствия для судов общей юрисдикции, что и заложило единообразие судебной практики по делам о признании прав на приватизацию и права собственности в порядке приватизации на жилое помещение граждан.

Тысячу дел!

Однако 28 октября 2015 года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) было отменено Решение Якутского городского суда от 25 августа 2015 года, которым было признано право на приватизацию и право собственности в порядке приватизации гр. Г. на комнату …, в доме по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, 40.

Основанием этой отмены послужило то, что, по мнению судебной коллегии, после признания 25 февраля 2011 года Конституционным судом Республики Саха (Якутия) Распоряжения о передаче (продаже) трех общежитий ОАО ДСК несоответствующим Конституции республики:  

Здание по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, 40, вернулось в первоначальное состояние и вновь стало общежитием. А жилые помещения в общежитии, по мненю судебной коллегии, к специализированному жилищному фонду не приватизируются.

Вот при таких случаях и ясно осознаешь, почему в русском языке невозможно обходиться без нецензурных выражений, которые «не для ушка девического в завиточках волоска».

Но почему? Да потому, что во время передачи Правительством общежития ОАО ДСК действовал Жилищный кодекс РСФСР, в котором нет такого вида, как специализированный жилищный фонд. Такой вид жилищного фонда появился лишь после 1 марта 2005 года, когда в действие вступил новый Жилищный кодекс РФ!

А судебная коллегия, вопреки вердикту Конституционного суда, выносит суждение, что этим судом восстановлено такое первоначальное правовое состояние жилого помещения, при котором граждане не могут обладать правом на приватизацию. И не только вопреки Постановлению Конституционного суда, но и нормам закона!

Да в Постановлении Конституционного суда республики, конечно, много букв, но можно же было прочитать, хотя бы, одну его резолютивную часть, чтобы вынести правильную оценку о нем. Студентам при таком раскладе в зачетке ставят «неуд», а граждане в судах получают по мозгам.

Но самое страшное, все же, не в этих ляпах, а  в том, что этой судебной коллегией было перечеркнуто единообразие судебной практики, установленное Президиумом Верховного суда республики.

Эта одна-единственная коллегия, состоящая всего из трех судей, без всякого исследования обстоятельств дела, без пересмотра, взяла да отменила Постановление Президиума Верховного суда республики, ставя выше его свое мнение, идущее вразрез с решением высшей в республике судебной инстанции! Но тревогу никто не забил. Никто не назначил разбирательство. Конечно, я имею в виду не адвокатское сообщество.

КТО ЖЕ БУДЕТ УВАЖАТЬ И ПРИЗНАВАТЬ ТАКОЙ СУД?! ТОЛЬКО ТЕРПЕТЬ, ПОТОМУ, ЧТО ДРУГОГО НЕТ, А В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ДОРОГА, ПО СУТИ, УЖЕ ЗАКРЫТА ДЛЯ НАС. Хотя и ранее дойти для нее земляной воши было весьма непросто.

Вторая история из этой же оперы.

В делах о праве граждан на приватизацию жилых помещений по дому, что по улице Якутская, 2, тоже установилось единообразие судебной практики, заданное опять же Президиумом Верховного суда республики. Тоже множество дел.

И опять то же наплевательское отношение судебной коллегии к позиции своей высшей инстанции, опять та же ревизия обстоятельств, установленных ранее судами, притом Президиумом.

В общем, тот же маразм и та же реакция.

Но это уже не суд, господа-с. Это шемякин произвол.

В конце своей филиппики хочу обратиться к министру внутренних дел нашей республики, поскольку в последнем доме живут, в основном, бывшие сотрудники правоохранительных.

Уважаемый министр!

Во-первых, так нельзя обращаться со своими бывшими коллегами, с которыми вы вместе рисковали жизнью при защите общественного порядка, мерзли на постах и засадах, излавливая опасных преступников. А как в министерстве обращаются с ними, очевидно по тому, что они до сих пор судятся за свои права, хотя уже есть Постановления (не одно) Президиума Верховного суда республики, признавшие их права. Между тем, бывший до вас министр при мне торжественно, можно сказать, поклялся, что более судов не будет, и квартиры будут передаваться жильцам в силу судебной практики. Но все это, как я вижу, оказалось звоном колокольчика.

Во-вторых, укажу на незнание законов вашими юристами, что уже очень серьезно. И за этот вывод отвечаю полностью, и готов повторить, подтвердить и доказать его везде и повсюду, поскольку сам слушал доводы одной из них на суде 17 декабря сего года.

Юрист должен знать о праве государственной собственности, как то установлено Гражданским кодексом, соответственно, не путать Территориальное управление Росимущества (ТУФА) с Российской Федерацией и считать его собственником или, хотя бы, его представителем в имущественных спорах по делам о приватизации. ТУФА отвечает за федеральное имущество только до той поры, пока оно не передано в хозяйственное ведение либо в оперативное управление, то есть, ТУФА отвечает за имущество, находящееся в казне! ТУФА есть, образно говоря, завскладом.

Также юрист не может требовать у гражданина, чье право на приватизацию признано решением суда (!), для заключения договора передачи в собственность еще и договор социального найма, также и того, чтобы он стоял на очереди на улучшение жилищных условий. Это полная профессиональная непригодность, поскольку означает абсолютное незнание элементарных норм законов.

Если бы такой с позволения сказать юрист выступал от имени коммерческого предприятия, было не только понятно, но и простительно. Такой представитель и должен изворачиваться, чтобы  исполнить поручение хозяина, не желающего платить или отдать какую-то вещь.

Между тем, суд выступает от имени Российской Федерации. Это может прочитать даже тот, кто только что научился алфавиту, поскольку эта преамбула расположена вначале на самом верху любого решения суда. И эти решения обязательны для всех. Обязательны для исполнения!

Я бы еще привел не один пример по таким делам, но и этого достаточно для того, чтобы сказать, что такого сотрудника нельзя назвать юристом, как бы она или он не выступали на судах бойко. Впрочем, всем дилетантам и свойственна такая бойкость. Профессионалам присуща основательность.

Уважаемые Председатель Верховного суда Республики Саха (Якутия) и Министр внутренних дел Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), я, конечно, понимаю, что судьи и полицейские независимы и должны подчиняться только закону, а не прислушиваться к советам пенсионера или обывателей, даже должностных лиц со стороны, но хочу обратить ваше внимание на одно небольшое, но, тем не менее, примечательное обстоятельство:

- элементарное управление системой - государственной мегамашиной, как раз, и устанавливает тот самый нужный для дела порядок. А с этим у вас неполадки.

Я убежден в этом, исходя из своего жизненного опыта и здравого смысла, господа-с.

Да, как говорили древние римляне, времена меняются, меняемся и мы. Но неизменна только человечность. Она вечна…