Могут ли депутаты жить не на одну зарплату?
YAKUTIA.INFO. Прокуратура республики обнаружила, что трое депутатов Госсобрания Ил Тумэн, стоящих во главе профильных комитетов, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. Так сказать, совмещают государственную деятельность с извлечением выгоды в коммерческих организациях.
В «коррупционных интересах» надзорные органы уличили председателя комитета по экономике и предпринимательству Виктора Федорова, председателя мандатной и регламентной комиссии Марфу Филиппову и председателя мандатной и регламентной комиссии Александр Романова. Данная тема поднята на страницах газеты «Якутск вечерний».
Если Роман Федоров и Марфа Филиппова в своих комментариях подчеркнули, что уже давно не являются учредителями каких-либо коммерческих структур и представления прокуратуры в их отношении является ошибочным, то Виктор Федоров факт получения дивидендов от коммерческих организаций в комментарии столичной газете не отрицал.
«Я исправно декларировал свои доходы, имущество, предоставлял другие требуемые сведения. Я действительно получаю дивиденды от коммерческих организаций, в которых являюсь учредителем. Это законом не запрещено. Запрещено управление бизнесом, чем я уже пять лет не занимаюсь. В 2009 году передал эти права в управляющую компанию. Так что никакого конфликта интересов здесь не вижу», - были слова депутата.
Чтобы лучше понять суть юридической стороны данной ситуации, мы обратились за комментарием к старшему референту профильного комитета Ил Тумэн по экономике и предпринимательству Вячеславу Жарикову.
Вячеслав Олегович, есть ли нарушения в действиях народных депутатов, на которые указывает прокуратура?
- Прокуратура указывает на то, что депутат не имеет права участвовать в управлении коммерческими организациями. Это действительно так. Но что подразумевается под управлением? Быть директором, принимать участие в общем собрании (ООО), быть лицом, которое вправе принимать управленческие решения. А вот владеть долей в коммерческой организации законом не запрещено. Есть практика, когда участник ООО заключает договор с организацией, согласно которому он отказывается от права управления деятельностью общества. Как участник он владеет долей в обществе, но не участвует в его управлении.
Существует такое понятие – конфликт интересов. Может замечание прокуратуры связано с этим?
- Конфликт интересов возникает, когда человек может получить выгоду от совмещения деятельности коммерческой и государственной деятельности. Но федеральный закон отсылает порядок применения данного определения на уровень субъектов. Субъекты сами решают, где может возникнуть конфликт интересов, и регулируют это своими законами.
В нашем законодательстве не предусмотрено возникновение конфликта интересов в деятельности депутатов Ил Тумэн. Объясню почему.Любой депутат, даже если он председатель комитета, то какие у него функции? Они чисто утилитарные - он подготавливает решение о внесении на рассмотрение пленарного заседания. Он в комитете не один, он сам подписать закон и самолично его продвинуть не может. Затем, после одобрения в комитете, вопрос выносится на рассмотрение пленарного заседания, где его рассматривают остальные депутаты. Таким образом, депутат не обладает рычагами для принятия единоличного решения – конфликта интересов здесь нет», - говорит Жарков.
С юридической точки зрения всё выглядит логичным и правильным.
Но не хочется думать, что в прокуратуре сидят люди, неверно трактующие законы. Поскольку в этом случае их предписания обречены на провал.
С другой стороны, в нашей жизни достаточно примеров того, что действия по закону и по совести – это разные нормы жизни. В случае с депутатами, прежде всего, важна моральная и этическая сторона дела.
Ведь кто такой депутат? Народный избранник, задача которого – представлять и отстаивать интересы своих избирателей (общества). Для чего идут в народные избранники? Зарабатывать деньги или отстаивать интересы общества?
Отмечается, что все трое депутатов работают в Госсобрании республики на постоянной основе и получают зарплату. Что по закону является замещением государственной должности, а это накладывает на них все обязанности и ограничения российского госслужащего. То есть депутат, работающий на постоянной основе, получает зарплату из бюджета, который состоит из налоговых отчислений всех граждан.
C другой стороны статус депутата если не напрямую, то косвенно может содействовать интересам коммерческих структур, и такое явление называется лобби. Лоббисты, в свою очередь, могут получать выгоду от своей деятельности (в пользу конкретных организаций интересы, которых могут идти в разрез общественным). В том числе и виде дивидендов.
Правильно ли для депутата получать одновременно зарплату и доход в виде дивидендов?
Это зависит от того, кто и для чего стал народным избранником. В любом случае отставать народные интересы, работая только за зарплату, этичней, чем быть лобби – представлять интересы узкого круга, получая дивиденды и зарплату в придачу. Так может, депутату, выступающему в качестве лобби от конкретных организаций, следует отказаться от зарплаты? Так честнее.
Есть ли лоббисты среди депутатов, на которых обратила внимание прокуратура? Точно утверждать нельзя, но и исключать такую вероятность тоже.
Но тогда как разграничить служение народу и личную выгоду? Увы, вопрос сложный, особенно в кризисные времена.