Политика 12:53 / 18.10.2016 Просмотров: 4893

Назначь слабого

  • Текст: Якутия.Инфо

YAKUTIA.INFO. Вчера, 17 октября, как громом среди ясного неба прогремело заявление главы Якутии Егора Борисова о внесении кандидатуры Евгения Чекина на должность председателя правительства Якутии. Молодой, ничем особо не проявивший себя чиновник из Ярославской области претендует получить крупную и ответственную должность, на которую прочили более опытных и авторитетных претендентов.

Якутия.Инфо побеседовала с чиновником из правительства республики, пожелавшей сохранить инкогнито, которая рассказала нам о мотивах назначения Евгения Чекина, о том, что он собой представляет и чего от него ждать.

- Кто такой Евгений Чекин? Откуда он вообще взялся?

- Взялся он из Министерства экономики, где курировал государственно-частное партнёрство. Государственно-частное партнёрство, или сокращённо ГЧП — это такая ширма, которой государство постоянно прикрывает свою неспособность исполнять свои обязательства перед собственным народом. Ну нет в казне денег, чтобы построить больницу, или школу, или какой-нибудь детсад. В дело вступают механизмы ГЧП, находится инвестор-частник, и софинансирует строительство. А ещё лучше — если вообще сам финансирует.

- И какая роль в реализации ГЧП была Евгения Чекина?

- Он строил механизмы реализации проектов ГЧП, писал нормативную базу, искал частных инвесторов. Но если с двумя первыми пунктами было неплохо — и то, потому что нормативную базу можно было сразу скачать из открытых ему источников в Ярославской области, откуда он родом, и где всё это сочиняли его старшие товарищи — то с поиском частных инвесторов дело обстояло и обстоит по сей день ужасно.

- В этом вина Чекина? И за что же тогда его назначают премьером?

- Нет, вины Чекина в этом нет. Он классический Молчалин из грибоедовского «Горе от ума» - исполнительный, надёжный, верный, в общении с начальством вежливый, вплоть до подобострастия. Начальство вообще он своё любит, причём даже как-то по военному — считает, что приказы не обсуждаются. Своей инициативы у него мало, хотя нельзя сказать, что её вообще нет. Просто в дозволенных пределах. А провал с инвестициями в том, что в стране вообще в целом очень плохой инвестиционный климат. Это длится уже очень давно, в масштабах всей России, и никакие усилия региональных чиновников, ни Чекина, ни Борисова не могут исправить эту ситуацию.

- Значит дело только в личных качествах Чекина — исполнительности и так далее? Именно за это его назначают аж целым председателем правительства? Не многовато ли чести?

- Знаете, вся кадровая политика Егора Афанасьевича строится по принципу «назначь слабого». Он привык окружать себя людьми безвольными, бесхарактерными — которые ни в коем случае не могут составить ему конкуренцию. Вспомните Дмитрия Глушко, или Галину Данчикову — при всех её положительных качествах, никакой личной политической воли у неё нет. Или куча новых молодых лиц в руководстве правительства — глава республики пытается придать своей невнятной кадровой политике вид динамизма и привлечения молодёжи.

Хотя невооружённым взглядом виден страх перед сильными личностями, которые могут в перспективе его «подсидеть», и желание в связи с этим выдвинуть политических «школьников», усилить их в противовес тем, кого он не любит.

Когда повисла кадровая пауза после ухода Данчиковой в Госдуму, все, кто хоть немного разбирается в ситуации с состоянием управленческих кадров в якутской верхушке, ставили на Алексея Стручкова. Это очень сильный и грамотный менеджер. Но именно его сила стала его слабым местом. Ил Дархан сильных людей не любит, он их равноудаляет. Так сослан управлять столицей Айсен Николаев, так пропал Геннадий Алексеев, который тоже бы был отличным председателем правительства. Много кого можно назвать, кого отодвинули от рычагов управления республикой. А тот же Стручков, который видел себя уже премьером республики, а через два года — её главой, был фактически унижен назначением на желанный пост собственного подчинённого Чекина, которого он ни во что не ставил, публично отчитывал и шпынял за непрофессионализм.

Так желание «уесть» своего возможного соперника — Стручкова заставило Борисова подставить под удар всю республику, поручив управление ей молодому и неопытному Чекину.

«Алексей Стручков - сильный и грамотный менеджер, и это стало его слабым местом»

- А как же пресловутая «вертикаль власти»? Некоторые считают, что от назначения Чекина на пост председателя правительства ничего не будет зависеть, так как председатель правительства в наших реалиях — фигура абсолютно номинальная.

- Да, так и есть. Принципиальные вопросы финансового, социально-экономического, промышленного, аграрного — в общем, все вопросы решает Ил Дархан лично. Этим и вызвано несоразмерное увеличение аппарата администрации главы по сравнению с аппаратом правительства республики.

- Получается, правительство превратилось в аппарат клерков, оформляющих решения, пришедшие из аппарата главы?

- Да, а Ил Тумэн — в аппарат клерков, одобряющих эти решения. Сохраняется видимость демократии, разделения властей и так далее. А по сути — ничего подобного. И в этой ситуации можно хоть Чекина назначить премьером, хоть Шпекина. Разницы никакой нет, кто будет оформлять решения Ил Дархана.

- Но ведь в случае провала ответственность будет нести именно председатель правительства?

- Да, его голова полетит первой. И полетит обязательно, потому что ситуация в экономике гораздо хуже, чем нам пытаются представить, и ухудшается с каждым днём. Но это зависит опять же не от нас, как и я говорила выше.