Безлимитные возможности: как якутские чиновники наживаются на государственном интернете
YAKUTIA.INFO. Почему якутскому бюджету так дорого обходятся государственные интернет и телефонная связь? Эксперт Торгово-промышленной палаты рассказала о безлимитных возможностях государственных компаний, предоставляющих услуги связи.
Продолжая тему неэффективности государства в бизнесе, перейдем от темы производства воды на ФАПК «Якутия» к услугам интернета. Тем более что недавний случай с государственной субсидией для ГУП «ТЦТР» дал повод углубиться в тему.
Напомним, Министерство связи Якутии разыграло грант (субсидию) на обеспечение интернет-связью 148 сел республики в размере 129 миллионов рублей. Грант, как несложно догадаться, был нацелен на поддержку ГУП «ТЦТР». Но жалоба в УФАС от директора ООО "Экспресс сеть" Григория Васильева не дала бюджету «поддержать» родную госкомпанию. Люди, далекие от рынка интернет-услуг, могут подумать, что государство хотело предоставить деньги на благое дело – обеспечение интернет-связью отдаленных сел и деревень. Вот только помощь госкомпании в итоге не способствует эффективному решению проблемы дороговизны и недоступности глобальной сети в республике.
Почему так происходит? Об этом в интервью «Якутия.Инфо» рассказала эксперт Торгово-промышленной палаты в сфере оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, директор по развитию компании «Телеконика» Надежда Субурусская.
- Надежда Томмотовна, что в истории с отказом в гранте ГУП «ТЦТР» в размере 129 миллионов рублей смущает лично вас?
- ГУП «ТЦТР» имеет стратегию развития предприятия. У них есть план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). В нём прописано, что закупка телекоммуникационного оборудования проводится за счет собственных или заемных средств. Этот план утверждает само Министерство связи. Значит, там были в курсе, что ГУП «ТЦТР» должно было приобрести оборудование и провести работы по его установке за собственный счёт или на заемные средства. Тогда зачем министерство объявило конкурс на получение гранта на проведение тех же самых работ в тех же самых населенных пунктах? Такая «благотворительность» со стороны министерства препятствует честной конкуренции среди интернет-провайдеров.
- Может, государственный провайдер работает там, где не могут работать частники? И от частных провайдеров не поступает интересных предложений и проектов?
- Три года назад местный частный провайдер спутникового интернета разработал проект по предоставлению спутниковой интернет-связи, подписал договор с «Газпром космические системы» о предоставлении канала связи. Для реализации проекта предприятию нужна была центральная земная станция. Деньги в размере 10 миллионов рублей на её приобретение решили попросить у Венчурной компании «Якутия». Там вначале поддержали проект, но затем внезапно отказались от сотрудничества. Вскоре Минсвязи республики выделило средства на закупку оборудования для ГБУ «РЦИТ». И это оказалось то же самое оборудование, которое хотел закупить частный провайдер. И знаете, что здесь интересно? Это же оборудование купили за 26 миллионов. Получается, частную компанию, которая просила 10 миллионов взаймы и могла их вернуть с процентами, не поддержали. Зато ГБУ «РЦИТ» из бюджета безвозвратно выделили сумму в два с половиной раза больше.
В то же время «Газпром космические системы» расторг договор с частной компанией. И тут же при посредничестве с Минсвязи Якутии заключил его с ГУП «ТЦТР», причем на льготных условиях. Однако размеры этой льготы никому неизвестны.
- Сколько стоит организация подключения у госкомпаний и сколько у частников?
- ГБУ «РЦИТ», которому поручено преодолевать цифровое неравенство в республике, тратит сегодня на подключение одного учреждения к своей спутниковой сети связи в северных улусах 280-330 тыс. рублей, в центральных улусах – 140-150 тыс. рублей из государственного бюджета.
Если это же учреждение закажет установку спутникового оборудования у частных предприятий, это обойдётся бюджету в северном улусе в 120 тыс. рублей, в центральном – в 70 тыс. рублей (в два раза ниже!). А при проведении торгов цена может снизиться еще на 15-20%.
- Выходит, что ГБУ «РЦИТ», имея льготную цену за использование спутниковой связи от «Газпром космические системы», предлагает свои услуги по цене выше рыночной?
- Получается так. Но есть более значимый момент – «РЦИТ» возмещает все свои инвестиционные и текущие издержки в полном объёме из госбюджета. И, даже несмотря на это, их услуги дороже, чем у частников.
- Может быть, госкомпании хотя и менее эффективны, чем частные, но предоставляют более надежные услуги?
- В том-то и дело, что за эти деньги нет ни надёжности, ни качества. Многие организации, которые подключены к государственной спутниковой сети, из-за низкого качества оказываемой услуги заключают договоры на интернет с частными провайдерами. Получается, что бюджет несёт двойные расходы на услуги связи. Первый раз – когда оплачивает государственное задание для «РЦИТ». И второй раз – когда муниципальные организации, обслуживаемые «РЦИТ», из-за низкого качества его услуг вынуждены параллельно заключать договоры с другими провайдерами. В обоих случаях расходуются бюджетные деньги.
- Что ещё, на ваш взгляд, создаёт неконкурентные условия для остальных участников рынка?
- У нас в республике зарегистрировано около тридцати лицензиатов, которые предоставляют телематические услуги связи (доступ к интернету). А всего в Якутии ведут деятельность более 70 предприятий связи, включая федеральных операторов и операторов из других регионов. Вроде бы конкурентная среда. Но наш отраслевой регулятор – Минсвязи Якутии, видит свою задачу прямо в обратном: не поддерживать конкуренцию, а развивать только свои подведомственные компании ГБУ «РЦИТ» и ГУП «ТЦТР». С ГУП «ТЦТР» отдельная история. Эта организация не может иметь постоянное финансовое обеспечение из госбюджета. Но взамен бюджетной подпитки ему обеспечивают административный ресурс. Зависимые бюджетные учреждения попросту обязывают расторгать договора с частниками и подключаться к интернету через «ТЦТР». Прямо сейчас управления образования в некоторых улусах направляют во все свои школы и детсады письма с так называемой «рекомендацией» всем образовательным учреждениям «с 1 сентября 2016 года перейти на обслуживание интернет-провайдера ГУП «ТЦТР», который бесплатно подключит все учреждения к спутниковому интернету». Вот так привлекают клиентов к госкомпании.
От редакции отметим, что на эту ситуацию необходимо обратить внимание якутскому УФАС.
- Может быть, «ТЦТР» в данном случае смогло предложить более выгодный тариф?
- В письмах для школ предлагается тарифный план со скоростью доступа «до 512 Кбит/сек.». Между тем, рекомендованная федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) скорость доступа в интернет для школ должна быть не менее 2 Мбит/сек.
Частные операторы спутниковой связи предоставляют интернет школам со скоростью от 2 до 6 Мбит/сек. Но управление образования почему-то «рекомендует» школам отказаться от услуг таких операторов и приобретать услуги заведомо худшего качества.
- Может быть, в бюджете не хватает средств на получение более качественной услуги?
- Отнюдь нет, в письме прямо указано, что нормативы на услуги связи не будут уменьшены, то есть в финансовое обеспечение образовательных учреждений будут заложены расходы на услуги связи в размере не меньшем, чем они использовали для получения услуги, соответствующей требованиям ФГОС. Получается, что школы принуждают покупать за те же деньги более медленный интернет.
- Но зато ГУП «ТЦТР» предлагает бесплатное подключение?
- Насчёт готовности «ТЦТР» бесплатно подключить все учреждения к спутниковому интернету – это весьма сомнительное намерение.
Государственные унитарные предприятия хотя и не относятся к хозяйственным обществам и товариществам, но являются коммерческими организациями. Оказание услуг, выполнение работ безвозмездно не соответствует цели коммерческой организации – получению прибыли. ГУП не получит за свои действия вознаграждения и впоследствии не выплатит налоги с дохода.
- Есть другие примеры неэффективного расходования средств?
- Достаточно. В 2013 году в 30 улусах республики были установлены наземные станции спутникового интернета. Установили их в районных больницах, чтобы те в первую очередь имели доступ к интернету, как социально важные объекты. При этом посредством Wi-Fi с этих станций должны были раздавать интернет для поселковых библиотек. Весьма разумная и технически реализуемая схема. Но что-то не заладилось с Wi-Fi, и в прошлом году прошли торги на проведение работ по демонтажу Wi-Fi оборудования и наземных станций в 15 улусах. При этом на каждый улус было потрачено порядка 800 тысяч рублей. Наземные станции перенесли из больниц в библиотеки, а всё Wi-Fi оборудование привезли в город. Ну, хорошо, сельские библиотеки мы интернетом обеспечили, но зачем больницы оставили без интернета? Что в итоге: якутский Минздрав проводит конкурс на закупку и монтаж отдельного спутникового оборудования для 15 районных больниц. То есть опять расход бюджетных денег.
Теперь рассмотрим другой случай с интернетом для детей инвалидов, проживающих в разных (в том числе отдаленных) районах республики. Министерство связи разыгрывало конкурс на предоставление интернет-услуг - его выигрывала (тогда ещё) частная компания. Ребенку предоставляется спутниковая тарелка и интернет-трафик, договор действует один год. Год истекает, вновь проводится конкурс, его выигрывает другой провайдер. Как вы думаете, что происходит? Новый оператор отключает прошлогоднюю тарелку и устанавливает свою. Всё бы ничего, если бы такая история не повторялась четыре года подряд. У детей уже по три тарелки в утиль сданы. Им четвертую предлагают теперь, но уже от ГБУ «РЦИТ». Спрашивается, а нельзя ли было Минсвязи проводить конкурс на предоставление доступа к интернету без замены оборудования? Это абсолютно реальный и более дешевый вариант. А на бюджетные деньги, выделенные на закупку новых спутниковых тарелок (причем недешевых), можно было закупить хорошие ноутбуки или направить эти средства на иные нужды.
***
Подведем итог. В чём логика вкладывать деньги в госкомпанию, которая поставляет не совсем быстрый и недешевый интернет? И вообще в чём была необходимость создавать «РЦИТ» и для чего? Ни в одном регионе нет государственного бюджетного учреждения, которое оказывает услуги телефонной и интернет-связи. Все частные компании развиваются и закупают технику за счет собственных заработанных средств или за счет заемных.
В случае с ГБУ «РЦИТ» республика закупает оборудование, а затем дарит их ему. А госкомпания, в свою очередь, предлагает весьма недешевую цену за свои услуги. Притом, что есть более выгодные как для бюджета, так и для населения предложения от частных компаний.
Но, как мы видим, у нас делают всё, чтобы выжать их с рынка. Отметим, что такая тенденция прослеживается не только в сфере телекоммуникаций, но и в производстве питьевой воды. В каждом из этих случаев прослеживается общая черта – когда деньги достаются легко, ими начинают раскидываться. И не исключено, что раскидываются в чью-то конкретную пользу.