Михаил Старостин: якутским художникам не хватает арт-менеджмента
YAKUTIA.INFO. 14 апреля в московской галерее Zart открывается персональная выставка Михаила Старостина. Один из самых востребованных из якутских художников рассказал нам, что будет представлено на выставке, а также поделился мыслями об арт-менеджменте, современном искусстве и своем творчестве.
О предстоящих выставках и арт-менеджменте
Совсем недавно несколько ваших работ было выставлено в Бельгии. Сейчас в Москве в новой галерее Zart, в центре современного искусства Винзавод открывается ваша персональная выставка. Что будет на ней представлено?
- Там будет выставлено около 20 моих работ. Руководитель проекта Надежда Зиновская собрала картины из частных коллекций, в частности, Виктор Сафронов дал 12 моих работ, а также из собрания Московского Дома Национальностей. Все вместе эти работы, а там есть и графика и живопись, будут представлены впервые.
Галерея Zart дает возможность для якутских художников иметь свою площадку в Москве, и вы стали первым, чьи работы будут там представлены. Что вы думаете по этому поводу?
- Это, конечно, очень хороший шанс. Поскольку у некоторых регионов есть нечто подобное или же налажены тесные связи с московскими галереями. И художники из регионов везут свои работы на суд московских любителей живописи и имеют возможность что-то продавать. Хороший пример у Бурятии – это галерея Ханхалаева, в Центральном доме художника. А у якутян до открытия галереи Zart такой возможности не было.
А как вы считаете, почему Якутия до сих пор не обзавелась чем-то подобным?
- Мне кажется, что у нас сложилась такая ситуация, что регион оказался самодостаточным. К нам приезжали и покупали работы. Но, с другой стороны, все же необходим человек, арт-менеджер, который бы комплексно занимался продвижением нашего искусства.
Опять приведу пример Бурятии – там есть Ханхалаев. Он был, кстати, продюсером группы «Наутилус Помпилиус», и стал известным человеком в арт-сообществе. И вот он занимается всеми этими вопросами, в результате бурятское искусство вышло на совершенно другой уровень.
О дальнейших планах
- Уже этим летом, в июне, у меня намечается большая выставка в Иркутске в галерее Бронштейна - это, кстати, одна из самых крупных частных галерей России. Выставка намечается масштабная, там будут выставлено около 60 моих работ и такое события для меня будет впервые. Я никогда не вывозил из Якутска столько моих работ. А в следующем году, может, будет большая выставка в Москве, на какой-нибудь хорошей площадке. Этим будет заниматься Надежда Зиновская.
О творчестве
Вас относят к представителю скорее современной живописи. Согласны ли вы с этим и как Вам кажется, насколько развито современное направление в Якутии.
- Я полагаю, что живопись – это все же традиционное искусство, где используются те же материалы – холст, краски. А современное искусство – это все же нечто другое – перфоманс, видеоарт, стрит-арт. И это у нас точно неразвито.
Проводят, конечно, Биеннале раз в два года, а потом снова об этом забывают. И нет таких художников, которые бы этим целенаправленно занимались.
Но все же ваши работы нельзя отнести к академическим, вы экспериментируете. Кто на вас повлиял в искусстве?
- Во-первых, у меня были очень хорошие учителя в Художественном училище. Прежде всего это Юрий Вотяков, который стоял особняком в нашей графической школе. К тому же моей специализацией была промышленная графика – это то, что сейчас называется графическим дизайном. И оно дает очень хорошую, современную школу. Там даются, например, задания по созданию абстрактных композиций, работы на фактуру или выразить определенную мысль или настроение при помощи пятна. А если говорить о современных зарубежных художниках, то мне очень нравятся работы английского художника Дэвида Хокни.
Ваши главные герои - это люди Севера. Как вы собираете материалы для своих работ?
- Это, прежде всего, литература по этнографии. Я прочитал много книг на эту тему. Хотя, если сказать честно, на Севере я так, в сущности, и не был. А вообще я вырос в селе Крест-Хальджайи. До 1953 года это был Таттинский район, который затем стал частью Томпонского с административным центром в Хандыге. Если говорить о деталях, которые я использую в своих работах, то могу сказать следующее. Дед мой был охотником и как у каждого охотника у него были черканы или взять, например, такую одежду, как кухлянки, которые есть у многих северных народов, - ведь это те же наши пуховики-аляски. И все эти предметы быта есть у меня в картинах.
О современной художественной среде
Чего, вам кажется, не хватает в художественной среде Якутии?
- Нет, как я уже говорил, современного направления, поскольку и графика, и живопись у нас представлены достаточно неплохо. И я считаю, что развитие современного искусства необходимо.
Мы живем в современном мире и это направление нужно развивать и обучать современному мышлению в искусстве. Везде в мире есть музеи как традиционного искусства, так и современного. А у нас нет музея современного искусства, и, в первую очередь, потому что нет людей, работы которых могли бы его наполнить. И в этой связи я бы сказал, что выбор молодого художника зависит от него самого. Мы, преподаватели, даем базу, а дальше выбор за ним. Имея такой доступ к информации, можно и самому чем-то заинтересоваться и развиваться. К тому же на то, чтобы стать художником, уходят годы, а многие из выпускников прерывают этот процесс.