Экономика 16:50 / 21.3.2017 Просмотров: 3866

Виктор Станиловский: наша задача — остановить отток населения

  • Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Нерюнгринский район должен стать драйвером развития Якутии. Во всяком случае, так уверяет руководства республики, говоря о грядущем «динамичном развитии региона». В качестве аргументов приводится приход в Южную Якутию таких крупных промышленных игроков, как «Колмар», «Газпром», «Транснефть». Правда, что конкретно от этого получит якутянин — тот же житель Южной Якутии, говорится не очень убедительно.

Да, с приходом промышленных игроков идут налоговые отчисления — но по действующему законодательству они поступают централизованно в республиканский бюджет. Да, создаются рабочие места — но все в промышленность работать не пойдут. Тем более сегодня эти компании вряд ли смогут предоставить большое число рабочих мест — бизнес, несмотря на объемы, всегда стремится оптимизировать затраты.

Пожалуй, одна из возможных точек роста в районе — это развитие отраслей, сопутствующих промышленности. В первую очередь это малый и средний бизнес. Будет работа — будет и перспектива оставаться здесь, в Якутии. Будет расти население — будет и перспектива для предпринимательства. Вопрос в том, как как местные власти способствуют тому, чтобы местные предприниматели были в плюсе от прихода крупных игроков в район? На эту тему мы поговорили с главой Нерюнгринского района Виктором Станиловским.

- Виктор Николаевич, каковы на сегодня показатели по добыче угля — основного промышленного ресурса в вашем районе?

- Действительно, основной крупный бизнес в Нерюнгринском районе — это добыча угля. Это такие компании, как «Мечел», «Колмар». Мы сегодня добиваемся того, чтобы крупный бизнес начал развиваться быстрее, чтобы мы добывали больше угля. Если в прошлом году мы добыли угля около 17 миллионов тонн, то в через два-три года планируем перейти рубеж в 20 млн тонн. Планируем выйти на 30-ку — это не за горами. Это при том, что рынок потребовал большее количество угля, и цены на угольную продукцию возросли. Так что планы по развитию района большие. Причем перспектива у нас очень высокая — мы заходим на очень длительный срок по добыче угля. У нас просматривается очень серьезная работа по добыче железных руд. С развитием промышленности предприятия активнее развернут программу по привлечению молодых кадров — например, очень нуждается в кадрах компания «Колмар». Мы сегодня понимаем, что все рабочие места, вновь создаваемые на угольных предприятиях района, - это высокооплачиваемая и интересная работа. Это позволит молодым кадрам и приобрести жилье, и путешествовать в отпуск по России и за рубеж, и многое другое.

- Развитие угольной промышленности — это хорошо. Но все шахтерами не станут, а у моногорода есть как плюсы, так и минусы. Опасность в том, что на одном только угле должного развития район не получит — нужно развивать другие направления. В первую очередь это малый бизнес.

- Приведу пример. В угольной отрасли работают машинисты экскаваторов, водители, машинисты буровых станков, машинисты-взрывники, шахтеры и так далее. По всем канонам на одного работника производственного персонала нужно от пяти до семи работников вспомогательного направления.

Человека, который трудится на основном производстве — например, шахтера — нужно кормить, возить, учить его детей, обеспечивать его одеждой, плюс предоставлять ему разные услуги — прачечные, химчистки и т. д. Поэтому на вспомогательных работах у нас как раз и завязан малый бизнес.

Малых предприятий у нас довольно много, посмотрите: клининговые услуги, обеспечение питанием, бани, прачечные, химчистки. Это услуги по транспортировке, гостиничный бизнес. Помимо этого, у нас малый бизнес выпускает товары местного производства. Это и колбаса, и минеральная вода, и пекарни, которые готовят весь перечень хлебобулочных изделий.

- Есть такая проблема, что зачастую компания заходит в район полностью со своей налаженной инфраструктурой обслуживания. В итоге мультипликативного эффекта, когда промышленность дает толчок развитию малого бизнеса на местах, нет. Компании, по сути, работают только на себя. Поэтому руководитель «Деловой России» в Якутии, глава компании «Айгуль» Флида Габбасова считает, что нужно делать так называемый входящий контракт для промышленных предприятий, обязывающий их делать заказ местным малым предприятиям.

- Я вам скажу так: сегодня балом правит рынок. Поэтому когда мы начинаем кого-то обязывать, кого-то к чему-то пристегивать, то это приводит к некоторым перекосам. Рынок должен сам себя регулировать. Если услуга выполнена качественно, если она конкурентоспособна, то будет востребована всегда. Создать условие — это, наверное, главнее, чем кого-то к чему-то к чему-то обязывать. Мы должны сделать так, чтобы предприниматели Дальнего Востока были конкурентоспособны на рынке. Приведу пример. Работа с молотка дает выигрывать заказы в Якутии предпринимателям с других регионов — с Новосибирска, Москвы, Иркутска. Но когда они приходят сюда, то понимают: ребята, мы попали.

Потому что мало просто выиграть контракт — надо привезти рабочие руки, платить всем соцпакет, предусмотренный законодательством. В результате они начинают буксовать и проигрывать. Поэтому у местного малого бизнеса есть преимущество, которым надо уметь пользоваться.

- Тем не менее, сегодня основным в районе является горнодобывающая промышленность. Какие есть планы по увеличению доли малого бизнес в районе?

ГОК "Денисовский" в Нерюнгринском районе, где ведет свою деятельность компания "Колмар"

- Мы ставим своей целью развитие местного товаропроизводства. Просмотрели всех товаропроизводителей в районе, посетили все предприятия, которые занимаются местным производством. Местное производство — это дополнительные деньги в бюджет, новые рабочие места. Помимо этого, просматриваем бизнес, занимающийся услугами. В целом готовим большие мероприятия по поддержке малого бизнеса. В первую очередь это грантовая поддержка. Мы помогаем также тем, кто уже встал на ноги.

- Вы даете гранты, это хорошо. Но, может, лучше дать не рыбу, а удочку?

- Тут вы ошибаетесь. Например, предприниматель покупает дорогое оборудование для производства. Но чтобы окупить, оправдать его, ему необходимо определенное время. Мы облегчаем ему эту задачу и даем поддержку в приобретении оборудования. Мы не даем рыбу — мы поддерживаем предпринимателя, чтобы его удочка была крепче и длиннее.

- Тем не менее, у вас идет отток населения.

- Наша задача — остановить этот отток, поскольку с увеличением производства потребуется большее количество рабочих рук. Для этого мы серьезно работаем в рамках программы Года молодежи. Сейчас организуем молодежный центр, начали работать с крупными предприятиями, которые оказывают нам шефскую помощь. Во-вторых, наши выпускники получают профориентационную работу. Например, мы знаем, что у нас на Дальнем Востоке учится 300 с лишним детей, 200 молодых ребят из района здесь, на Дальнем Востоке, служат в армии. Чтобы привлечь их обратно на работу в Нерюнгри, первые шаги мы уже сделали. Недавно в рамках правительственной делегации республики побывали в Амурской области, где я встретился с ректорами высших учебных заведений. Мы с ними обсудили вопрос того, чтобы они принимали наших ребят на целевые места для обучения и последующего направления обратно в район. Проговорили с ними о том, чтобы студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Амурской области, приезжали к нам на практику. Другая проблема — это проблема здравоохранения, где не хватает медицинских кадров. Буквально два дня тому назад я вручил ключи от семи квартир молодым специалистам, которые приехали в наш район на работу. Я готов и дальше покупать жилье медицинским кадрам, чтобы укомплектовать в первую очередь медицину.

- Между тем предприниматели говорят, что им не хватает специалистов не только непосредственно в промышленности, но и в других, сопутствующих отраслях.

- Сегодня мы понимаем, что образовательные учреждения работают с учетом рынка. Если на рынке востребованы рабочие профессии, то на них и специализируются. Мы сегодня анализируем рынок и совместно с предпринимателями оцениваем их проблемные вопросы. Мы понимаем, что везде есть проблемы в кадрах — не только в крупном, но и в малом бизнесе. Проблема берет корни из 90-х годов, когда институты пошли на то, чтобы производить модные профессии. Да, выпустили большое количество юристов, экономистов, но не выпустили большое количество инженерного состава, не выпустили рабочие профессии. Кроме того, нам нужны повара, швеи, водители, горные рабочие. В связи с этим сегодня мы работаем с World Skills и планируем где-то в конце сентября провести чемпионат рабочих профессий республики в Нерюнгринском районе. Проведение чемпионата рабочих профессий — это стимул молодым людям идти на производство. Именно шефские связи с промышленными предприятиями нам в этом помогут — чтобы школа была ближе к производству, а производство ближе школе.

Малый бизнес тоже должен самостоятельно идти в школы. Когда предприниматель придет в школу и скажет, что ему нужно столько-то хорошо оплачиваемых поваров, официантов, думаю, многие девчонки и мальчишки возьмут себе на заметку.

В целом сегодня наш район привлекателен во всех отношениях.

***

Тем временем в районе одной из главных проблем остается отток населения. На фоне прихода крупных компаний и в целом более-менее благоприятных условий (относительно теплый климат, развитая логистика) это выглядит странно и даже настораживающе. О том, как остановить его или хотя бы минимизировать, через развития того же малого бизнеса, мы поговорим в следующих публикациях.