Кысыл-Сырский капкан: газовое сердце Якутии превращается в поселок-призрак
YAKUTIA.INFO. Центр газовой промышленности Якутии — поселок Кысыл-Сыр в Вилюйском районе — оказался в подвешенном состоянии. Некогда крупный и развитый населенный пункт, сегодня он медленно умирает, рискуя превратиться в поселок-призрак. Это при том, что здесь работают одни из самых крупных и успешных промышленных компаний республики.
В рамках проекта «Якутия.Инфо-районы» мы побывали в газовом сердце республики, чтобы выяснить чаяния и тревоги местных жителей.
МЕДВЕДЕВ, «ЯТЭК» И КИН-ДЗА-ДЗА
Кысыл-Сыр находится на территории богатейшего и уникального газоконденсатного месторождения России — Средне-Вилюйского. Месторождение обеспечивает голубым топливом всю Центральную Якутию. По некоторым оценкам, запасов месторождения хватит как минимум на ближайшие 50 лет. Месторождение обладает особенностями в виде естественного природного давления, вследствие чего газ бежит по трубам без искусственного усиления в виде компрессорных станций, а значит без дополнительных расходов. Кроме того, оно богато природными примесями в виде метана и пропан-бутана, что дает бонусную возможность синтезировать из него топливо.
Кысыл-Сыр – поселок городского типа на правом берегу реки Вилюй, второй по численности населенный пункт Вилюйского района. Возник в 1960-м году как поселок геологов, которые исследовали здешние залежи газоконденсата.
Вопросами будущего и настоящего Кысыл-Сыра пропитан воздух — это заглавные темы для всех местных жителей. Разговоры от погоды сразу перетекают к «ЯТЭКу», группе «Сумма» и доходят до высших сфер — к Медведеву и американцам.
Своя логика в этом есть. Несколько лет назад Средне-Вилюйское месторождение, принадлежавшее «Якутгазпрому», приобрела «Якутская топливно-энергетическая компания» («ЯТЭК»). «ЯТЭК» в свою очередь, принадлежит группе «Сумма» братьев Магомедовых, известных дружбой с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым.
А между тем поселок напоминает собой планету Плюк из галактики Кин-дза-дза с постапокалиптическим пейзажем.
Заброшенные дома, куча ветхих двухэтажек, пыльные песчаные дороги, груды мусора и металлолома — присутствие рядом богатого промышленного гиганта на жизни поселка никак не отражается.
НАЛОГИ В МОСКВУ, А ДЛЯ АБОРИГЕНОВ СТАДИОНЫ
Во многом это объясняется тем, что поселок содержать не на что. Виной всему пресловутое «несовершенство федерального законодательства» - самые большие налоги не остаются на территории добычи, а уходят в центр и республику. Поэтому в поселке остаются крохи. Хоть «ЯТЭК» и зарегистрирован в Кысыл-Сыре, налог на добычу полезных ископаемых он оплачивает не здесь.
«Да, зарегистрирован, а толку? Несмотря на то, что на территории Кысыл-Сыра находятся крупнейшие предприятия республики – такие как «Сахатранснефтегаз» и «ЯТЭК», бюджет поселка дотационный. При общей сумме бюджета в размере 42 миллионов за счет НДФЛ и местных налогов – в том числе за счет «ЯТЭК» - формируется 18 миллионов рублей. Остальное компенсируется субвенциями. При таком мизерном бюджете мы не можем полностью содержать поселок, как он того требует», - говорит глава Кысыл-Сыра Николай Салимоненко.
Между тем численность поселка катастрофически уменьшается.
По словам Николая Салимоненко, почти 100% населения стоят в очереди в программе по выезду с Крайнего Севера. Многие хотят уехать отсюда. Большинство живущих здесь не являются коренными жителями и стремятся вернуться на родину предков – туда, где могилы отцов. Но сделать это не могут и вынуждены жить здесь и надеяться либо на программу переселения, которая не работает, либо на светлое будущее. Некоторым ехать некуда, никто их нигде не ждет, и свою судьбу они связывают с Кысыл-Сыром. И все надеются, что у них будет работа, газ, тепло и какие-то соцгарантии.
Впрочем, со слов самих жителей, уехать хотят далеко не все. Например, уроженец Кысыл-Сыра Иван Кайкы учился и работал в Якутске, жил в Москве, в Ленске, но вернулся домой, в родной поселок. «В гостях хорошо, а дома лучше. Тут у меня семья, друзья, а там нас никто не ждет», - говорит Иван. Елена Лазебная живет в Кысыл-Сыре с раннего детства и уехать никуда не может и не хочет. Участник «праймериз» на пост главы поселка Галина Потапова, возможно, и уехала бы, да, судя по всему, некуда. Жительница поселка Оксана Редькина уезжать не хочет — нет ни возможности, ни желания. 85-летний Эдуард Моцный уезжать тоже не собирается – жена и дочка умерли, а ему ехать некуда и не к кому. Общий настрой таков: «Кому мы там нужны?»
Ситуация усугубляется тем, что в поселке никудышные зарплаты, а промышленные компании вроде того же «ЯТЭКа» регулярно проводят оптимизацию. Но временами «ЯТЭК» и власти дают людям мифическую надежду. Особенно количество обещаний развить промысел, понастроить социальных объектов и увеличить зарплату увеличиваются в предвыборный период.
В подтверждение сказочных обещаний даже построили стадион с резиновой беговой дорожкой. Правда, разместили этот символ светлого будущего на отшибе вдали от школы и других спортобъектов. Как будто специально, чтобы сюда никто не ходил и не изнашивал покрытие — ведь объект стоит на балансе «ЯТЭК». А если бы его построили на месте старого стадиона, то туда бы непременно ходили бы со всего поселка. А зачем это надо? Ведь придется обслуживать.
Помнится, была серия в «Симпсонах» - в ней рассказывалось об африканском диктаторе Мунту, который построил стадион и по всей стране висели агитационные плакаты со слоганом «Мунту строит стадионы».
Вот и сейчас Кысыл-Сыр готовится к осенним выборам. Главный кандидат на пост главы Петр Кузнецов — сотрудник «ЯТЭК», идет на выборы с лозунгом - «ЯТЭК» - вперед!
ВЯЛОТЕКУЩЕЕ И ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ИЗДЫХАНИЕ
Судьбы жителей поселка, ставших заложниками разборок между газовыми гигантами, правительствами и международной политики, никому не нужны. Сложная запутанная ситуация с застрявшими в Кысыл-Сырском капкане людьми никем никак не решается. Судя по всему, она должна рассосаться естественным путем — через кладбище. Кто-то все-таки уезжает самостоятельно, кто-то покидает этот мир. Население потихоньку тает, и лет через «дцать» достигнет оптимального размера для вахтового поселка, который будет обслуживать добычу. Сколько человек для этого нужно? Тысяча? Пятьсот? В основном мужчин молодого возраста.
Не нужны ни детские сады, ни больница, ни школа, ни полиция. Достаточно фельдшерского пункта и столовой.
А ведь когда-то поселок знавал «популяцию» в 13 тысяч человек! Это больше, чем сегодня проживает в Вилюйске. Здесь было все необходимое — социалка, производство, развлечения. И разве это не естественно, когда вокруг источника блага процветает местность? В нашем же случае местность чахнет.
Ситуация по логике должна развиваться в каком-то одном из двух направлений: либо поселок должен процветать на налогах и газовой ренте, либо закрыться как муниципальное образование, и не мучить ни себя, ни бюджет республики своей нагрузкой. Однако мы видим вялотекущее и дорогостоящее издыхание. Государство вместо того, чтобы ясно и конкретно сказать, что по законам физики, экономики, математики и природы поселок развиваться не будет и надо уезжать, внушает сказку о развитии, усугубляя проблему. Возможно лет пять-десять назад люди бы могли выехать, а не оставались бы ждать, надеясь на чудо.
Чудо имеет три варианта. Первый — неожиданно все налоги переместятся из Москвы в Кысыл-Сыр и тогда естественно пойдет развитие. Второй — местные жители неожиданно станут мощными хозяйственниками, возьмут кредиты и начнут открывать фермы, цеха, туристические кемпинги и будут успешны. Третий — политики и топ-менеджеры исполнят свои обещания.
А лживые речи политиков о светлом будущем нужны лишь для того, чтобы получить голоса на выборах. Но почему-то люди продолжают им верить. Они пишут им письма, просят, убеждают, доказывают. Письма идут и депутатам, и главам, и в прокуратуру, ну и, конечно, Путину.
***
В общем, и ни туда, и ни сюда. Ждем, пока все само рассосется. А пока Кысыл-Сыр служит ярким примером того, по какому сценарию может в целом пойти «динамичное развитие республики», если в Якутии всё будет в угоду только недропользователям-капиталистам.