Саха театр готовит две премьеры для больших гастролей
YAKUTIA.INFO. В Саха театре готовятся сразу два премьерных спектакля. Это "Мамаша Кураж" Бертольда Брехта в постановке Андрея Борисова и "Хуннские повести. Граница" Николая Лугинова в постановке Лены Гримм.
И эти новые спектакли впервые представят не в Якутске, поскольку театр уже на этой неделе отправляется на большие гастроли — самые масштабные в своей истории.
Работы театра специально подготавливают для премьерных показов за пределами республики. И сейчас идут последние напряженные репетиции перед отъездом. Оба режиссера буквально не сходят со сцены. Поиск нужных интонаций, удачных мизансцен и светового оформления — спектакли рождаются прямо на глазах. Весь коллектив под руководством режиссеров находится в творческом движении.
Вечные вопросы
Спектакль Лены Гримм "Хуннские повести. Граница" как раз идеально подходит для места своей будущей премьеры, которая состоится в Бишкеке, поскольку гастрольный тур имеет ярко выраженный евразийский оттенок - он пройдет по сразу нескольким городам Сибири и Средней Азии и завершится в Москве. Как отмечает режиссер спектакля Лена Гримм:
"Изначально идея постановки принадлежит Андрею Борисову, который уже давно мечтал перенести персонажей книги на сцену. Но из-за нехватки времени за эту работу взялась я".
Сама Лена Гримм недавно побывала на границе — у знаменитой горы Белуха. И, по ее словам, именно после этой поездки пришло понимание того, каким должен быть спектакль. В центре повествования "Хуннских повестей" — люди, которые родились или по воле судьбы оказались на пограничной территории Поднебесной, которая охвачена почти непрекращающимися военными конфликтами.
"В дикие темные времена идет вечная война, которая не прекращается до сих пор. Но это прежде всего война внутри нас. И, например, то, что происходит сейчас вовне - это проекция того, что происходит внутри нас. И именно об этом наш спектакль. Где граница между врагом внутренним и врагом внешним", - говорит режиссер.
В спектакле два главных героя — это генерал-пограничник Дин-хун и великий китайский мудрец Лао Цзы, роль, которого, кстати, исполняет "мудрец" Саха театра Ефим Степанов. Собственно философскими концепциями Лао Цзы отчасти и пропитана книга Николая Лугинова. И именно этому аспекту уделила значительное внимание режиссер спектакля.
"Отразить сущность дао и того, что пытался донести до нас Лао Цзы - это одна из главных наших задач в работе над спектаклем", - утверждает она.
Хотя все же центральный персонаж спектакля - это именно Дин-хун, который становится по мере развития сюжета "человечным воином".
"Враг с которым сражается наш главный герой - это тоже человек. И именно с осознания этой истины начинается его духовное становление. И граница стирается", - рассказывает Лена Гримм.
Завтра была война
"Сначала была бочка" — именно это приходит на ум, когда видишь декорации к новой постановке Андрея Борисова "Мамаша Кураж и ее дети" по пьесе Бертольда Брехта. Пустые нефтяные бочки, пресловутые баррели из новостей экономики, по которым стучат во мраке одинокие герои пьесы — это начало спектакля или конец нефтяной эры, по мысли режиссера спектакля, который перенес оригинальное повествование Брехта в неопределенный мир, где переплелись разные временные континуумы.
Эта пьеса, которая появилась в преддверии начала Второй мировой войны, стала предупреждением миру, находящемуся на грани глобальной катастрофы. Теперь как утверждает Андрей Борисов:
"Именно сейчас созрела эта тема. Не хочется быть пессимистом, но мы находимся на пороге мировой войны и это все понимают. У Брехта это была религиозная война, а сейчас - это война за ресурсы".
Вообще, Брехт, по мнению Андрея Борисова, очень близок эстетике Саха театра, поскольку он стремится именно к воплощению на сцене театральной теории "эпического театра", разработанной в свое время Брехтом.
Андрей Борисов увлечен работой и сам показывает артистам, то как на его взгляд нужно сыграть тот или иной эпизод, который проигрывают по нескольку раз. Артисты, в свою очередь, шутками разряжают атмосферу, но внимательно следят за установками от мастера.
Пока еще рано судить о том, каким будет он будет. Поскольку репетиции будут продолжаться и во время гастрольного тура, а генеральная репетиции, например, запланирована в Уфе. Премьера, в свою очередь, состоится на сцене московского Малого театра 13 ноября. И именно этим спектаклем завершатся эти исторические гастроли якутского коллектива. Что ж, получается такой по-настоящему эпический спектакль — не только в категориях эстетики, но и географии. Евразийской географии.
Стоит напомнить, что гастрольное турне пройдет по городам Казахстана, Кыргызстана, а также республик Татарстан и Башкирии. Конечный пункт гастролей — сцена Малого театра в Москве.