Культура 12:01 / 14.9.2017 Просмотров: 12264

Сергей Лобан: "Российское кино слишком перепродюсировано"

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. В жюри основного конкурса недавно прошедшего Якутского международного кинофестиваля был известный режиссер авторского кино Сергей Лобан. Автор ставших культовыми лент «Пыль» и «Шапито шоу» в своем интервью рассказывает о своих впечаллениях от работы на фестивале,  рассуждает о том почему продюсерское кино зашло в тупик, а также вспоминает о том как создавались его собственные картины.

Почему тебя привлек ЯМКФ?

Мне вообще интересен любой «экспириенс» и если нужно ехать куда то далеко, то я очень это люблю, да вообще то  даже если и не так далеко. И я уже давно никуда не ездил, поэтому согласился. К тому же, другая причина  это пресловутый феномен  якутского кино - было очень любопытно глянуть, как тут обстоят дела. И хотя я   не успел хорошо познакомиться с местным кино, но все же кое что увидел.

Что можешь сказать о фестивале, ведь тебе есть с чем сравнить.

Фестиваль хороший. Он скромный, очень такой «фрэндли». Здесь нет огромного количества программ, но вот могу отметить, что очень здорово, что большинство показов бесплатные – это всегда большая редкость.  Организаторы, конечно молодцы, я вижу, к тому же  как хорошо работают волонтеры. И, конечно, Алексей Медведев, как программный директор, очень правильный  отборщик. Это человек, у которого очень хороший вкус. А ведь качество представленных на фестивале картин, зависит как раз от личности отборщика, программного директора. И если с отборщиком все в порядке, то и с фестивалем все в порядке. Иначе – это просто катастрофа –   жюри нечего отбирать, а публике не понятно куда идти…И Алексей молодец. И это касается и жюри, все люди очень приличные.

Какие впечатления от программы?

Все фильмы классные. Казахский фильм немного странный («Тараз», режиссер Нуртас Адамбай), но в тоже время своей «странностью»  он  в принципе поражает. И все эти картины, как говорит Алексей, они объединены темой глобального мира и этнической обособленности.

«Аритмия» Бориса Хлебникова все же выходит за эти рамки.

Да. Но России, видимо, просто нечего больше предложить (смеется) то, что можно было бы отправить на какой-нибудь фестиваль. Скорее всего, так. Поскольку у нас, что то слабо в последнее время с кино и я не знаю с чем это связано.

Так  вот переходим как раз к этой проблематике. Почему на твой взгляд есть проблемы с кино в России?

Мне немного стыдно давать какие - то оценки, ставить какие-то диагнозы, поскольку я сам в последнее время ничего не делаю в кино. Но у меня создается такое ощущение, что вся эта отрасль перепродюсирована. Это все история, которая связана с большими деньгами, с Фондом кино или министерством культуры. Я так понимаю, что никто не хочет браться за проекты без участия государственных денег. Не хватает такого любительского драйва. Если даже кто то снимает арт хаус, то скорее всего это тоже будет какой то дорогой, сложный  проект, в котором будет участвовать продюсер, поскольку его где то нужно будет потом удачно  прокатить.

Что-нибудь можешь вспомнить в этой связи?

Например, я видел один проект под названием «Городские птички» (режиссер Юлия Белая)и причем у меня была возможность увидеть его в первоначальном варианте, в первой сборке. И это был фильм, просто  очень хороший, какой то нежный. Это был дебют. Он рассказывает о девочке, которая работает в хостеле и причем он основан на собственном опыте этого режиссера и поэтому все это было очень реально, очень лично. Там было три новеллы, с разным ритмом, ощущением, но в целом все складывалось в очень хорошую картину. Например,  примерно в тоже время вышел фильм «Про любовь» ( режиссер Анна Меликян), который победил на «Кинотавре» - так вот он  мне показался полной ерундой по сравнению с этой работой. Был очень хороший проект. Но потом продюсеры его перемонтировали,  сделав истории параллельными и в итоге получилась   каша. И его не взяли даже на «Кинотавр» И в прокате он не собрал ни рубля. Как так можно? И эту девочку-режиссера тоже переубедили, что все так и нужно было сделать. У нее был авторитет  режиссер Алексей Попогребский, который ее как раз и переубедил. Но мне все же кажется, что так не правильно. Именно режиссер больше остальных понимает, чем он занимается. Я имею в виду не каких то приглашенных режиссеров, а именно тех, кто ведет проект. А продюсеры считают, что они знают всегда больше всех. Но если так, то пусть сами и снимают.  Все их видение   и все что касается проката – это все наоборот. Никто не знает, что будет работать в прокате, а что нет. Они опираются на какие то старые модели, которые когда то сработали.  Например, продюсер «Левиафана» Александр Роднянский выложил эту картину в сеть и это сработало как реклама. Он хорошо прошел в прокате. И многие стали это повторять, но далеко не всегда это  работало.

А какова была  судьба твоего «Шапито шоу»?

От нас отказались все. Нам предлагали максимум 40 копий. И мы прокатывали картину вообще без прокатных компаний, при помощи Максима Кузьмина и договаривались   напрямую с кинотеатрами.  Кое-как  пробили 200 экранов. Мы придумали такую смешную схему, когда картина шла отдельными новеллами и в разное время ( «Шапито шоу» состоит из четырех новелл, общей длительностью в 207 минут (прим.авт.)). И поэтому это был такой «экспириенс» (смеется). Некоторые так целиком этот фильм и не посмотрели, а кто то посмотрел в обратном порядке.

Удалось собрать тогда кассу?

Да, фильм  все же собрал миллион долларов при бюджете в два миллиона. Но для такого проката, как был у нас - это очень много. Ведь у нас не было даже никакого рекламного бюджета. Но может сейчас, учитывая продажу прав на телевидение, он и окупился. И, кстати, был еще один смешной эпизод. Ведь мы пошли к Михалкову, поскольку   Марине Потаповой (сценарист картины и участник объединения свои2000 (прим.авт))  очень хотелось с ним подружиться. И, когда представилась такая возможность   мы к нему пришли. Причем фильм ему понравился, и он предложил нам помочь с прокатом, спросив сколько нам нужно денег. Мы ответили – три миллиона. Он переспросил – «Рублей?». Получив кивок в ответ, он засмеялся и сказал, что будет  лоббировать наши интересы в Фонде кино. Но  наши  продюсеры, которые были настроены очень антигосударственно отказались от идеи такой поддержки. Почему то они считали, что любая госпомощь это вред. И так мы остались предоставлены сами себе.

Как тебе, как режиссеру удалось отстоять свой фильм. Сделать так, чтобы продюсеры его не изрезали?

На самом деле это была жуть… Я именно поэтому отношусь к этой теме очень болезненно. В случае нашего фильма – это был очень сложный продукт. Его понять просто так, с ходу нельзя. И когда продюсер говорит тебе так – давайте оставим только одну историю, оставим только новеллу «Про любовь» и предлагает  оставить только ее, вставив в нее несколько эпизодов из других новелл. Я подумал, что это шутка такая. Но у нас были дружеские отношения и поэтому мы за грани не выходили. Но психологически было тяжело. Меня попросили сделать короткую версию, чтобы увидеть, как это будет. Я честно сделал, где то часа на два и там была сохранена структура фильма . А продюсеры поняли так, что я над ними издеваюсь. В общем ситуация была сложной. Мы не разговаривали друг с другом. А потом я и Марина дали какое то интервью, после которого продюсеры совсем обиделись, хотя мы ничего такого не подразумевали. И началось что то немыслимое. Просто ад. Помирились мы только когда получали премию на фестивале. И я еще раз повторяю, что очень болезненно к этому отношусь и понимаю, что много проектов было загублено таким образом.

Да тут вспоминается история «Однажды в Америке». Его тоже сократили, урезали и в итоге он провалился. И только когда вышла режиссерская версия и стало все понятно, фильм стал культовым. Но тебе все же удалось отстоять свою работу?

Там уже была такая ситуация - либо фильм выходит, либо проект закрывается и не ясно кто его будет делать. Поэтому я все сделал и они оставили, так как есть. А вообще, мы, как авторы, его переделывали и додумывали очень долго. 

А если вспомнить «Пыль». Его вы сняли вообще  за три тысячи долларов и без продюсеров.

Мы его все снимали и снимали. Марина написала сценарий за неделю и персонаж Мамонова собственно, и был написан на опыте общения с ним. Мы поехали к нему в деревню, а живет он в Верее. Поехали туда просто так на электричке с камерой. А тогда у нас как раз появилась новая камера CANON XL1 – это просто космос был по тем временам. И вот нас встречает его жена и с порога выдает - «Ой горе то какое!». И мы поняли, что все уже очень плохо. Мамонов  как раз до этого прогнал журналистов «Аргументов и фактов», а тут приехали мы из программы «До шестнадцати и старше» и вообще без приглашения. Он вышел, очень страшно на нас «наехал», сказав «До свидания». А это как раз был один из первых дней, когда он уверовал. Он сидел там  читал Писание и у него происходили какие то изменения в это время. И может  как раз  поэтому он не стал усугублять и прогонять нас. Спросил о чем наша передача. Мы рассказали, и он немного заинтересовался, а потом говорит «Доставай камеру!».  Мамонов оказался таким фанатом всех этих приборов и у него тоже была неплохая модель, но когда он увидел нашу – он просто зафанател (смеется). Там у нас получилось около полутора часов материала и как раз монолог Мамонова в фильме - это почти пересказ некоторых моментов этого интервью.

То есть роль писали сразу под Мамонова.

Да. Но он сначала, конечно, отказался. Мы поехали опять в Верею и встретили его на рынке, и он нас послал. Мы, тем не менее, снимали в течении года-двух и искали замену Мамонову. Даже Александра Лаэртского хотели пригласить. Мы с ним подружились. Он очень интересный человек и   даже согласился, но объективно   не подходил. И в итоге мы ему не перезвонили. Был вариант Мирослав Немиров (группа Инструкция по выживанию). Но в конце концов  нам удалось подсунуть Мамонову хорошую статью о нас и вместе с ней  сценарий фильма и к тому же предложили гонорар в две тысячи долларов за два съемочных дня. И он, подумав, что все равно этот фильм, видимо, никто не увидит, да и потому что ребята мы по его мнению  нормальные, согласился. У нас тогда не было большого опыта, но было большое желание снимать и когда Мамонов  пришел к нам на съемочную площадку, то ему показалось, что у нас все происходит очень быстро и ему это понравилось -  он все время приговаривал какие мы молодцы. И   на второй съемочный день он предложил нам делать вместе спектакль. Это тоже была отдельная эпопея…

И ведь «Пыль» удалось еще и прокатить.

Да, он шел в кинотеатре «35 миллиметров», на большом экране. Мы крутили его с ДВД. И это было тоже полное безумие – он собрал за две недели 40 тысяч долларов (при стоимости в 3 тыс. долларов). Такого никто не ожидал и мы в первую очередь. Тому же Хлебникову с его «Коктебелем» такого и не снилось… К тому же фильм  взяли на Московский фестиваль и это  в свою очередь сыграло свою роль в том, что нас взяли в 35 миллиметров. Потом мы еще шли в «Иллюзионе», но там было по спокойнее. Но все равно   было очень круто.

Да, хороший пример того, как независимое кино может делать кассу.

И, конечно, присутствие Мамонова сыграло большую роль. Он к тому времени уже давно нигде не появлялся и люди хотели его увидеть.

Чем ты занимаешься теперь, почему ничего не снимаешь?

С нами (студия  СВОИ2000) - ситуация особенная. Мы никак все в индустрии - то есть у меня нет такого чувства, что я режиссер и должен совершенствовать свои режиссерские качества и снимать то одно, то другое. Я себя чувствую как художник ситуационист. Была определенная ситуация с «Шапито шоу» и мы ее решили. К тому же мы очень долго, на протяжении 13 лет находились вместе с Мариной Потаповой,  все делали вместе… И это видимо утомляет.  К тому же в организме каждые 12 лет меняются все клетки и уже сложилась такая ситуация, что нас уже в конечном счете мало что объединяло. И мы расстались. Спокойно, без ругани. До этого мы были частью  сложного организма и мы четко понимали «мессэдж», который мы несли.

А с другими не пробовал сотрудничать?

Идеи какие то есть, но чтобы они дошли до какого то состояния. Пока нет.

Это даже не вопрос денег?

Нет. Об этом и речи пока не идет. Периодически продюсеры спрашивают, но пока ничего нет. Я думаю, если появится что то стоящее, то вопрос со средствами, как-нибудь можно будет решить. Сейчас чтобы выживать снимаю рекламу, и есть один театральный проект. Он был такой разовый, но может мы его разовьем…

Хорошо. Будем ждать…но особенно нового кино.

Справка ЯИ  Сергей Лобан родился в Москве. Окончил Московский институт электроники и математики. В 1995 году основал андеграундный клуб на заброшенном дебаркадере у набережной Москвы-реки, на два года ставший центром неформальной культуры. Работал режиссёром на канале ОРТ в программе «…до 16 и старше». Тогда же познакомился со сценаристом  Мариной Потаповой. Вместе  они основали творческое объединение «СВОИ2000».  В 2005 году режиссёр закончил фантастическую драму «Пыль», которая  ,  впоследствии завоевала множество призов, в том числе первый диплом жюри российской кинокритики на XXVII Московском международном кинофестивале, . В 2010 году снял фильм «Шапито-шоу» , получивший специальный приз жюри XXXIII Московского кинофестиваля. В 2011 году стал соавтором документального фильма о Петре Мамонове, с которым сотрудничал при создании двух своих предыдущих картин. Лента получила название «Мамон-Лобан».