«Старый город» в истории Якутска
YAKUTIA.INFO. Город Якутск, хотя и старейший город в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, но обрел он свое нынешнее месторасположение не сразу. В долине Туймааде топоры градостроителей Якутска застучали только весной 1643 г. Сюда, на Еюков луг (по имени племянника грозного якутского правителя Тыгына), были перенесены дома, целые башни и фрагменты стен ранее построенного острога.
Как известно, градоначатцем Якутска был стрелецкий сотник Петр Бекетов, который 25 сентября 1632 г. «по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии указу поставил … с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальней украине и для государева ясачного сбору и для приезду якуцких людей, а преж тово на Лене реке и в Якуцкой земле государева острогу не бывало нигде. А поставил государев новый острожек … против якуцково князца Мымакова улусу и меж иными многими улусами середи всеи земли».
Отсюда пойдут дальше на север и восток «встречь солнцу» отважные землепроходцы, которые проплывут северные реки, перевалят через хребты и выйдут на берега Тихого океана. Здесь зародится замысел дойти до реки великого дракона – Амура и привести в подданство русского царя тамошние народы. Сюда придут и первые якутские воеводы. Под их началом на долгие годы будет находиться половина нынешней Сибири и весь Дальний Восток. Недаром Якутск называли форпостом освоения российских дальневосточных рубежей и даже Русской Америки.
Наконец, здесь происходили бурные, порой драматичные события присоединения Якольской землицы к Московскому государству. Здесь приносили «шерть» - присягу царю Михаилу Федоровичу 33 якутских князца из 16 ясачных волостей. Дважды - в 1634 и 1636 гг. острог выдержал осаду дружин якутских князцов, недовольных злоупотреблениями и конкуренцией отрядов служилых людей, боровшихся за первенство в сборе «государева ясака».
Где же впервые Петр Бекетов и его казаки срубили Ленский острог, давший начало современному Якутску? Еще участники Второй Камчатской экспедиции в 1740-х гг. писали о том, что острог был поставлен в местности Чимадай в 70 верстах от Якутска. В русских же документах середины XVII в. отмечено, что острог стоял ниже по течению реки Лены «в дву днищах пути». Интересно, что среди местных намских якутов до сих пор сохранилось название местности «Ыстаарай куорат» - «Старый город». Действительно, издавна в этих местах люди находили приметы того, что здесь находился целый город. Это и рельеф поверхности земли, и находки старинных вещей, наконец, находили фрагменты деревянных конструкций. На склонах коренного правого берега Лены периодически вскрывались древние могилы людей, антропологический тип которых сразу же выдавал в них представителей европеоидов, т.е. русских, а фрагменты одежды подтверждали это.
Место, выбранное казаками, оказалось в затапливаемой весенними разливами зоне, поэтому уже через два года острог пришлось перенести на несколько километров выше по течению. Как раз в то место, что и поныне называется Чымаадай. Все это были действительно земли легендарного намского предводителя Мымака, исторической личности, сыгравшей важную роль в присоединении якутов к Русскому государству. В то время он возглавлял Намский улус, земли которого лежали по обе стороны Лены. Для его тучного скота многочисленные работники заготавливали сено на заливных лугах правобережья. Ко времени прихода русских подрастали сыновья Мымака. Первым среди них был Ника, также часто упоминаемый в русских документах. После смерти отца предположительно он унаследовал земли правобережья Лены. Ныне здесь расположен 2-й Хомустаахский наслег Намского улуса. В 1664 г. 11 «холопов» Ники Мымакова на острове Кулун-тутар выпасали и держали здесь почти 150 голов скота (Иванов В. Н. 1966; Иванов В. Ф. 1992).
Мымак и его сыновья не случайно занимали особое место среди представителей якутского общества XVII в. Именно они, пять братьев Мымаковых, в 1660 г. впервые от имени десяти якутских волостей подали в Сибирский приказ коллективную челобитную на имя царя Алексея Михайловича. Так было положено начало прямому диалогу предводителей якутов с высшей властью Русского государства.
Вскоре территория вокруг острога получила наименование Подгородной волости, где жили якуты, имевшие хозяйственные и культурные связи с населением острога, которое насчитывало в те годы до 200 человек. Во время активизации промыслов и сбора ясака население острога еще больше возрастало. Как уже отмечалось, в это время острог находился на пересечении путей, через него шли сотни служилых и промышленных людей, а затем и торговых людей, следовательно, за 11 лет своего существования на намской земле он успел оставить значительный след.
Даже когда в 1643 г. острог был перенесен в долину Туймаада, первоначальное место расположения острога, по-видимому, еще сохраняло значение как место рыбных промыслов, там оставались объекты хозяйственного значения. Население нового Якутского острога часто посещало обжитые места в Старом городище или в Старом Ленском остроге (так многократно эти места упоминаются в документах).
Как уже мы отметили выше, в последние годы здесь проводятся археологические раскопки, а в 2002 г. в Якутске состоялась Всероссийская конференция «Ленский острог и его историческое значение в освоении и в развитии северо-востока Азии», подтвердившая большое историческое и культурное значение Ленского острога.
Постановлением Правительства РС(Я) от 16 августа 2007 г. местность «Старый город» была включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РС(Я) как место основания Ленского острога, давшего начало г. Якутску.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, считаю, что на месте основания Ленского острога во 2-м Хомустаахском наслеге Намского улуса (предшественника современного Якутска) должен быть организован и проведен комплекс мероприятий по увековечению этого исторического события. Они в обязательном порядке должны включать сооружение мемориально-архитектурного ансамбля, развитие инфраструктуры и логистики территории, а также организацию объектов историко-этнографического туристического характера. Все это создаст условия для повышения культурного имиджа республики на основе продвижения такого брендового понятия, как историко-культурный форпост освоения северо-востока Азиатской России.
Главный научный сотрудник ИГИиПМНС СО РАН, д-р ист. наук, засл. ветеран СО РАН
А. А. Борисов
Источник: Эхо столицы