Жизнь 9:00 / 14.3.2016 Просмотров: 15627

Якутские казаки: как развиваться дальше, если молодежь не понимает нас?

  • Текст: Тимофей ЕФРЕМОВ

YAKUTIA.INFO. Каким быть казачеству и как ему вписаться в современное общество – таким вопросом задались участники Большого юбилейного казачьего Круга. Мероприятие посвящено 315-летию указа Петра I о создании Якутского казачьего полка и 25-летию его возрождения. Местом сбора стал «Дом дружбы народов».

Первым выступил атаман полка Александр Козырь. В своей речи он отметил, что возрождение полка в 1991 году происходило в сложный период политического и экономического переустройства России. И тогда на казачестве, как и на всём населении страны, отразились все реалии тех времен.

Атаман Козырь: "Становление было непростым, но мы смогли исправить недостатки".

«Когда я стал атаманом в 1998 году, положение дел у нас в полку было не очень. Было плохо с дисциплиной – драки, пьянки, гулянки. Была проблема национализма. Были внутренние распри - каждый хотел быть генералом, каждый хотел быть выше всех. Но в итоге всё это было искоренено. Мы смогли от всего этого избавиться. Установили дисциплину, была введена единая форма. Затем мы блестяще провели 300-летие нашего полка в 2001 году», - отметил атаман Козырь.

Почетный караул у знамени полка

Первая казачья организация появилась в городе Мирном. Затем в Якутске, Ленске, и Олекминске. К 1998 году были возрождены 10 из 11 казачьих атаманов, а сейчас их 62. 

«Огромное спасибо первому президенту республики Михаилу Николаеву, он тогда для нас сделал очень много. Он издал указ, благодаря которому у нас появилась возможность сотрудничать со многими министерствами. Мы выполняли работу, несли службу во многих органах власти. И сейчас мы продолжаем сотрудничество со многими из них. Кроме этого, мы работали в арктических районах. Охраняли пароходы и грузы, идущие в Тикси. Охраняли административные здания, республиканскую больницу, вели работу по патриотическому воспитанию в школах и даже организовывали рыболовецкие артели», - были слова атамана Козыря.

Затем было сказано о вкладе казаков в дело обеспечения национальных интересов и безопасности. Сейчас казаки, как и их предки, продолжают заниматься ратным делом, участвуя в качестве добровольцев в различных горячих точках планеты, где совершают немало подвигов. Погибших в боях почтили минутой молчания. 

Минута молчания

Обсуждался на Круге и специфический вопрос о цвете лампас. Какими им быть - желтыми или красными? Дело в том, что якутское казачество отличается от остальных российских служивых людей желтым цветом полос на боковом шве брюк. В то время как остальное российское казачество использует красный цвет, утвержденный ещё с царских времен.

Желтые лампасы

Желтый цвет лампас в якутском полку стал использоваться по воле случая. Когда в начале 90-х годов полк только возрождался, стали искать ткань для лампасов. Казакам предложили желтую материю, потому что её на складе было много. Решили, что «грех добру пропадать» - её и стали использовать. Переходить на красный цвет предложили постепенно, без спешки, потому что казака, прежде всего, красят поступки, а не цвет лампас.

Постепенно все перешиваем желтые лампасы на красные. Любо!

Затем слово дали председателю совета старейшин Владимиру Прокопьеву. Он поднял вопрос дальнейшего развития казаческого движения. Прежде всего определение его места в современно обществе. Поскольку многими и, прежде всего, молодежью люди в папахах воспринимаются как анахронизм. Какое же будущее может быть у казачества? В интервью «Якутия.Инфо» глава старейшин рассказал о своём представлении будущего казаческого движения.

Владимир Прокопьев: "В чём наше будущее?" 

- Владимир Степанович, почему вас беспокоит вопрос о месте казачества в современном обществе?

- Потому что молодежь сегодня живет совершенно в ином мире. Для них казаки и их традиции непонятны, для них это прошлое. А как развиваться дальше, если молодежь не понимает нас? Если нет понимания, то и не будет желающих вступать в наше движение. А значит, не останется продолжателей традиций.

- Но здесь было сказано о том, что казаки, как и их предки, продолжают служить отечеству в различных горячих точках. Может быть военное дело, это и есть прошлое, настоящее и будущее казачества?

- Увы, но времена меняются, технологии не стоят на месте. Сейчас в самой армии происходят глубокие структурные изменения. К примеру, селить казаков у границы с целью защиты от внешнего врага, как это было в прошлом, уже нет смысла. Сейчас и сами методы ведения войны изменились. Изменилась стратегия - появилась так называемая "гибридная" война. Появились новые виды оружия. У казаков уже нет возможности полноценно вписаться во всё эти реалии. Поэтому только в ратном деле будущего у казачества нет. 

- Тогда, каково ваше видение того, какое место у казачества в современном бессословном обществе? 

- Я считаю, что необходим план-концепция развития казачества, где было бы прописано, кто мы, и в чём наша функция. На мой взгляд, мы можем приложить свои силы в сельском хозяйстве. Ведь казак - это не только воин – он труженик, крестьянин. Он не только охранял рубежи родины, но и сам себя обеспечивал пропитанием. Казаки владели своей землей, с неё кормились и этим жили, причем самодостаточно. Поэтому я вижу будущее казачества именно в сельском хозяйстве. Это не только залог финансовой самостоятельности, но и прекрасные условия для сохранения наших традиций, через труд.

Сейчас активно обсуждается тема предоставления земли – бесплатный гектар. Поэтому я считаю, что казаки смогли бы организовать свои фермерские, кооперативные хозяйства, заняться табунным коневодством, производством различной сельхозпродукции. Вспомним, что казачество - это исторически самоорганизованная часть населения. Казаки привезли в Якутию традиции земледелия. Среди них были так называемые рудознатцы, благодаря которым в Якутии получила новое развитие металлургия. Якутский край в прошлом полностью обеспечивал себя железом и поставлял его в соседние области. Наше будущее в продолжении крестьянских-казацких традиций. ■