Кризис якутского бюджета: Доходы падают, расходы и долги растут
Якутия все глубже погружается в пучину бюджетного кризиса. Собственные доходы сокращаются, падают дотации из федеральной казны, а расходы, между тем растут. У властей республики остается одна надежда – на чудо.
Денег нет и не ожидается
По данным Управления финансового Казначейства по Республике Саха (Якутия) на 1 мая 2017 года в казну республики поступило налоговых и неналоговых доходов (включая дотации) 46,9 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года недобор составляет уже 14,3 млрд рублей.
Для справки: на 1 мая 2016 года в бюджет республики поступило 61,2 млрд.рублей.
Как видите, темпы падения доходов бюджета не сокращаются, а наоборот увеличиваются. Я уже писал, что по на 1 апреля недобор составлял около 10 млрд.рублей. Если раньше он был около 25%, то сейчас превысил 30% доходной части. Такая нехорошая тенденция начинает беспокоить уже всерьез.
Если в прошлом году напряженная ситуация с бюджетом была вызвана завышенными ожиданиями якутских чиновников, тогда как с поступлением налогов все было нормально. То в этом году ситуация кардинально другая – денег просто нет. Физически. Неизвестно, когда будут и будут ли вообще.
Фактически, по доходам на 1 мая мы вернулись в 2012 год. Напомню, в 2012 году доходная часть бюджета республики составляла 125,9 млрд.руб., собственный налоговые и неналоговые доходы – 67 млрд.руб., дотации – 58,9 млрд. руб.
Самый серьезный провал в сборе налогов произошел в налоге на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков – минус почти 8,2 млрд.руб. В прошлом году на эту дату они перечислили в бюджет Якутии 7 млрд.руб., то в этом поступлений нет, более того, казна вернула им ранее сделанную переплату в сумме 1,2 млрд.рублей.
На мой взгляд, подобный провал с налогами КГН во многом связан с недоработкой якутских властей, ведь во многом это вопрос личных договоренностей. Например, в конце 2013 года глава Якутии Егор Борисов сумел договориться с генеральным директором «Сургутнефтегаза» Владимиром Богдановым о сохранении размера налогов компании, который она заплатит в бюджет республики на 2014 год.
Аналогичные переговоры прошли в то же время и с генеральным директором «Транснефти» Николаем Токаревым. Тогда он даже пообещал увеличить платежи в бюджет республики на 2014-2016 гг.
В начале 2016 года проблему с налогами поднимали на встрече Егора Борисова с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Как пояснил по итогам переговоров глава Якутии:
«С учетом того, что ПАО «Газпром» входит в консолидированную группу налогоплательщиков, мы достигли договоренности о заключении отдельного соглашения по тем или иным видам налогов, чтобы со следующего года определиться по объемам платежей в региональный бюджет».
Как видите, при достаточном желании проблему с налогом на прибыль по КГН решить можно. Уже решали. Но в этом году, по каким-то причинам, договариваться не захотели или не смогли. И вот результат.
Кстати, а что там по отдельному налоговому соглашению с «Газпромом»? Налогов-то ведь не видно.
Не отстают от КГН и республиканские организации – недобор по налогу на прибыль составил почти 6 млрд.рублей. На 3,5 млрд рублей снизились федеральные дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. По остальным федеральным дотациям и субсидиям также отмечено снижение поступлений, но суммы сокращений там не так значительны.
Нет также денег на переселение от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». В прошлом году к 1 мая от нее пришло 2,1 млрд. рублей, а в этом году наоборот бюджет республики вернул ей 591 млн. рублей
Рост поступлений от налога на имущество, НДФЛ и НДПИ не покрывает недобор налогов по перечисленным выше позициям.
В итоге мы получили такой громадный недобор доходов бюджета.
Секвестр на 5, 7 или 15 %?
Тенденция роста недобора привела к тому, что размер планируемого секвестра бюджета республики увеличивается прямо на глазах. Еще в конце апреля 2017 года первый зампред правительства Якутии Алексей Колодезников утверждал:
«Для сбалансированности бюджета практически все госпрограммы республики будут сокращены в пределах 5%».
А в своем последнем интервью в середине мая, председатель правительства республики Евгений Чекин говорит уже о 7 % секвестра.
«На самом деле ситуация с бюджетом сложная. Она требует перераспределения бюджетных средств, что предполагает сокращение до 7% по всем госпрограммам за вычетом условно защищенных статей».
Поэтому сказать сейчас, насколько в итоге будет сокращен бюджет республики на майской корректировке, довольно затруднительно. Но такая динамика сокращения начинает уже пугать население. Напомню, в начале прошлого года планировалось сокращение раздутых расходов бюджета на 15 %.
Размещение в мае этого года облигаций республики на 5 млрд.рублей чуть снимет остроту проблемы, но только и всего. Зато какой ценой – увеличение и без того немалого госдолга Якутии еще почти на 10 %.
Поступление в июне-июле больших дивидендов от АЛРОСА и АЛРОСА-Нюрба немного выправит ситуацию с доходной частью, но не более того. Никаких кардинальных улучшений эти деньги не принесут. Только немного притормозят динамику.
Наибольшее беспокойство вызывает даже не сама сумма недобора доходов, а динамика увеличения. На мой взгляд, темпы роста сильно высокие. Фактически сейчас по доходам мы живем в 2012 году, а по расходам в 2017 г. Если в 2012 году расходы на 1 мая составляли 40,6 млрд.руб. то в этом году – уже 52 млрд.руб. И дефицит бюджета нарастает. Для финансирования дефицита правительству Якутии пришлось привлечь бюджетных кредитов на 7,3 млрд.рублей.
Если тенденцию к сокращению доходов переломить не удастся, то, боюсь, это окажется не последний секвестр бюджета. И депутатам уже осенью придется еще раз сокращать расходы казны.
Что называется, приплыли…
После нас – хоть потоп
Если ситуация с таким катастрофическим недобором собственных доходов бюджета не нормализуется в ближайшем будущем, то резко обострится проблема с государственным долгом Якутии. И он уже перестанет быть, как утверждает глава республики Егор Борисов, «небольшим и управляемым».
Как я уже сказал, по доходам бюджет Якутии сейчас находится практически на уровне 2012 года – по данным Минфина РС(Я), на 1 мая 2012 года в бюджет республики поступило 43,2 млрд.рублей. Сейчас – 46,9 млрд.рублей. Цифры, как видите, довольно близкие.
Но в 2012 году госдолг республики составлял 14,8 млрд.рублей, а сейчас, на 1 мая 2017 года, без учетом новых облигаций, уже 48,6 млрд.руб. Лимит по концу году установлен вообще в размере 51,8 млрд.рублей. Еще раз напомню – в 2012 году собственных доходов у республики было 67 млрд.рублей.
А это значит, что если существующая тенденция с недобором собственных доходов сохранится до конца года, то госдолг моментально прекращает быть «небольшим и управляемым». И может составить около 80 % собственных доходов республики. В таком случае республика вылетает из, как сказал Егор Афанасьевич, «самой благополучной группы регионов с высокой долговой устойчивостью (где долговая нагрузка не превышает 50% от собственных доходов)» и приземляется поближе к Амурской области. В группу регионов с неустойчивой долговой нагрузкой. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде особого контроля федерального Минфина и сокращением милых сердцу, но совершенно необязательных расходов бюджета Якутии. На всякие там Лямпушки и прочие радости.
Кстати, рассказывая жителям Якутии об «удобном и комфортном» уровне госдолга республики, а так же малых расходах на обслуживание, Егор Борисов постеснялся сказать о небольшом факте. По данным Минфина РС (Я), график погашения долга соствлен так, что пик платежей по нему приходится на 2019 год – после окончания срока полномочий Егора Афанасьевича на должности главы Якутии. То есть расхлебывать всю эту задолженность придется уже новому руководителю РС(Я).
Напомним, за то время пока Егор Борисов находится во главе республики, госдолг региона увеличился на 33,7 млрд рублей – с 14,9 млрд рублей до 48,6 млрд.рублей. Более чем в 3 раза. И это не предел.
После нас – хоть потоп.
В эту логику прекрасно укладывается и продажа акций «АЛРОСА-Нюрба». При сокращении уровня федеральных дотаций первостепенное значение приобретают собственные доходы бюджета. Эти акции приносят стабильный значительный доход – только в прошлом году он составил 1,8 млрд.рублей. После продажи бумаг, источника живых денег не будет, а значит и сократится база будущих неналоговых поступлений в казну республики. Но о том, как будет наполняться бюджет будущего и последующих годов никто не думает. Только здесь и только сейчас.
P.S. Есть еще один способ решения бюджетного кризиса – оптимизировать (не сократить, а именно оптимизировать) расходы и повысить их эффективность. Но мы прагматики, и потому фантастические варианты не рассматриваем. Нынешняя якутская власть на такое не способна в принципе.
От слова «совсем».