Жизнь 13:32 / 6.10.2016 Просмотров: 13013

Егор Макаров: «Если правда и критика будут услышаны, это пойдет на пользу»

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. Фильм «24 снега», спродюсированный предпринимателем Егором Макаровым, уже взял призы на Московском и Якутском кинофестивалях. И кажется, что это только начало.

Я договорился встретиться с Макаровым и обсудить картину в его ресторане «Муус Хайа». Захожу к нему в кабинет, но он пока занят - разговаривает по телефону. Я начинаю рассматривать красивые пейзажи, снятые им в Якутии и многочисленные рамки, в которых благодарности, дипломы, а также всевозможные призы, среди которых и «Золотые снежные очки» - главный приз Якутского кинофестиваля. 

Освободившись, Егор Петрович говорит: «Самое главное для меня - это благодарность детей и простых людей. Остальное не так важно». Так мы начинаем разговор.

"Героя фильм тоже беспокоит судьба коневодства в Якутии"

История родом из детства

- История с лошадьми у меня началась еще в детстве. Мой дядя был коневодом. И я помню, когда во времена зимних морозов он заходил к нам и бросал на пол свои тяжелые собачьи рукавицы. Коневод уходит из дому рано утром темноте и возвращается очень поздно. И я всегда слышал стук копыт по снегу и понимал, что приходит дядя. Он открывал дверь, откуда заходил густой пар с мороза и он бросал эти огромные рукавицы, затем снимал тяжелые промерзшие штаны из шкуры... Все это прочно осталось в моей памяти. 

Путешествия по Якутии

- Активно я начал путешествовать в 90-е годы и очень люблю горы, а в Якутии предостаточно гор для путешествий. И занимались мы в основном пешим туризмом, совершили многочисленные походы, восхождений, в частности, на вершины Муус Хайа, Берилл, Палатка, Победа. Также было много сплавов. Но чтобы добраться до тех мест, а они весьма труднодоступны, мы обычно арендовали лошадей, поскольку тащить на себе много груза достаточно проблематично. И последние 10 лет мы путешествуем всегда на лошадях. За эти годы мы проехали многие тысячи километров. А другое мое увлечение — это фотография и документалистика, очень люблю фильмы о путешествиях. И несколько раз в экспедиции я брал с собой известного оператора Юрия Бережнева, который по результатам одного из походов сделал небольшой фильм — тем самым положив начало и моей документальной эпопеи. А мои фотографии разошлись по всему миру, прошли авторские выставки в Швеции, Норвегии, Канаде, Японии. И сейчас приглашают.

"Съемки заняли без малого два года — в разные сезоны"

Наблюдение за коневодческими хозяйствами. Первый фильм

- Сложилось так, что я побывал на многих коневодческих базах во многих отдаленных районах. Наблюдал за бытом и условиями непростой жизни людей. Только подумать — термометр опускался до -65! А им-то нужно работать в этих суровых условиях и работы очень много. Видел я и много заброшенных коневодческих баз, пастбища, заросшие бурьяном сенокосные угодья. И наблюдать за этой картиной очень тяжело. Раньше-то было как - коровы и лошади паслись отдельно. Сейчас они пасутся вместе возле деревень. Раньше лошадей гоняли несколько раз в году по разным местам, благо, земли у нас для этого предостаточно. Да и коневодов настоящих осталось сейчас совсем немного, можно сказать, последние.

А молодежь не хочет идти в коневоды — нет денег, мотивации идти в тайгу, условия быта тяжелые. Одежда плохая и продуктов не хватает. Аксессуары для лошадей найти невозможно, элементарных подков нет. И чтобы поднять эту проблему, я и решился сделать фильм. Ведь лошадь для якутов — это святое. Это и рабочая сила и пища, да вся культура вокруг лошади.

И фильм «24 снега» - это не первая работа о якутской лошади, до этого мы сделали несколько небольших фильмов о лошадях, о Якутии. А более серьезная работой стал фильм «Дорогой Джесегея». Тогда собранный нами материал мы с оператором Юрой Бережневым отдали режиссеру Алексею Романову и благодаря его таланту фильм увидел свет. Фильм разошелся на DVD. А закончив ту работу, я понял, что нужно и можно сделать больше. И вот три года тому назад, имея уже опыт за плечами, я приступил к работе над «24 снега».

Герой фильма

- Вообще я очень много общался с коневодами. Они обычно очень скромные, немногословные и тем более, когда видят камеру. В поисках подходящего героя я побывал и в Верхоянье, и в Моме и в Оймяконе, в тундровой части. А нашел я в итоге подходящего человека в Саккырыре. Его зовут Сергей Лукин. Он очень харизматичный и настоящий фанат якутской лошади. Живет он один в тайге, где у него 200 лошадей и еще 70 оленей. К семье возвращается редко. И работает он коневодом уже 25 лет. Общаясь с ним, мы проехали сотни километров и его, конечно, тоже беспокоит судьба коневодства в Якутии. Поэтому он согласился стать героем фильма, который привлечет внимание к этой проблеме. Я сразу рассчитывал на то, чтобы фильм был представлен и на фестивалях и был показан как можно большей аудитории.

"Для нашего народа лошадь - это божество"

Съемочный процесс

- Конечно, в фильме я хотел отразить не только проблемы коневодов, но и Севера в целом, в частности, тяжелого деревенского быта. У нас есть кадры Тикси, который находится в полузаброшенном состоянии. Вместе с тем я также хотел показать и красоты нашей земли. И поэтому я поставил перед режиссером задачу снимать в разных местах, охватить побольше географию. Съемки заняли без малого два года — в разные сезоны. Было закуплено и взято в аренду много аппаратуры, поскольку это необходимо, чтобы снять хороший фильм.

Разумеется, снимать качественное кино — дорогое удовольствие, а бремя расходов лежало исключительно на моих плечах. Имея больше средств, мы могли бы снять еще лучше.

Вообще сложностей хватало и без этого - аппаратура постоянно замерзала, машины ломались, сколько раз падали в воду. А если говорить о географии, то съемки проходили в Эвено-Бытантайском районе, Оймяконе, Верхоянье, Тикси и Покровске. Кстати, наш герой никогда прежде не был в Тикси и вообще море не видел. А в фильме эпизод с посещением Тикси мы придумали намерено. Чтобы, с одной стороны, показать красоту пейзажей и рыбу, от которой у зрителя бы текли слюни. С другой стороны — еще и то плачевное состояние, в котором пребывает Север. И тут вспоминается один забавный момент. Там есть заброшенный морской порт, где на земле валяется разный хлам — железки, тросы, доски, запчасти какие-то. И вот, видя все это «добро», Сергей всегда приговаривал: как было бы хорошо взять все это с собой — в хозяйстве пригодится.

Команда

Всего в работе приняло участие три оператора. Это одни из лучших профессионалов Якутии - Юрий Бережнев, Семен Аманатов и Михаил Кардашевский. Они работали то посменно, то вместе. Звукорежиссер Иннокентий Сивцев, композитор Моисей Кобяков - все местные таланты. Моисей в прошлом году завоевал приз «За оригинальную музыку» в Лос-Анджелесе. А вот режиссера я пригласил со стороны, поскольку хотел, чтобы у человека был свежий взгляд. После предварительных переговоров с несколькими кандидатами я остановился на режиссере из Москвы Михаиле Барынине. Он уже снимал документальные фильмы для «Русского географического общества», а когда я рассказал ему о своем проекте и показал героя, он сразу загорелся идеей. И самое главное - он не был прежде в Якутии, что для меня важно. Конечно, он не мог находится в республике на протяжении двух лет и поэтому в свое отсутствие он давал задания операторской группе. К тому же мы были всегда на связи при помощи спутникового телефона.

К сожалению, из-за экономии средств и отсутствия времени я не смог командировать звукорежиссера, поэтому потом пришлось много работать в студии. Причем часть материала мы обрабатывали на «Мосфильме». И мы постарались соответствовать всем мировым стандартам.  

"Чиновники считали, что коневоды вообще не нужны"

Настоящее и будущее фильма

- Сейчас мы отправляем наш фильм на различные фестивали по Европе и Северной Америке. Очень хочется попасть и на «Сандэнс» в Америку. Некоторые отборщики предлагают нам сократить хронометраж, но это снова огромный труд по перемонтажу. В России у нас есть план показать «24 Снега» на телевидении. В Москве желающих посмотреть очень много, звонят очень часто. Готовим прокат фильма по кинотеатрам по всей республике в ноябре. Еще стоит отметить, что фильм представлял Россию в 38-м Московском международном кинофестивале, где было представлено восемь картин из разных стран мира. И это была наша мировая премьера. Я наблюдал за зрителями, разговаривал с известными кинокритиками. Большинство видело такие картины впервые — всю суровую правду Арктики и вместе с тем красоты нашего края. Профессионалы же отметили высокий уровень проделанной нами работы. Потом был и Якутский кинофестиваль, где мы взяли сразу две награды - как лучший фильм и за лучшую операторскую работу. Работа по продвижению только началась.

Социальный аспект фильма

- В первую очередь своим фильмом мы постарались донести правду. И то, что открыто говорит наш герой Сергей — это все правда. Заброшенное сельское хозяйство Севера — это суровая действительность. Куда уходят 10 миллиардов, предназначенных на развитие сельского хозяйства и насколько эффективно используется деньги. Строят какие-то коровники по сотни миллионов — но где они? Вот создали условия для голландских коров, очищенной водой поили... И где все это теперь? Для нашего народа лошадь — это божество. С каждым годом для праздника Ысыах лошадей найти становится все более проблематично, не говоря о коневодах...

Вокруг города коневодов не осталось совсем. К тому же в нашем фильме мы показали, что Север фактически заброшен. Там нет никакого комфорта для человека. Унылые картины фактически оставленного Севера. Все это было сделано для того, чтобы люди увидели, как там обстоят дела на самом деле. И в этом отношении я очень рад, что «24 снега» уже добился признания. Значит, наша задача уже отчасти выполнена. И я надеюсь, что это только начало.

Может быть, резонанс, который вызвал фильм, приведет к каким-то конкретным изменениям. Где уважение к человеку труда? Ведь только недавно был введен День коневода, а до этого чиновники относились к этому, видимо, так, что коневоды особо не нужны — якутская лошадь может существовать и сама по себе. Но это невозможно.

Мы не затронули в фильме проблему алкоголизации, но она существует. У нашего героя Сергея в этом смысле все в порядке — у него есть любимая работа. Но что делать тем, у кого ее нет? Я уже не говорю об отрезанности тех мест от большой земли. Стоит вспомнить, сколько стоят авиабилеты - простые люди вынуждены находится в изоляции.

Документалистика

- Еще могу сказать, что к нам постоянно приезжают съемочные группы со всего мира. Зная, что у нас здесь можно найти уникальный материал – а его у нас еще непаханое поле. Мы сами должны научиться снимать документальные фильмы, продавать по всему миру. Благо, талантов у нас много и это большой бизнес для наших молодых талантов. Это бы привлекло много туристов, денег, создалось бы много рабочих мест, инфраструктура, в селах бы создавался туристический бизнес. Кстати, на Якутском международном кинофестивале состоялась мировая премьера фильма «Холодный рубеж» шведского режиссера Микаэля Страндберга, идейным вдохновителем и организатором которого был я.

А цель была в том, чтобы доказать себе, что мы сами можем снимать такие экстремально-приключенческие фильмы. Увидев трейлер нашего фильма, американская телекомпания «OUTWILD» сразу заказала съемки этого фильма.

Фильм снял один оператор Юрий Бережнев. Картина рассказывает о нашем Севере – как люди выживают в экстремально холодной точке Планеты. Увидев снятые кадры, опытный редактор National Geographic был поражен талантом операторской работы. Скоро, думаю, состоится мировой показ. Если этот фильм увидят миллионы людей по всему миру, желающих посмотреть наш край будет предостаточно. Но готовы ли мы их принять?!  

 

"Съемки проходили в Эвено-Бытантайском районе, в Оймяконе, Верхоянье, Тикси и Покровске"

Будущее Севера. Личный пример

- Конечно, Север сам по себе — это удивительная по своей красоте природа, и ее богатства видны невооруженным глазом. Но хотелось бы, чтобы и человеку, который там живет и трудится, жилось более комфортно. Но учитывая многие потенциалы, существующие в этих краях, можно было бы устроить все по другому. Это и развитие туризма и, конечно, грамотный подход к сельскому хозяйству. Но вот приведу простой пример своего ресторана. У нас только местные продукты — и рыба, и мясо. И все те, кто приезжают сюда со всего мира и пробуют эти блюда, остаются очень удивлены и качеством, и вкусом. Я все это говорю, потому что это один из серьезных потенциалов Якутии — это нужно продвигать в мире, по стране. Не секрет, что вкусная и оригинальная еда плюс интересные туристические маршруты привлекают людей. Взять ту же Исландию. У них тоже мало что есть. Но у них есть бизнес — это их исландская лошадь, цены на которую доходят до десятков тысяч евро. У нас же подобным потенциалом пользуемся неумело.

И вот поэтому в управленческой среде должны стоять настоящие профессионалы и патриоты, которым небезразлично будущее Якутии. И руководство должно повернуться лицом к сельскому хозяйству.

Потенциалы роста есть, но нужно организовать все по высоким стандартам. То же самое касается и туризма. Для начала развить инфраструктуру — построить хотя бы дороги. К примеру, почему-бы не построить отличную асфальтированную автодорогу до Тюбэ в Намцах и до Еланки. В Алтае около небольших горных рек развит великолепный туризм, сотни разного уровня гостиницы, дома отдыха. А у нас круче, великая сибирская река Лена, какие виды! Думаю, если будут классные автодороги, бизнес бы сам пришел. С Тюбя рукой подать до Верхоянских хребтов. Если еще решить проблему дорогих авиабилетов на Север , был бы билет недорогой, народ бы мог поехать отдыхать туда, а не в Таиланд.

 

"Вкусная и оригинальная еда плюс интересные туристические маршруты привлекают людей"

Мне не все равно

- Я, конечно, мог бы путешествовать по свету, тратить деньги — в общем жить для себя. Но мне как предпринимателю и гражданину больно за то, что происходит у нас в республике. Я вижу, что многие чиновники работают не для народа, а для своего кармана. И мне обидно за все это. И именно поэтому я, помимо предпринимательской деятельности, стараюсь заниматься и еще чем-то. Но у государства в любом случае возможностей и ресурсов намного больше. Другое дело как они ими распоряжаются.

Как сказал на Первом независимом форуме предпринимателей Якутии Леонид Левин: «В Якутии протестные настроения не враждебны, а полезны власти».

Если правда будет воспринята, критика услышана, это пойдет на пользу. И только тогда будет процветать республика. А не наоборот, как делается сейчас - вставлять палки в колеса и во враги записывать.