Жизнь 9:00 / 21.12.2015 Просмотров: 11427

«Скомпрометируй и властвуй!»

  • Текст: Нюргун ФЕДОРОВ

YAKUTIA.INFO. Еще с древности существует выражение, практически соотносимое к принципам подбора и расстановки кадров, и сейчас востребованное в некоторых государственных, да и не только, учреждениях, организациях и предприятиях.

Оно известно всем: «Divide et impera» (Разделяй и властвуй!). Ныне речь, конечно, не о завоеваниях и насильственном разделении побежденных. В наше время этот принцип применяется в завуалированном виде. Более доступно об этом сказано бывшим Генеральным прокурором Российской Федерации Юрием Скуратовым, лично ставшим его жертвой. В его понимании практика применения этого принципа раскрыта так: «На руководящие должности, особенно в силовые структуры, сейчас берут только людей, на которых есть компромат, чистых же не берут совсем, чтобы силовики эти потом не поднимали головы».

Как вы поняли, древний кадровый принцип нынче звучит несколько иначе: «Скомпрометируй и властвуй!». Ведь скомпрометировать означает то же самое, что разделить, оторвать, отдалить от остальных - с лицом с подмоченной репутацией мало кто захочет связаться. И лучше, чтобы лицо, которое должно войти в руководимый коллектив, было уже  скомпрометировано и имело незавидный имидж. Такой человек, если даже захочет, не сможет организовать сильное противодействие руководителю, поскольку с ним никто не пожелает объединиться. Кроме того, что важнее - как верно заметил Скуратов, имеющийся на кандидата, например, в заместители, компрометирующий материал никогда не позволит ему выступить против руководителя, он легко управляем и послушен. Потому при решении такого вопроса руководитель принимающей стороны обычно требует полной информации о кандидате, в том числе связавшись с предыдущим его начальником.

НЕ ОТСТАВАЯ ОТ НОВАЦИЙ

Если обратить взор на судебные органы Якутии, то закрадывается мысль, что их высшее руководство в лице председателя Верховного суда г-жи Людмилы Горевой при подборе и расстановке кадров действует по указанному принципу. Особенно в категории заместителей, начальников подразделений (напр., коллегий по направлениям судебной деятельности), отдельных судей – членов Президиума. В общем, тех, кто, так или иначе, причастен к принятию определяющих работу руководства решений.

Это подтверждается имеющимися фактами. Известно, что у председателя Верховного суда республики несколько заместителей.

Об одном из них, а именно - Александре Седалищеве, в двадцатых числах октября 2015 года некоторыми СМИ была распространена информация, из которой следует, что он занял свое кресло отнюдь не за свои «академические» знания (заочно закончил Хабаровскую высшую школу милиции в 1992 г.) или за успехи на службе у Фемиды. Опубликованные о нем сведения у читателей наверняка порождают мысли о том, что он сделал свою «чудо-карьеру» благодаря тому, что допустил компрометирующие его промахи и нарушения, которые позволили накинуть на него узду.

Другой довольно известный в судейском сообществе человек, чрезмерно амбициозный, причем не в самом лучшем смысле слова, чиновник – Игорь Николаев. Кстати, тоже заместитель Горевой Л.Т., только бывший, ныне работающий также в сфере гражданского судопроизводства. Не так давно (в мае 2010 г.) он, правда неудачно, рвался сесть в кресло председателя Арбитражного суда Якутии. А затем попытал счастья, стремясь встать во главе Верховного суда республики. Тоже тщетно. Скорее всего, эти «телодвижения», а также иные, не совсем правомерные действия (см. ниже), не совсем понравились руководству Верховного суда республики и ВККС (высшей квалификационной коллегии судей) России. Совсем его выгнать не получилось, и ныне Николаев продолжает занимать далеко не последнее властное кресло в системе правосудия.

Он - судья, от которого напрямую зависит, будет ли рассмотрена жалоба участников того или иного гражданского процесса на кассационной инстанции – на заседании Президиума Верховного суда республики. Кроме прочего, в обязанности Николаева входит изучение дела и доклад о нем на заседании указанного высшего органа. И ни для кого не секрет, что от того, как будет «преподнесено» дело, так оно и решится. Поэтому, как не верти, от этого чиновника зависит очень многое. Многие юристы, ставшие участниками того или иного гражданского процесса, обнаруживают, что деятельность Николаева на этой должности иногда носит признаки скрытого отстаивания выгод для себя. Судя по тому, что будет указано ниже, это похоже на правду.

В НАЧАЛЕ КАРЬЕРЫ

Начальный этап активного жизненного пути Игоря Николаева, молодого специалиста-правоведа, начался в августе 1975 года с должности следователя милиции Таттинского (тогда - Алексеевского) РОВД.

Может быть, желая наряду с опытом расследования краж самому познать чувства, испытываемые вором, а скорее всего, как говорится в народе – его «заусило» (запой случился в преддверии Нового 1977 года), молодой следователь залез в запертый магазин и совершил кражу вино-водочных изделий. Но в силу того, что был он сильно во хмелю, попался с поличным своим коллегам – оперативникам отдела.

Казалось бы, карьера правоохранителя Николаева теперь закончится на нарах. Но ему повезло – для сохранения репутации милиции, без огласки, он был 27.12.1976 г. уволен из органов МВД. Причем с переводом в другую организацию. Судьба ему благоволила и дала ему шанс доказать, что совершенная им на почве пьянства кража была случайной ошибкой (мало ли, молодой-неопытный, оступился, исправится). 

Случилось так, что приказом прокурора республики №384 от 29 декабря 1976 г. Николаев был назначен на должность следователя прокуратуры Усть-Алданского района. Но благие намерения начальства на исправление всё еще «молодого специалиста» не сбылись - проработав «не без греха» около полутора лет Николаев И.И. приказом прокурора республики №195 от 18 июля 1978 г. был уволен. И опять, дабы «не испортить» ему жизнь, с переводом в Министерство сельского хозяйства ЯАССР. Хотя с учетом дисциплинарных взысканий (выговор – приказ №26 от 14.02.78 г., строгий выговор – приказ №76 от 12.04.78 г.), полученных им за короткое время, он должен был быть уволен по отрицательным мотивам (многократные прогулы на почве пьянства).               

Пару месяцев Игорь Игнатьевич искал работу (скорее, ему искали – есть основания так считать).

В те времена в соответствии с советским трудовым законом отказ в предоставлении работы молодому специалисту, мягко говоря, не поощрялся. Быть может, потому или с чьей-то подачи, но Николаева вновь приняли на работу в системе МВД – приказом №228 от 13.10.78 г. он был назначен на должность следователя Ленского РОВД, правда, на правах вольнонаемного.

Но, видать, зря ему еще раз поверили: продержался он не более месяца – в ноябре 1978 г. Николаев был уволен за прогул без уважительных причин (приказ МВД №305 от 09.11.78 г.). Тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что с уволенным случился очередной запой в связи с праздником Великого Октября. Опять же неизвестно – чьими стараниями, но скоро приказом МВД №334 от 07.12.78 г. формулировка его увольнения была изменена – на «в связи с переводом в другую организацию».

Дальнейшая жизнедеятельность Игоря Николаева малоинтересна для читателя, потому не будем останавливаться на ней. Она тоже далеко не безгрешна, но нам привлекательна лишь его служба в правовой сфере.

ЗАГАДОЧНАЯ «КРЫША»

Думается, не без оснований в народе возникло понятие «мохнатая рука», то есть всесильный покровитель, обладающий способностью защитить, поддержать, вытащить из любого «дерьма». В последнее время это покровительство формулируется как могучая «крыша». Иногда трудно поверить, когда откровенный правонарушитель чудесным образом бывает «отмыт» и вознесен.

Вот и Игорь Николаев, видать, имел такую всемогущую «крышу». Если в пору молодости его защитником мог быть его близкий родственник, имевший, так сказать, «связи в высоких сферах» или очень хороший знакомый отца, например, аль земляк, занимавший довольно высокую должность, то со временем эта «крыша», судя по всему, приобрела еще большую силу.

Неизвестно, с чем это было связано (скорее всего, с очередной кампанией кадрового «усиления» российского правосудия), но на стыке столетий многие работники правоохранительных органов (прокуратуры и МВД), адвокатуры (возьми того же Седалищева А.Н.) и даже пресловутого «народного хозяйства» были без особых «напрягов» приняты в систему правосудия.  

Не остался в стороне и Игорь Николаев. И наш «везунчик» замахнулся на судейское кресло, причем не где-нибудь в низовом звене, а сразу в Верховном суде республики. И, конечно, не без помощи своей могущественной «крыши», нацеленной им на выполнение задумки, Николаев И.И. в соответствии с Указом №1318 от 30.09.1999 г. был назначен на должность судьи – члена Коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия).

И началось его продвижение наверх, к вершинам владений Фемиды. Благодаря своей «крыше» (как-то не верится в гениальность самого Николаева) он спустя всего лишь несколько лет стал заместителем председателя Верховного суда. Затем, как упомянуто выше, в мае 2010 г. Игорь Игнатьевич захотел сесть в кресло председателя Арбитражного суда Якутии. Когда эта самоцель не удалась,  неунывающий Николаев попытался «подвинуть» свою начальницу с кресла председателя Верховного суда республики. И – снова неудача.

ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ? 

Помешали, как можно догадаться, слишком уж «горячие амбиции» кандидата, которые, думается, не понравились другим кандидатам и самой госпоже Горевой. А может быть, продвижение Николаева наверх тормознули «компетентные органы». Наверно и  второе тоже. Несомненно, «органы» заинтересовались, мягко говоря, не совсем законным «бизнесом» Николаева. Тем более, что сошелся он с лицом, находившимся «под колпаком». Об этом подробнее.

Как помнят многие, у ныне покойного рецидивиста гр-на Юрия Козия была одна «фирма». В свое время она стала известна тем, что активно демонтировала бетонные плиты с брошенной Минобороны дороги, ведущей от Владимировки до военного городка, находившегося на сопках юго-западнее Якутска. И успешно их реализовывала. И не только плиты. На чем сколотила немалый капитал.

Так вот, у этой «фирмы» была юридическая служба, которая представлялась практически всемогущей. И его «коньком» была реклама, гарантирующая возврат водительских прав, отобранных ДПС ГИБДД. И, действительно, многие, незаконопослушные в том числе, граждане в этом убедились – чудесным образом их «права» возвращались к ним. Разумеется, не бесплатно. В таких делах халява «не катит», только деньги и немалые!

Схема деятельности группы, которую может назвать преступной только суд, причем достаточно высокого уровня, была проста:

Водитель, жаждущий возврата права находиться за рулем своего железного коня, обращался по объявлению в указанную «фирму». Здесь у него, убедительно заверив его, что никакого риска потерять деньги нет, поскольку ну очень большой начальник, невзирая на занятость государственными делами, будет лично решать его проблему, принимали документы и оплату. Документы чуть позже попадали на стол заместителя председателя Верховного суда Якутии Николаева. А Игорь Игнатьевич, не особо вчитываясь в бумаги, и не считая нужным тратить свое дорогостоящее (в прямом смысле слова) время на установление истины, просто выносил судебные акты, резолютивная часть которых независимо от сути нарушений звучала так: «Постановление мирового судьи судебного участка (номер) г. Якутска от (дата) о наложении административного наказания в отношении (Ф.И.О.) отменить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. (цифры) КоАП РФ, производство по делу прекратить».

В трафаретно оформленных документах, безапелляционно отрицающих факты правонарушений и напрочь отметающих вердикты мировых судей, Николаев менял лишь данные заявителя, даты и некоторые слова. 

Таким путем, по самым скромным подсчетам, только за 2006 год заместитель председателя Верховного суда Николаев И.И., правильно полагая, что его постановления никто не осмелится обжаловать (да и к кому апеллировать и стоит ли это делать?), безосновательно отменил более 30 постановлений мировых судей г. Якутска.  И работники ГАИ, у которых общеобязательные судебные акты вряд ли вызывали положительные эмоции, наверно, откровенно матерясь и скрепя сердце, возвращали явным нарушителям ПДД их водительские права.

По результатам фактически незаконного бизнеса связки «Козий – Николаев» первый положил солидные суммы денег в свой карман, а второй, не потратив ни копейки из семейного бюджета, обзавелся завидной системой канализации в своем загородном коттедже и правом пользоваться, как выражаются финансисты, безвозвратным кредитом.

ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР?

Но всё хорошее когда-то кончается. Так и доходы с незаконного возврата водительских удостоверений прервались, система бесплатного кредитования лопнула – и всё со смертью одного из «компаньонов», которого призвал  Господь или, что вероятнее, его вечный оппонент с «Нижнего мира». А что касается Николаева, то, видимо, сложилось так – не получилось держать ответ перед законом, так он неизбежно когда-либо предстанет перед Божьим судом, о котором писал еще Лермонтов.

Но, как бы то ни было, Игорь Игнатьевич, даже оказавшись «у разбитого корыта», не теряет надежды восстать из пепла как птица Феникс. Хотя, может быть, ему невдомёк, что его держат в системе постольку, поскольку он ещё управляем. Пока накинутая им на себя почти добровольно узда (компромат) находится в крепких руках, Николаев не представляет опасности для своего руководства.

Впрочем, как и другие заместители. При той методике подбора и расстановки кадров, сложившейся в наших государственных, и не только, органах (вспомним слова бывшего Генпрокурора Скуратова Ю.И.) мало кто решится восстать против начальства. И любого подчиненного работника можно держать в узде, пока он нужен.

Но, как в песне Высоцкого - «Всё впереди, ну а пока…». Скоро уже настанет крайний срок и г-жа Горева Л.Т. снимет свою судейскую мантию и оставит кресло председателя Верховного суда. И начнётся вновь борьба за престижную в республике федеральную должность.

Возможно, встанет в ряды претендентов и Игорь Николаев. Хотя, вряд ли? С таким компроматом ему уж точно «не светит» успех, шансов у него вроде никаких. Но еще в древности был сформулирован девиз: «Dum spiro spero» (Пока дышу – надеюсь!»). И чем чёрт не шутит – вдруг у руководства судейского сообщества России в почёте такой же древний, но принцип - «Divide et impera» (разделяй и властвуй)? Так что у Николаева надежда остается. С его-то амбицией – а вдруг повезёт! Ведь он же «везунчик»…

Ну, что ж – ждать осталось немного.