Тенгрианство как альтернатива исламу для тюрок?
YAKUTIA.INFO. Подобно славянскому и финно-угорскому неоязычеству, шаманизму и другим традиционным верованиям, в тюркских регионах России - Киргизии, Татарстане, Казахстане возрождается, укрепляет свои позиции и требует общественного и государственного признания тэнгрианство
Культ Тенгри завоевывает популярность в тюркских регионах России и СНГ
Группа представителей татарской интеллигенции обратилась к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой построить в Казани Тэнре-йорт – святилище верховного бога древних тюрок Тенгри (или Тэнре), чтобы «сохранить татарские обряды, традиции и молитвы».
По их мнению, «Тэнре-йорт нужно разместить в центре Казани, чтобы Тэнре и духи предков знали отношение к ним, размер его должен соответствовать его назначению». От властей республики они ожидают не только выделения участка в центре города, но и помощи в строительстве культового сооружения.
Среди авторов обращения, опубликованного 18 декабря 2014 года в казанской газете «Звезда Поволжья», – писатель из Набережных Челнов Рафаэль Бизертинов, в конце 1990-х годов начавший первым популяризировать тенгрианство в республике. «Да поможет нам Великий Дух Неба Тенгри – Бог тюркских народов!» – призывал Бизертинов, выступая на II Международном тюркологическом конгрессе в Казани в 2004 году. Еще один подписант нынешнего обращения – старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан Рафаэль Мухаметдинов, также являющийся членом Координационного совета Всемирной ассамблеи тюркских народов. На прошедшем 24–26 мая 2014 года в Казахстане Курултае тюркских народов мира он представил разработанные им принципы «обновленного тюркского мировоззрения», среди которых «культ уважения и почитания предков», а также «осознание тюрками себя как одного из древнейших народов… создавших шумерскую и другие цивилизации Евразийского континента». Об этом же Мухаметдинов писал в Facebook за несколько дней до публикации обращения по поводу строительства храма Тенгри в Казани:
«Пусть широкие круги знают, что мы, тюрки, стали культурными не тогда лишь, когда увидели арабов и Коран, а на тысячелетия раньше этого, когда наши предки покоряли Америку через Берингов пролив и помогали шумерам в их культурном росте».
Центром татарского тенгрианства стало село Камаево Высокогорского района Татарстана, известное также как Иске-Казан, то есть Старая Казань. Расположенная здесь «маленькая гора имеет магическую силу», утверждал Бизертинов, потому что «по преданиям, сюда летом приезжал Бату-хан со своей ставкой на моление Тенгри». «Начиная с 2000 года под этой горой мы стали организовывать в июне палаточный тенгрианский лагерь «Тан Батыр», куда приезжали все, кто хотел подискутировать о необходимости и значении тенгрианства, – пишет Бизертинов. – Приезжали из разных городов и районов Татарстана, из Чувашии, Марий Эл, Карачаево-Черкесии, Якутии, Алтая, из Азербайджана и Казахстана и т.д.». В итоге лагерь, среди организаторов которого был один из бывших лидеров Союза татарской молодежи «Азатлык» Рамай Юлдашев, по словам Бизертинова, «превращался в маленький союз этнически родственных народов (мини-Орда)». Группы «Тан Батыр» в соцсетях рекомендуют посетителям лагеря «активно участвовать в общественном молебне и жертвоприношении в честь Кок Тенгри, а также в культе великих предков наших народов».
Как видим, идеи возрождения тенгрианства активно продвигаются не только в Татарстане.
Так, заведующий лабораторией цивилизационной геополитики Института Внутренней Азии Бурятского госуниверситета Николай Абаев в июле 2014 года охарактеризовал себя в интервью Международному фонду исследования Тэнгри как «лирическо-романтического тенгрианца», добавив, что среди первоочередных задач поклонников этой религии – «показать, что религия ариев и тенгрианство – это одно и то же». Абаев сожалеет о том, что «общество пока не признало религию ариев», то есть тенгрианство. Одновременно он говорит об имеющейся, по его мнению, «связи тенгрианства, русского космизма и евразийства».
К «арийской теме» в последнее время обращаются ревнители древней тюркской старины и в других странах СНГ. 28 ноября 2014 года в Астане, в Фонде первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева прошла презентация этно-фолк-группы Arkaiym, которая выступает в жанре горлового пения. По мнению музыкантов, такое исполнение является «самым древним видом пения, непосредственно связанным с периодом шаманизма, зороастризма, тенгрианства». Аркаим – это древнее городище, раскопанное в 1980-е годы на Среднем Урале, которое поклонники оккультизма и некоторые археологи связывают с легендарной «родиной ариев». В настоящее время заповедник на месте раскопок превратился в место паломничества любителей эзотерики, неоязычников и т.д. Валерий Демин, популярный в 1990-е годы писатель в жанре «русского космизма», объявил Аркаим «русской Троей». Популярной в те же годы стала идея о том, что именно в Аркаиме некогда жил создатель зороастризма. При въезде на городище даже вывесили плакат «Здесь родился Заратустра!» Интересно, что название и современной казахской группы, и фонда «Наследие кочевой цивилизации», вице-президент которого Абзал Арыкбаев стал одним из создателей Arkaiym, пишутся стилизованными под латинский алфавит рунами. К аналогичным приемам прибегают с начала 2010-х годов и славянские неоязычники. Так же, как и русские родноверы, тенгрианцы сделали в последние годы Аркаим местом для регулярных паломничеств. Таким образом, за древнее городище соперничают разномастные группы неоязычников.
В России существуют уже возведенные культовые тенгрианские строения, правда, пока только в Якутии. В сентябре 2002 года в столице республики был открыт центр духовной культуры «Арчы Дьиэтэ» (в переводе с якутского «Дом ритуального очищения»), состоящий из трех конических зданий традиционной якутской архитектуры (ураса). «Первая северо-восточная ураса «Айылгы» предназначена для обучения детей национальной культуре, вторая, центральная, самая высокая ураса «Айыы» – для проведения ритуальных действий (для этого в центре имеется очаг), третья ураса «Арчы» предназначена для проведения культово-обрядовых действий», – отмечается в статье старшего преподавателя Северо-Восточного федерального института (Якутск) Любови Колодезниковой. Статья «Возрождение шаманизма на стыке веков» опубликована в 2011 году в «Научном журнале Кубанского государственного аграрного университета». Тенгрианство часто относят к разновидности шаманизма – просто Тенгри стоит выше прочих духов, с которыми общаются шаманы. В мае 2010 года в расположенной на окраине Якутска этнотуристической усадьбе Василия Атласова «Сата Таас» открылся еще один храм Тенгри. Причем, что интересно, его крыши украшены не трезубцем, как урасы в «Арчы Дьиэтэ», а крестами! Здесь чувствуется влияние популярного в 1990-е годы писателя Мурада Аджи, уверявшего, что знаком Тенгри был «прямой равноконечный крест».
Тенгрианство встречает поддержку и среди представителей истеблишмента. Например, горячим пропагандистом возрождения этой религии в последние годы стал депутат Государственной думы от Татарстана Фатих Сибагатуллин. «Тенгрианство… исконно тюркская религия, она создана тюрками. Если мы не вернемся к тенгрианству, то эффективного развития татарского народа не будет», – заявил он в июне 2013 года газете «Звезда Поволжья».
В 2005 году с заявлениями в поддержку тенгрианства и даже за включение ряда его положений в официальную государственную доктрину выступал тогдашний госсекретарь Киргизии Дастан Сарыгулов. В этой стране апология религии Тенгри приобретает роль даже большую, чем в тюркских регионах России. Бывший журналист киргизской службы «Радио Свобода» Муса Мураталиев за последние несколько лет опубликовал ряд книг, герои которых мыслят в контексте тенгрианства. «Мать моего отца, например, признавала тенгрианство», – заявил он в ноябре в интервью вышеупомянутой радиостанции. Аналогичным образом и Сибагатуллин 19 сентября в интервью изданию «Бизнес Online» рассказал, что, «его отец был приверженцем тенгрианства, несмотря на то, что называл себя мусульманином».
На протяжении нескольких лет киргизские тенгрианцы, которых насчитывается около 5 тыс., подают одну за другой заявки о регистрации своих организаций в Государственную комиссию по делам религий. Последняя из таковых имела место 11 апреля 2014 года, когда соответствующее заявление было опубликовано в популярной газете «Вечерний Бишкек», и в очередной раз завершилась отказом. Среди причин, например, в 2012 году в официальном отказе о регистрации организации «Теничирлик» тогдашний глава государственного ведомства по делам религий Абдулатиф Жумабаев называл «недопущение угроз межконфессиональному согласию и сохранение религиозной стабильности в республике», очевидно, предполагая возмущение мусульман легализацией язычества.
Больше повезло якутам: в 2011 году управление Министерства юстиции по республике удовлетворило запрос о регистрации трех местных религиозных организаций адептов дохристианской религии «Аар Айыы итэгэлэ» («Религия Аар Айыы») в Якутске и селах Сунтар и Хатын-Сысы. Экспертный совет ведомства согласился признать «Аар Айыы» религией. В мае 2014 года получила регистрацию и созданная на основе этих религиозных организаций централизованная республиканская «Аар Айыы итэгэлэ».
Фото:Vadim Zhivotovsky
Источник: НГ-Религии