Наталья Базалева: у нас сформировалась хорошая управленческая и творческая команда
YAKUTIA.INFO. В начале этого года Государственной филармонии Якутии исполнилось пять лет, а Государственному концертному оркестру Якутии - уже 25. Как прошел этот знаменательный год в целом, а также о некоторых организационных изменениях, которые уже в ближайшем будущем ожидают Филармонию Якутии, в своем интервью рассказывает ее директор и художественный руководитель Наталья Базалева.
Подводя итоги 2016 года
- 2016 год, как всегда, был богат для нашей филармонии на разные события и, конечно же, достижения и юбилеи. Самым важным юбилеем для нашей молодой организации стало 100-летие со дня рождения Галины Кривошапко, имя которой носит филармония. Именно благодаря ее труду качество исполнения симфонической музыки у нас в Якутии достигло высоких результатов. Было много мероприятий, связанных с этой датой. Особенно стоит отметить концерт, прошедший в Москве в Большом зале московской консерватории, которую она закончила, а также концерт на сцене Мариинского театра. Также в этом году исполнилось пять лет нашему “первому ребенку” - духовому оркестру. Этот коллектив нас очень радует, а во время проведения игр "Дети Азии" он обеспечил исполнение всех гимнов команд "вживую". Таких примеров я просто не знаю. Также стоит отметить успех квинтета деревянных инструментов. который на втором всероссийском конкурсе завоевал третью премию. И это очень серьезное достижение наших музыкантов.
Государственный концертный оркестр Якутии как пример развития музыкального коллектива
- В этом году исполнилось еще и 25 лет Государственному концертному оркестру Якутии, который находится в составе нашей филармонии с 2012 года. Таким образом, у нас есть филиал в Алдане. История этого оркестра, конечно, очень замечательная и уникальная. Он появился в 1991 году, в непростые для страны времена. Но, тем не менее, он развивался, работал. И, на мой взгляд, он сделал очень много для Дальневосточного федерального округа, выступая с начала нового века не только в центрах, но и в небольших городах, поселках, воинских частях. К тому же оркестр дружит с пограничной академией ФСБ, где регулярно дает концерты. Еще, конечно, стоит вспомнить уникальное турне, которое осуществил оркестр к 375-летию вхождения Якутии в состав России. Подумать только - 37 дней в поезде и 27 городов!
Оркестр работает в жанре народных инструментов. Когда слушатель видит их перед глазами, то срабатывает, наверное, генетическая память россиян, которая работает на то, что все мы - жители одной страны. А это значит, что наш оркестр проводит еще и патриотическую работу. Буквально недавно мы отпраздновали юбилей. И мне кажется, что совсем не случайно отметили не только нашу работу, но и нашу гражданскую позицию.
- Мы получили поздравления от Фонда Гергиева, потому что оркестр сотрудничает с 2007 года с Московским международным Пасхальным фестивалем. Нашу работу в ДВФО отметил и главный федеральный инспектор по Республике Саха Виктор Хохрин. А поздравление, которое мы получили от Вячеслава Штырова, - это тоже своего рода признание и оценка нашего коллектива. Будучи президентом республики, дал нам распоряжение усилить работу в дальневосточных воинских частях, где служили якутяне.
Хотелось сказать, что сложные времена позади и люди имеют больше возможностей соприкасаться с прекрасным миром музыки. Мой личный управленческий опыт формировался именно с этим коллективом.
О Филармонии и грядущих изменениях
- Наше молодое учреждение уже сейчас развивается и идет семимильными шагами вперед. С 1 января у нас появится новая структура - симфонический хор. И забот, конечно, прибавится. Впереди нас ждет еще решение сложного вопроса о новом концертном зале. И, конечно, руководить одному человеку очень непросто.
Совмещать должности художественного руководителя и директора достаточно сложно. Поэтому я обратилась в наше Министерство культуры и духовного развития с предложением о разделении этих полномочий и нашла понимание со стороны руководства. Свою работу я продолжу в качестве художественного руководителя, а генеральным директором станет Туйара Пестрякова, в данное время занимающая пост первого заместителя министра культуры. И я полагаю, что с приходом управленца такого уровня наша филармония получит дополнительный импульс в своем развитии.
О планах на следующий год
- В первую очередь нас ожидает приезд маэстро Юрия Башмета - нам поручили организовать это мероприятие. Также мы всегда ждем приезда наших дирижеров - Фабио Мастранджело и Рашида Скуратова, которые, как всегда, представят интересные программы. Помимо этого, ждем выступления уникального виолончелиста, одного из лучших в мире, Давида Герингаса, который выступит и как солист, и как дирижер. Он серьезно поработает с нашими музыкантами - особенно, конечно, с виолончелистами и студентами Высшей школы музыки. Это будет очень важный визит для наших музыкантов. Поскольку развлекательные проекты - такие, как "Симфорок" - конечно, хороши, но нам в первую очередь нужно развиваться музыкально.
Также мы приступили к созданию филиала Ассоциации духовых оркестров. Это поручение было дано заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Голодец президенту ассоциации Валерию Халилову. При встрече с ним я пригласила его в Якутск в феврале. (На момент сдачи материала стало известно о гибели генерал-лейтенанта руководителя Хора имени Александрова Валерия Халилова в авиакатастрофе над Черным морем - авт.). Также мы собираемся реализовать Арктический фестиваль духовых оркестров. Работы будет очень много. Нашему симфоническому оркестру нужны новые музыканты и, в первую очередь, струнники. Да и уже нужно готовится к 385-летию вхождения Якутии в состав России.
Концепция концертного дела в России
- Еще стоит отметить очень важное событие, которое произошло на филармоническом уровне всей страны. Появился уникальный документ - Концепция концертного дела в России, составленный Союзом концертных организаций, в состав которой входит и наша Филармония. И вот теперь он уже направлен во все министерства культуры страны. Думаю, что он сыграет положительную роль в развитии концертного дела. И в первую очередь там прописано, что именно филармонии несут ответственность за сохранение и продвижение академической музыки.