Экономика 13:28 / 22.3.2017 Просмотров: 7283

Руки прочь от «АЛРОСА-Нюрба – продавайте ТРК «Туймаада»!

  • Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Споры вокруг возможной продажи 10 процентов акций «АЛРОСА-Нюрба» не утихают. Во вторник 21 марта депутат Ил Тумэн Виктор Федоров инициировал в обсуждение вопроса, будоражащего общественность с конца прошлого года, в формате свободного микрофона. Спор получился довольно горячим, временами переходящим в прямые угрозы в адрес власти.

На дискуссионной площадке в гостинице «Полярная звезда» собрались самые разные люди, так или иначе имеющие отношение к теме. В первую очередь это представители власти и общественность Нюрбинского района, а также журналисты и блогеры.

Напомним, власти Якутии предложили продать 10 процентов акций «АЛРОСА-Нюрба», чтобы закрыть долги по ряду долговых обязательств республики — например, по таким предприятиям, как ГУП «ЖКХ РС (Я)» и авиакомпания «Якутия».

Представители Нюрбинского района требовали, чтобы чиновники им пояснили, почему все-таки передали 10 процентов акций в собственность республики, в то время как они изначально принадлежали жителями района. Собственно, вопрос возник не просто так – «АЛРОСА-Нюрба» действительно раньше, до вступления в силу закона 131 «О местном самоуправлении в РФ» в 2003 году, принадлежала району. Просто раньше понятия «местное самоуправление» не было – все было государственным. В 2003 году тогдашний президент Якутии Вячеслав Штыров, с вступлением в силу 131-го ФЗ, добился, чтобы акции все-таки перешли от района в ведение республики.

Для нюрбинцев эта передача всегда была болезненным моментом, поскольку они считают, что именно жители района, вложившие свой труд в становление алмазодобывающей отрасли в Нюрбе (а не и не только), заслуживают того, чтобы «АЛРОСА-Нюрба» принадлежала муниципалитету, то есть им.

Поэтому, естественно, на обсуждении первым из зала в адрес власти прозвучал вопрос – как так вышло, что «АЛРОСА-Нюрба» забрали у района?

Нюрбинцы не оставляют тщетных попыток вернуть акции предприятия району

Некоторые жители вовсе считают, что республика должна вернуть акции нюрбинцам в качестве компенсации за ущерб, который наносит им алмазодобывающая промышленность. Да и в целом за то, что они — жители Нюрбы, являются правопреемниками тех, кто внес огромный вклад в развитие алмазодобывающей промышленности республики.

Но сразу отметим, что вопрос с возможным возвратом акций району – это все лирика и горечь некой утраты, которой возможно, и не было. Министр имущественных и земельных отношений Якутии Евгения Григорьева честно сказала: «Я говорю по факту то, что есть. На сегодня ситуация заключается в том, что 10 процентов находятся в собственности республики. Если рассуждать с точки зрения других жителей республики, следовательно, то, что находится на территории жителей Мирнинского района, должно принадлежать только жителям Мирнинского района. А то, что добывается в Анабарском районе, тогда должно принадлежать анабарцам».

Глава МИЗО Евгения Григорьева считает, что акции законно принадлежат республике, а не району

Второй вопрос — какова сумма задолженности ГУП «ЖКХ РС (Я)»?» Министр финансов Якутии Валерий Жондоров сообщил, что ГУП привлекал два транша от Европейского банка развития. «Задолженность ГУПа перед банком на сегодня составляет порядка двух-трех миллиардов рублей», - сообщил Жондоров.

Но этим долги ограничиваются - помимо задолженности перед Европейским банком у ГУП «ЖКХ РС (Я)» есть общая задолженность по кредиторке. По словам Жондорова, она составляет порядка семи миллиардов рублей.

Советник главы Нюрбинского района Анатолий Антонов долго рассуждал о том, как незаконно были отчуждены акции у района. Рассказывал, что это было сделано кулуарно, а не открыто, что, в свою очередь, порождает недоверие к власти. «Решение было не от Штырова, а понятно от кого», - говорит Антонов. – А тут еще дурачат народ, мол, давайте вложим эти деньги в социальные объекты! А когда денег нет, нагрузка на бюджет от этих социальных объектов еще увеличится! А этот актив-то хороший – он лежит на производстве и каждый год приносит деньги!».

Деньги «АЛРОСА-Нюрба» действительно приносит – около 1 млрд 400 млн рублей в год. Плюс перечисляет в бюджет Нюрбинского района по договору с головной «АЛРОСА» до 300 млн рублей ежегодно. 

Нюрбинцы: пожалуйста, не продавайте «АЛРОСА-Нюрба»!

Пожилой мужчина из Нюрбы вообще стал возмущаться: «Мы что, воевать с вами будем? Мы люди, у меня внуки, их надо на ноги ставить! Ну и пусть президент говорит, чтобы вы продавали – так что вы его слушаете, у вас свое мнение должно быть! Что будут завтра есть мои внуки?! Что я им оставлю? Что вообще мы все распродаем?! Пожалуйста, не продавайте «АЛРОСА-Нюрба»!».

Другой житель Нюрбы вовсе стал угрожать министрам Григорьевой и Жондоровой облить их чернилами, если те не оставят попыток продать заветное предприятие. Атмосфера в зале накалилась до предела. Депутат Иван Шамаев попытался урезонить наиболее горячие нюрбинские головы словами о том, что при таком поведении большие чины на следующую встречу вообще не придут. 

Более конструктивно и по-деловому был настроен журналист Виталий Обедин.

Виталий Обедин: если хотите срочно что-то продавать, продавайте ТРК "Туймаада"

«У нас тут обсуждение проходит под негласным слоганом «Нюрба против!» Я жителей Нюрбы понимаю, но хочу обратить внимание на то, они говорят о вещах, которых на самом деле не было, - были слова Обедина. - Эти акции по факту никогда Нюрбе не передавались. В то же время в случае их реализации мы говорим о конкретных вещах, которые теряет вся республика. А конкретно мы теряем от одного до полутора миллиардов рублей, которые поступают в доходную часть бюджета в качестве дивидендов. Понятно, что Нюрбе эти акции никто не вернет.

И понятно, что правительство в любом случае, как бы мы ни возмущались, все равно намерено что-то с этими акциями делать — то ли приватизировать, то ли использовать их как залоговое имущество. Но в любом случае средства будут использоваться для затыкания дыр. Поэтому вопрос по «АЛРОСА-Нюрба» следует рассматривать с точки зрения финансовой санации предприятий, в интересах которых вы хотите эти акции продать.

Если вы хотите отправить вырученные средства на ГУП «ЖКХ РС (Я)», то необходима нормальная, публично обнародованная программа оздоровления предприятий, на которые вы хотите эти средства направить. При этом все должно быть сделано публично – деньги должны пойти не на очередной эскадрон из 11 джипов, а конкретно на решение проблем предприятий».

Помимо этого, Обедин считает, что если республике срочно нужны деньги, есть другие возможности привлечь средства на затыкание пресловутых дыр.

«Притчей во языцех стал ТРК «Туймаада». Его балансовая стоимость – два миллиарда рублей, продать вполне можно за три миллиарда рублей. Далее, давайте отзовем деньги, которые забирает Фонд будущих поколений и непонятно как расходует – это еще полмиллиарда рублей в год. Третье: можно реализовать площадки ГУП «Комдрагмет РС (Я)», которые сегодня сдаются под объекты общепита и питейные заведения, в то время как в республике пропагандируется ЗОЖ. Это еще порядка миллиарда рублей. Добавим сюда полтора миллиарда, которые получаем в качестве дивидендов от 10 процентами акций «АЛРОСА-Нюрба» - итого мы получим минимум шесть миллиардов рублей дополнительных средств».

Иван Шамаев пытался остудить наиболее горячие головы

Виктор Федоров, подытоживая мероприятие, подчеркнул следующее.

«Я считаю, что вопрос по собственности «АЛРОСА-Нюрба» был решен 10 лет назад. Сегодня мы нашли это постановление. Госсобрание Ил Тумэн 2 ноября 2006 года выработало рекомендации, по итогам которых было предложено дать правовую акцию возможной передаче акций Нюрбинскому улусу. Резюме: правовых оснований утверждать, что указанные 10 процентов акций «АЛРОСА-Нюрба» изъяты из собственности Нюрбинского улуса незаконно, не имеется».

Вместе с тем Федоров предложил жителям Нюрбинского района подать в суд на это постановление на предмет его правомерности.

Третьим пунктом Федоров выделил отсутствие диалога между населением и властью в республике. Оно очевидно: можно, конечно, все угрозы и обвинения в адрес власти списать на нюрбинский темперамент. Но очевидно одно, и это многие признают: диалог между властью и народом налажен довольно плохо. Показательно то, что на обсуждение не пришли представители Общественной палаты Якутии, которые собственно и призваны быть тем самым мостиком между народом и властью. Большой минус ОП Якутии.

Главный вопрос – «продавать – не продавать» пока остался без ответа. «Я так понимаю, это чисто экономическая теория, - говорит Федоров. – Думаю, нужно отдать этот вопрос экспертам и получить от них заключение в течение двух недель».

Говоря об экологии, депутат подчеркнул, что нужно направлять средства от Фонда будущих поколений, а также один процент акций «АЛРОСА-Нюрба», на решение экологических проблем Вилюйской группы улусов.

Возможность передачи акций Нюрбинскому улусу не обсуждается. По федеральному законодательству приватизация имеет только возмездное отчуждение – то есть бесплатно они быть переданы не могут. Нюрбинцы в ответ заявили, что готовы выкупить акции.

Советник главы Нюрбинского района рассуждал о незаконности отчужления акций от района

Очень важный момент – поступило предложение перевести офис «АЛРОСА-Нюрба» в вахтовый поселок Накын и тем самым решить вопрос о трудоустройстве местного населения.

Комментируя предложение Обедина, Федоров сказал следующее:

«Я думаю, вопрос продажи акций «АЛРОСА-Нюрба» не стоит на первом месте. Продавать в первую очередь надо ТРК «Туймаада» - в общем те активы, которые режут глаз и не являются функцией государства. Я отправил запрос РИКу (владельцу ТРК «Туймаада» - Д.А.), чтобы предоставили информацию, что и где у них находится [на предмет возможной продажи]. Давайте смотреть, анализировать. Сейчас ситуация действительно сложная – дефицит бюджета уже подошел к тому краю, после которого мы уже не можем давать бюджетные гарантии. Государственная власть республики лишилась маневра – нам необходимо снизить дефицит».

Помимо этого, на обсуждении вспомнили про проблему того, что формально депутаты не вправе распоряжаться судьбой акций «АЛРОСА-Нюрба», поскольку их номинальная стоимость составляет два млн рублей. А все, что до 100 млн рублей по приватизации госсобственности, - в компетенции правительства республики. Законодательная поправка, предложенная депутатом Юрием Григорьевым, сводилась к тому, что чтобы снизить этот порог до двух миллионов рублей. Поправка в итоге не прошла.

Но есть и другая поправка — это предложение вносить стратегические предприятия республики на продажу только по согласованию с депутатами. Вопрос обсуждается.