Быть или не быть северному завозу в Якутии?
YAKUTIA.INFO. По сообщению Минтранса и дорожного хозяйства Якутии, с 14 по 15 марта в республике состоится ряд выездных заседаний департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России.
Мероприятия будут посвящены вопросам развития судостроительной промышленности, в том числе в части реализации комплексного проекта "Модернизация флота и строительство судов для обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне. Реконструкция и модернизация Жатайского судоремонтно-судостроительного завода".
Для человека, далекого от вопросов речного судоходства и кораблестроения республики, это короткое информационное сообщение ничего не скажет. Но за ним стоит очень серьезная проблема – Якутия может остаться без речного танкерного флота и, как следствие, может потерять возможность обеспечивать северный завоз. Об угрозе срыва поставок топлива в отдаленные арктические районы республики мы писали в прошлой статье «Двойное дно якутского пароходства».
Суть проблемы в том, что ЛОРП срывает все сроки обновления собственного флота.
Поясним: 12 августа 2010 года Постановлением №623 РФ был утвержден технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. В соответствии со статьёй Технического регламента 108в на нефтеналивных судах (кроме стоечных) должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными.
Подразумевалось, что все нефтеналивные суда, не удовлетворяющие требованиям подпункта «в», не должны были эксплуатироваться после 31 декабря 2014 года. Но к этим срокам наш ЛОРП модернизировать или обновить весь флот попросту не успевал. Что грозило срывом северного завоза уже в 2014 году. Сроки модернизации были перенесены, и все успокоились. Пока не выяснилось, что появились новые технические регламенты:
– с 1 января 2015 года на самоходных нефтеналивных судах грузоподъемностью 600 тонн и более, независимо от даты постройки, перевозящих в качестве груза нефть тяжелых сортов плотностью выше 900 кг/м, должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными;
- с 1 января 2018 года на нефтеналивных судах, грузоподъемностью 200 тонн и более, независимо от даты постройки, должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными.
Таким образом, приходит понимание, что к 2018 году о северном завозе можно будет забыть. Просто потому, что к этому времени практически не будет судов, которые можно будет допустить к работе в соответствии с новым техрегламентом.
До 2018 года осталось недолго, а денег, предоставленных РИК (550 миллионов рублей), хватит только на переоснащение четырех и выпуск еще четырех нефтеналивных судов.
При этом переоборудования требуют еще 30. Средняя стоимость работ по переоборудованию одного судна – 50 миллионов. Однако помимо 38 нефтеналивных судов, требующих переоборудования, у ЛОРП есть еще больше двухсот танкеров, которые просто устарели.
«Когда мы переоборудуем судно, то автоматически повышаем срок его эксплуатации как минимум еще на 15 лет. В идеале было бы просто дать им дослужить свое, так как уже сейчас средний срок эксплуатации речного флота Якутии подходит к тридцати годам. Дальше использовать уже нельзя», – отмечает главный инженер ЛОРП’а Виктор Шадрин.
В интервью информационному агентству «Интерфакс» глава Якутии Егор Борисов на вопрос об обновлении речного флота ответил следующее:
- Мы понимаем, что без речного транспорта в ближайшие 20-30 лет нам не жить – транспортной альтернативы для доставки ресурсов на север республики нет. Вместе с тем такое производство необходимо развивать еще и потому, что для судов класса «река-море» введен регламент, согласно которому они должны иметь двойное дно. Это требование мы должны были выполнять еще с прошлого года, но оказались не готовы и попросили продлить срок его введения. Однако вечно продлевать его не будут, и поэтому мы вынуждены заниматься судостроением.
- О судах какого водоизмещения вы говорите?
- Имею в виду строительство речных судов от 500 до 2,5 тыс. тонн. На Лене у нас работает речной транспорт, но чтобы доставлять грузы в бассейны рек Индигирка, Яна, Оленек необходимы суда класса «река-море».
Как мы видим понимание проблемы у республиканских властей есть. В своем послании парламенту республики Егор Борисов подчеркнул, что необходимо ускоренно решить сложный вопрос модернизации Жатайского судоремонтного завода.
К какому решению придут в ходе выездных заседаний федеральные и республиканские чиновники? В любом случае потребуются немалые финансовые вливания. Притом, что времени до вступления в силу нового техрегламента остается мало.
Вопрос в том, где брать деньги? Вновь трясти республиканскую кубышку «РИК»?