Политика 18:17 / 12.8.2016 Просмотров: 12909

Образцы якутского зодчества уходят в небытие

  • Текст: Георгий Спиридонов

YAKUTIA.INFO. Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Якутии провели рабочее заседание, посвященное вопросам охраны культурного наследия. Собравшиеся отметили, что старый Якутск на протяжении многих лет воспринимается градостроителями лишь как резерв для завтрашних строек. В таких условиях прививать населению любовь к нему весьма трудно.

Соответствующая пропаганда сделала свое дело – сам факт того, что Якутск вообще представляет собой культурную ценность, подвергается сомнению. В самом деле какие дома строили, допустим, французы в 18–19-м веках, а тут какие-то деревянные домики с окошками…

Уцелевшие исторические дома зачастую превращаются в неказистые «собачьи будки» рядом с роскошными новоделами из стекла и бетона. Хотя многие приезжающие к нам специалисты в области истории и архитектуры предупреждают: передозировка китча в Якутске уже случилась, мы стремительно теряем уникальный архитектурный облик самобытного, уникального в своем роде сибирского города.

С некоторых пор реставрируют у нас до непозволительного мало. Положительные примеры, тем не менее, привести можно. Это Национальная библиотека республики (бывшая Публичная библиотека и краеведческий музей), Академия наук Якутии (Окружной суд), здание Русско-Азиатского банка. Казалось, навсегда для нас было погублено историческое здание Якутского казначейства. Теперь здесь располагается Галерея зарубежного искусства имени М.Ф.Габышева. В наши дни они заново родились, причем дореволюционные фотографии практически нельзя отличить от современных! В этом большая заслуга реставратора Рудольфа Шельца.

Сегодня происходит замена реставрации противозаконной реконструкцией, мешанина пластмассы и бетона, фальшивок и подлинников, нелепые, никогда не существовавшие фантазийные интерьеры – образец антиистории и антикультуры. Но, увы, народу нравится сидеть в Соляной лавке, где разместилось кафе, и воображать, что они обедают в историческом здании. А как же, ведь на этом новоделе висит табличка «Памятник архитектуры 1824 года постройки». Вот так людям прививают дурной вкус и неуважение к культурному наследию предков. Между тем подлинная Соляная лавка никуда не исчезла, ее разобрали, бревна пронумеровали и складировали во дворе музея имени Ярославского. Где они и валяются…

Вот и получается, что прекрасный шедевр, здание Русско-Азиатского банка, выглядит совсем одиноким на своем месте, потому что Старый город возле него наводнен имитациями неопределенной псевдостаринной эпохи.

С 2005 года историки и энтузиасты-краеведы ставят вопрос о создании Заложной культурной зоны, где в подлиннике сохранилось большинство исторических зданий Якутска. Кажется, дело сдвинулось с мертвой точки. Власти выделяют охранную зону №2 в треугольнике улиц Чернышевского, Ярославского и Крупской. И делать это нужно как можно быстрей, здания можно потерять, они гниют из-за заболоченности тех мест. Во многом это произошло в результате прокладки газопровода по Залогу и поднятия дороги улицы Чернышевского…

Чтобы создать новый Якутск на месте старого, почти четыреста лет строившегося кусочками, нужен особый подход. Столица республики уже на пути к тому, чтобы сделаться одним из лучших городов Сибири и Дальнего Востока.

И все же мы не вправе забывать о минувшем. Между тем исторический Якутск гибнет. Образцы старинного зодчества, оставаясь неузнанными, уходят от нас в огне пожарищ и будучи снесенными при очистке земель для новостроек. Хотя, по мнению специалистов, сохранившиеся старые здания города пока еще представляют собой один из самых выдающихся архитектурных ансамблей Сибири. Городской силуэт столицы, особенно в районе Залога, уникален. Деревянные дома неповторимы по композиции, кладке, рубке и общему эстетическому восприятию, потому что они выполнены якутскими мастерами-плотниками, которые передавали свои секреты из глубины веков.

Наши мастера по дереву всегда славились – у них был свой почерк, свой взгляд на используемый материал. Недаром епископ Аляскинский и Якутский Иннокентий Вениаминов еще в первой половине XIX века привлекал их для рубки церквей, которые выполнялись без единого гвоздя. Кстати, практически вся Русская Америка застроена храмами и часовнями, авторами которых являются саха. И они на Аляске, в Северной Калифорнии сохранились в подлиннике.

Во всем мире уважают свое прошлое, стараются бережно сохранить все памятники и постройки. Только в Якутии не уважают. Новая архитектура из железа, камня и бетона никак не передает исторический стиль, северное своеобразие Якутска, его уникальный образ и дух. В городе царят эклектизм и безвкусица. Для кого понастроили столько торговых центров, взамен снесенных старых домов?

Для несведущих поясним, что старым городом считается рядовая историческая среда, простые старые дома, деревянная и каменная летопись былой повседневности. Слава Богу, в Якутске такое место есть. Это Залог. Но в области охраны культурного наследия дела в Якутске обстоят неважно.

Закон запрещает снос исторического памятника. Чтобы его снести, инвесторы применяют разного рода уловки. Самая простая – пожар. Другая уловка, позволяющая снести памятник, – лишение его статуса культурного и исторического наследия. Это хлопотно, говорят, делается не за просто так, но путь опробованный.

Однако самый распространенный способ освободить участок земли от исторической развалины – снести ее по причине аварийного состояния. Памятник начинают «реставрировать», затем он, типа, не выдерживает даже легкого прикосновения. Тогда вызывается комиссия, власти принимают решение, что дом был слишком старым и отреставрировать его нереально.

Так и произошло с аптекой №2 в Залоге, Ветеринарной лечебницей по улице Белинского, домами Меликова по Каландаришвили и Жиркова по Ярославского и многими другими. Все они снесены на законных основаниях.

Неужели нельзя ничего с этим поделать в XXI веке?

Бывая в разных городах, отмечаешь, что их современная застройка не отличается разнообразием. Почему наши крупные населенные пункты так одинаково скучны?

Наверное, потому, что состоят из домов, выстроенных по типовым проектам, одинаковым, к примеру, как для Томска, так и Якутска. Счастливым исключением являются города, имеющие многовековую историю. Со мной согласятся те, кому удалось проехаться по «Золотому кольцу» России. Там отчетливо видно, что «лицо» города формировалось на протяжении веков.

Каким оно будет, зависело от различных факторов: истории возникновения, хозяйствования, жизненного уклада населения, уровня развития строительных технологий, социальной политики, проводимой властями. Многообразие этих факторов вело к формированию индивидуального облика города, его архитектурного пространства.

В советские времена социальный заказ общества заключался в создании равных условий проживания для всех людей. Сегодня наша жизнь изменилась. Но ничего нового не возникнет без тщательного изучения накопленного опыта. Как сохранить «лицо» города в условиях массовой застройки? Ведь оно должно быть индивидуальным, характерным именно для Якутска с его архитектурным и культурным наследием.

Сейчас под угрозой сноса находится дом начал ХХ века последнего дореволюционного головы Якутска Петра Юшманова на территории республиканской больницы.

В связи с этим уместно вспомнить о таком факте. Сто лет назад по случаю Нового года и Рождества в городе шел сезон балов. «Якутские вопросы» в номере за январь 1915 года сообщали, что пальма первенства, несомненно, была у бала в Публичной библиотеке на Большой улице (ныне Национальная библиотека): «Прелестный костюмированный вечер. Зал оформлен новаторски. Над хвойным лесом в розовых лучах парил аэроплан. На бал собралось около 150 человек. Были отмечены сдержанный костюм египтянки, оригинальный тигрицы, стильный устрицы и так далее. Среди присутствующих замечены губернатор фон Витте, городской голова Петр Юшманов с дочерьми».

Кстати, не менее шикарно прошел рождественский бал и в доме Петра Юшманова. Это довольно большое по площади здание располагалось прямо возле проходной арки между домами №№7 и 9 по проспекту Ленина рядом с площадью Орджоникидзе. А перенесли его на территорию республиканской больницы в середине 50-х годов прошлого века. И сейчас дом бывшего градского правителя влачит жалкое существование.

Другой памятник архитектуры города – здание Якутского реального училища, построенное в 1913 году. Располагается оно на бывшей улице Полицейской, ныне Ярославского, 32. Сегодня оно смахивает на Дом Павлова в Сталинграде, искореженный фашистами в годы Великой Отечественной войны и оставленный в таком виде в назидание потомкам.

Памятники истории и культуры нашего города были построены знатными мастерами. В них действительно жили, работали люди, оставившие след в истории. Они впитали в себя время. В этом их ценность. Даже самая искусная подделка их не заменит. Поэтому необходимо беречь то, что еще осталось. Других таких памятников культурного наследия больше не будет. Никогда.

Исторические здания в Якутске по-прежнему продолжают исчезать или находятся под угрозой сноса, несмотря на обещания властей столицы с большим пиететом относиться к наследию старинного сибирского города.

Подписи к снимкам:

1. Здание реального училища в 1913 году

2. В очередной раз здание Реального училища горело в июне 2016 года.

3. Здание Якутской мужской прогимназии в 1915 году. Обратите внимание в те времена Заложное озеро летом пересыхало.

4. Здание прогимназии практически сгорело в 2014 году.

5. Дом Юшманова в начале 1950-х годов.

6. Дом Юшманова сегодня.

7. Пожалуй, один из самых красивейших домов старого Якутска – купца Филиппа Лепчикова, родончальника Восточно-Кангаласского улуса.

Фото: Национальный архив РС(Я), Георгий Спиридонов, Руслан Васильев.