«Мой убийца»: старт российского проката
По возвращении с «фабрики грез» продюсер фильма «Мой убийца» – Марианна Скрыбыкина – презентует киноленту московским журналистам. Здесь, на «материке», мы уже не сомневаемся – якутское кино стало брендом республики наравне с мамонтами, мас-рестлингом и алмазами. Корреспондент EastRussia задал несколько вопросов авторам кино.
– Вы только что вернулись с Международного фестиваля азиатского кино, который проходил в Лос-Анджелесе. Первый раз там были?
– Я и Костас (Костас Марсан, режиссер. – прим. ER.) в первый раз, а остальные ребята были уже.
– Какие впечатления?
– Ой, я даже не могу подобрать слов, мне, наверное, надо выспаться. На самом деле мы очень впечатлены и самим фестивалем и его организацией. Нам повезло оказаться в эпицентре всего кинематографического мира. Мероприятие проходило в Калвер-Сити, очень хорошем районе Лос-Анджелеса, где и зародилось кино. У нас сложились очень хорошие знакомства с актерами разных стран, продюсерами, режиссерами, со всеми своими коллегами. Это было полное погружение в мир, который нас очень давно манит.
– Как о фильме отзывались американцы?
– Очень теплый был прием. У нас было два показа – 25 и 27 октября. Прилетели наши земляки из Сан-Франциско и Сиэтла, это было так здорово. Они просто услышали, что будут показывать якутский фильм, и прилетели посмотреть. Было очень интересно слушать публику, отзывы, вопросы. Почти у всех японцев и корейцев был один вопрос. На самом деле никто не знает, что такое Якутия. Перед тем как отвечать на вопросы, мы рассказали о республике, показали, где находится. Они были удивлены и внимательно записывали, сказали, что еще обязательно посмотрят в Интернете.
В первую очередь отмечали мощный актерский состав. Также очень хвалили монтаж фильма. Плюс все были в восторге от Искандера Иванова, нашего оператора, у него был звездный час в Штатах. Их удивлял бюджет; как только они слышали сумму, раздавалось «Да вы что?!» Общение после фильма было очень длительным в сравнении с нашими презентациями в других городах.
– Сегодня все много смеялись в зрительном зале. А там как?
– Конечно, они смеялись, где мы и предполагали, что зрители будут смеяться. Все сработало, как и было запланировано на стадии написания сценария: где будут охать, где ахать, где расслабляться. Проверяли мы это много раз. Сначала на московской публике на ММКФ, на якутской, конечно, потом на «Амурской осени», а теперь и в Лос-Анджелесе. Смеются везде.
– Книгами якутского писателя Егора Неймохова в советские времена зачитывалась буквально вся республика. А молодые якуты знакомы с его повестью «Тайна озера Сайсары», по которой снят фильм? Или, как и во всем мире сейчас, сначала в кинотеатр, а потом в книжный?
– Да, в девяностые книга была бестселлером. Многие, кто посмотрел фильм, говорили мне, что хотят прочитать книгу. И мне Мария Петровна Неймохова, вдова, говорила, что книги покупают. Я считаю, что это хороший показатель и хороший знак. В этом сила кинематографа.
– Якутское кино буквально все, включая Антона Долина, называют самобытным. Как думаете, в чем секрет?
– Я не могу на этот вопрос ответить, потому что являюсь человеком, который находится внутри системы кинопроизводства. Да, о нашем кино говорят как о самобытном. А некоторые так не говорят и не думают совсем. Скорее всего, сформулировать ответ сможет хороший критик или благодарный зритель.
– О режиссере картины Костасе Марсане не очень много информации, знаем только, что он окончил Высшие режиссерские курсы в Москве. Это его первая картина и ваш первый совместный с ним проект?
– Да, это его дебютная работа. Он был вторым режиссером на моей пятой картине, а вообще он очень давно в кино и на телевидении. Окончил курсы ВКСР, мастерская Аллы Суриковой. Как режиссер монтажа сделал большой вклад в развитие якутского кинематографа. Он бог монтажа. И, как видите, он крутой режиссер.
– Как у любого киномана, у вас наверняка есть любимые режиссеры, картины. Поделитесь?
– Ой, их очень много. Сегодня до премьеры я смотрела «Выход дракона» моего кумира Брюса Ли. Хотя я вообще люблю разноплановые картины. Мои любимые режиссеры Альмодовар, Ларс фон Триер, Вонг Карвай. А любимый продюсер – Джон Ландау.
– Когда любишь, все-таки есть момент погружения, впитывания. Как вдохновиться, но не потерять свой стиль при создании собственной картины?
– Мне кажется, надо любить, вдохновляться, но иметь свой почерк. Но в любом случае в музыке тоже всего семь нот, не надо бояться их использовать. Весь мир соткан из чьих-то идей, и твоя обязательно будет индивидуальной. Но я не думаю, что мы сильно плагиатили, мы делали то, что нам нравится.
– Чаще всего независимое кино ожидает исключительно фестивальная судьба, но у вашего фильма явно другие планы. Уже сейчас выходите в плюс, или рано делать выводы, так как российский прокат только начался?
– Мы уже давно в плюсе, потому что все средства, которые я нашла для создания этого фильма, были безвозмездными. Партнеров привлекали продакт-плейсмент и имиджевая реклама. Кстати, очень большая благодарность всем нашим партнерам, которые выступили в этом фильме нашими добрыми друзьями. Большой привет Ольге Николаевне из авиакомпании «Якутия». Она в меня поверила, и очень здорово, что мы сработались: слетали туда и обратно до локаций. Благодаря авиакомпании мир увидел якутские природные красоты. Вы знаете, сколько стоит проезд? У нас 13 человек летели туда и обратно плюс груз. И десять человек съемочной команды землей поехали чуть пораньше. Все наши партнеры большие молодцы, это люди, которые верят в хорошие проекты, тем самым дают возможность нам работать, а нашим зрителям – посмотреть картину.
– Вам удалось практически невозможное – снять независимое кино, бюджет которого 5 млн рублей. При этом у кинокомпании ART Doydu, которую вы возглавляете, нет официального сайта, только страничка в социальной сети. Это потому, что вы ничьих визитов не ждете и сами ко всем приходите с предложениями?
– Скоро откроем сайт, да, буквально на днях мы хотели его запустить. Просто не успели еще. На самом деле история с сайтом очень давняя. Мы сейчас его дорабатываем, потому что решили создать единую базу якутских актеров. Это будет феноменально. Посетители сайта смогут смотреть на двух языках, какие у нас есть актеры, и эта база будет постоянно пополняться. Когда запустимся, это будет значимое событие в истории развития якутского кино.
– Сколько раз вы слышали слово «нет», пока деньги на фильм собирали?
– Очень много. Я могу сказать, сколько километров я протоптала, проехала… хотя, нет, это большое расстояние не смогу обозначить. И даже не только «нет» я слышала, многие смеялись в ответ, хотя это, наверное, только больше раззадоривало. Но это работа, надо любить свою работу, чтобы идти до конца. Если взялся за что-то, то идешь до конца в любом случае.
– Фильм уже получил награду на Якутском международном кинофестивале и вошел в список претендентов на получение премии «Золотой глобус», что дальше? Какие планы у киноленты, у вас и кинокомпании?
– Лично у меня работа в первую очередь.
– А отдохнуть после такого забега?
– Да, надо; чувствую, что батарейки садятся. У нас в планах снять следующий фильм с рабочим названием «Глаза ночи», это будет детективная история. Еще не выбрала, где буду снимать, но точно не в России.
– А с кем?
– С Костасом, конечно. Вся наша команда ART Doydu готова! И еще, мы сейчас будем работать над продвижением «Мой убийца». Возможно, лента выйдет в международный прокат.
– А про «Золотой глобус» молчите?
– Про «Золотой глобус» мы знаем с августа месяца, но мы не могли об этом говорить. Программный директор фестиваля Джордж Шамшун в интервью сам сказал, что вот, мол, первая якутская картина будет. А мы долго скрывали, потому что для нас это очень серьезно. Мы не думали, что это вызовет такой ажиотаж. А случилась цепная реакция – все СМИ стали писать друг за другом, это было неконтролируемо. А нам оставалось только напоминать, что мы всего лишь претенденты. Но на самом деле мы уже заявлены, и мы сейчас ждем вердикта. Ничего не буду загадывать, вы ведь знаете, какие там большие картины, а мы скромные люди. Но одно упоминание такой возможности – это уже достижение, конечно.
Я хочу поблагодарить свою команду, всех ребят, которые работали над этим проектом, – все большие молодцы. Это творцы, это гении, это ребята, влюбленные в искусство под названием кино. Спасибо им большое!
Источник: eastrussia.ru