«На авось»: «Сахатранснефтегаз» сделал высокорискованную инвестицию
YAKUTIA.INFO. Компания «Сахатранснефтегаз» намерена серьезно вложиться в инвестиционную программу на будущий год. Фактически эти вложения в два-три раза превышают суммы предыдущих лет. И хоть официально деньги намерены компенсировать за счет «работы с должниками», эксперты считают, что их вполне могут взвалить на потребителей.
Эти опасения эксперты высказали на заседании Отраслевого совета по естественным монополиям при главе Якутии в минувшую пятницу, 3 февраля.
Государственная компания «Сахатранснефтегаз» занимается прокладкой и обслуживанием газовых сетей в республике. Это одно из стратегически важных предприятий, от состояния которого в республике зависит многое — тарифы для потребителей (как предпринимателей, так и населения), безопасность и бесперебойная работа энерго- и ЖКХ-объектов (ГУП «ЖКХ», «Якутскэнерго», «Теплоэнергия»).
Инвестпрограмма «СТНГ» - ключевой вопрос. Во-первых, она предназначена для замены и обновления газового оборудования компании, главное из которых — магистральные сети. Во-вторых, с ее помощью компания реализует свои инвестиционные проекты, которые обещают окупиться в будущем. В частности, это освоение Отраднинского газоконденсатного месторождения в Ленском районе.
«Инвестпрограмма, принятая на три года, необходима для поддержания газовых сетей в рабочем состоянии. По результатам проведенной экспертизы аварийными признаны свыше 60 километров сетей. Самым старым нашим объектам в Якутске уже 50 лет. Необходимость замены назрела», - сообщил главный инженер ОАО «Сахатранснефтегаз» Александр Гоголев.
Общая протяженность сетей «СТНГ» с истекшим сроком эксплуатации составляет 506 км от общей протяженности 3 959 км. Итого это 13 процентов от общей протяженности. Как указано выше, аварийными из них признан 61 километр. Из общей протяженности магистральных сетей 2600 км 1700 (65 процентов) нуждаются в экспертизе промышленной безопасности.
Своевременно делать ремонт оборудования не получается. Официальная причина банальна — недостаток оборотных средств. Куда они уходят, неизвестно, но официально их не хватает по вине неплатежей крупных потребителей газа. Итого долг по «дебиторке» тянет на 1 млрд 600 млн рублей. Крупные должники — это компании ГУП «ЖКХ РС (Я)», МУП «Теплоэнергия» и «Якутскэнерго». Последняя влезла в долги в том числе по вине все того же ГУП «ЖКХ РС (Я)», задолжавшего ей свыше 500 млн рублей.
«Мы регулярно проводим встречи с должниками, работаем с ними, - сообщила на заседании первый заместитель генерального директора «СТНГ» Галина Адамова. - Проблема с должниками серьезно назрела — по сути, сегодня идет скрытое кредитование предприятий республики при уменьшающейся инвестиционной составляющей».
Однако экспертов заинтересовали другие любопытные цифры. В частности,внимание присутствующих привлекло резкое увеличение инвестпрограммы в 2018 году по сравнению с предыдущими годами — целых 9,449 миллиардов рублей. Для сравнения:
в 2016 году — 2,302 млрд рублей;
в 2017 году — 4,708 млрд рублей.
Отсюда вопрос: за счет чего компания планирует окупать инвестиции? Не взвалят ли их, как всегда, на потребителей?
По словам Адамовой, компания не намерена привлекать кредиты. А проценты по предыдущим кредитам будут погашаться за счет той самой «дебиторки» в размере полутора миллиардов рублей.
«С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон №69, предусматривающий огромные штрафные санкции за неуплату за газ», - пояснила первый замгендиректора. - Отмечу, что если в 2011 году кредитный портфель предприятия составлял 4 млрд 600 млн рублей, то на сегодня — всего полтора миллиарда рублей. В течение ряда лет проценты за кредит закладывались в тариф небольшой долей».
Между тем руководитель рабочей группы по естественным монополиям Координационного совета по предпринимательству при главе Якутии Ирина Высоких попросила прокомментировать отсутствие публично обнародованных сведений «об инвестиционной программе ОАО «Сахатранснефтегаз» о способах приобретения, стоимости и объемах товаров».
«Проверка установила, что в указанных сведениях на 2014 — 2016 годы не указаны сведения о стоимостной оценке в целом по объектам, что свидетельствует о нарушении пункта 5.8 ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях». Помимо этого, я прошу, чтобы отраслевые министерства взяли этот вопрос на контроль», - были слова Высоких.
Адамова ответила несколько уклончиво: «Действительно, есть некоторые упущения [о способах приобретения, стоимости и объемах товаров]. Сам стандарт был утвержден в ФАС в 2011 году, однако [в сети] не размещен... Наш сайт находится в разработке с мая 2015 года...»
Мы попросили Ирину Высоких прокомментировать позицию «Сахатранснефтегаза».
- Судя по отчету, у компании очень большая дебиторская задолженность. О чем это говорит?
- Это означает, что такие крупные клиенты, как например ГУП «ЖКХ», задолжали компании «Сахатранснефтегаз» огромную сумму денег, которую та планировала потратить на расходы, заложенные в инвестпрограмме. Если ситуация с дебиторской задолженностью не решится в ближайшее время, то качество и скорость подачи газа в Якутии могут существенно измениться в худшую сторону. Поэтому все стороны заинтересованы в том, чтобы инвестпрограмма реализовывалась, но не ложилась на плечи потребителя.
- Откуда опасение, что она ляжет на плечи потребителя?
- Если крупные потребители газа не погасят долги в ближайшее время, то что бы ни говорили в «СТНГ», я как экономист считаю, что компания будет вынуждена увеличить кредитный портфель. А что такое кредиты? Это проценты, которые в итоге закладываются в тариф — Галина Демьяновна (Адамова - первый замдиректора - Я.И.) подтвердила, что структура тарифа состоит в том числе из доли процентной ставки по кредитам. Вместе с тем она пообещала, что кредиты брать компания не будет. Но я считаю, объективно оценивая финансовое положение того же ГУП «ЖКХ», что такие громкие заявления делать сейчас опасно.
- Говорят, что будут пытаться возвращать деньги путем увеличения штрафов.
- Не думаю, что это существенно изменит ситуацию – по крайней мере, с таким низколиквидным активом, как настолько просроченная дебиторская задолженность. Таким же образом у нас пытаются бороться с дебиторкой в сфере жилищно-коммунальных услуг – пока особых успехов, увы, нет.
- В 2016-2017 годах суммы по инвестпрограмме не очень большие, но они существенно, в два-три раза, возрастают к 2018 году. О чем это говорит?
- Можно предположить, что у компании есть надежда, что к 2018 году ситуация может измениться. Поэтому закладывает на этот год такие суммы по инвестпрограмме. По сути, это высокорискованное финансовое прогнозирование, которое не подтверждается реальной экономической ситуацией в целом по стране и внутри нашего региона в частности.
- В чем причина накопившейся задолженности и таких дорогих запланированных вложений в 2018 году?
- Конечно, я могу сказать, что причина в неэффективном планировании и расходовании средств в предыдущие докризисные годы, и она лежит на поверхности. Но чтобы утверждать это или опровергнуть, нам нужно изучить все показатели финансово-хозяйственной деятельности «Сахатранснефтегаза», а не только те, которые презентуют на Круглых столах в красивых презентациях. Если бы данные оперативно появлялись на сайте СТНГ и сама компания выстраивала более прозрачную политику взаимоотношений хотя бы с профильными экспертами от общественных организаций, Координационного совета при главе, то мы могли бы сделать более детальный и объективный анализ. В личной беседе с Галиной Демьяновной я еще раз попросила идти нам на встречу, стать более открытыми и постараться вместе искать эффективные пути взаимодействия.
Надеюсь, была услышана, по крайней мере, тон нашего диалога был достаточно позитивным – насколько я правильно оценила ситуацию, в «СТНГ» также не заинтересованы в том, чтобы задолженность крупных потребителей оплачивали население и малый бизнес.