Культура 21:33 / 10.7.2016 Просмотров: 3573

Эксперты о Якутской биеннале: якутским художникам нужна образовательная поддержка

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. Как то стремительно в этом году были подведены официальные итоги Якутской биеннале. Церемония открытия сменилась на следующий день вручением наград ее участникам. Организаторы объясняют это сложным рабочим графиком приглашенных экспертов – кто-то провел в Якутске всего лишь два дня. Но, тем не менее, у жюри было достаточно времени для ознакомления с работами, выдвинутыми в конкурсную программу смотра.

Итак, победителями в конкурсной программе стали:

Номинация изобразительное искусство – Туйара Шапошникова.

Номинация инсталяции – Надежда Иванова, Анна Иванова.

Номинация паблик-арт - Наталья Пастухова (Екатеринбург)

Медиа-искусство – Данита Пушкарева (Санкт-Петербург)

Номинация видео-арт - Группа "Кюн оголоро"

Нам было любопытно узнать мнение гостей об увиденном в Якутске. В частности, насколько Якутская биеннале вписывается в российское арт-сообщество и какие возможные перспективы существуют в развитии современного искусства в Якутске.

Вадим Эпштейн, эксперт, медиа-художник, креативный директор студии INVISIBLE (Москва).

В общем о BY16.

- Конечно, ожидания были условными. Для столичного жителя биеннале в Якутске звучит достаточно своеобразно. Но то, что я здесь увидел, - это достаточно органично вписывается в мировой контекст современного искусства. И за это респект Элуа и Француаз Ферия. И очень правильно, что привозят гостей и они как-то перемешиваются с местными художниками. И, что немаловажно, учитывается именно среда, в которой проходит биеннале. Также хочется отметить, что биеннале как будто сокращает дистанцию между Якутском и остальным миром, и все эти часы лета остаются незамеченными.

Местный колорит.

- Современное искусство должно быть современным. И в этом смысле, если касаться работ местных авторов, то я вижу большую связь с традиционной школой. С другой стороны, например, в будущем я бы не хотел видеть работы якутских авторов, совершенно потерявших связь со своими корнями.

А сейчас, на мой взгляд, главная задача биеннале - это привнести сюда какие-то современные тенденции, но опять же без потери местного колорита. А на этой биеннале я увидел много интересных работ, которые меня приятно удивили.

И мне кажется, что вектор правильный. И это только вопрос времени, когда работы якутских художников начнут по-настоящему радовать.

Центр современного искусства.

Конечно, неплохо было бы организовать некую ресурсную поддержку, создав центр современного искусства. И на его базе наладить коммуникацию со всем тем, что происходит интересного в мире – привозить авторов, кураторов, лекторов. И все это дало бы мощный толчок развитию.

Сергей Гридчин, эксперт биеннале, коллекционер современного искусства, основатель галереи и арт-резиденции «Гридчин Холл».

Векторы развития.

- У меня масса положительных впечатлений от увиденного. В первую очередь я вижу энергию, которая здесь исходит от людей. К тому же я вижу поддержку со стороны официальных властей, что для современного искусства сейчас скорее большая редкость. И сам музей в этом смысле, я вижу, готов к обновлению и уже обновляется.

Главный же недостаток я вижу в отсутствии грамотного менеджмента. И это, в общем-то, понятно, и здесь есть куда двигаться. Потенциал здесь огромен. И условия в Якутске, может быть, еще более благоприятны, чем где-нибудь в Москве.

Объясню почему. Любое событие, организованное здесь при правильной подаче, сможет стать событием, выходящим далеко за пределы Якутии. Если оно сделано качественно, то это будет фурор. К тому же это лицо региона. И нужно менять стереотипы, которые связывают Якутию с оленями и алмазами. И возможностей здесь очень много. А для этого нужен, еще раз повторяю, менеджмент.

О работе и обучении.

Не скажу, что увидел здесь что-то сногсшибательное, но интересные работы есть. Мне кажется, и я это не раз повторял, общаясь с организаторами – якутским художникам необходима поддержка, но не денежная. А поддерживать нужно образованием. Необходимо инвестировать в человеческий капитал и отправлять художников на учебу.

И если даже они не вернутся – они всегда будут представителями Якутии. И я не вижу никаких других путей - только через образование.

***

Стоит отметить, что якутская биеннале, несмотря на то, что награды уже вручены, продолжает свою работу. Сейчас проходят мастер-классы и различные образовательные программы.