Директор Сахатеатра: "Наши спектакли должны быть человечными"
YAKUTIA.INFO. Саха театр начал свой 112 сезон. Пока в репертуаре стоят как уже ставшие классикой постановки, так и последние премьеры прошлого сезона, в том числе «Төлкө» Руслана Тараховского и «Мамаша Кураж и ее дети» Андрея Борисова. О том, чего ждать театралам в новом году, а также о месте Саха театра в современном обществе рассказывает его директор Анатолий Николаев.
Сезон уже начался и в репертуаре как уже ставшие классикой постановки, так и прошлогодние премьеры. Что ждать в нынешнем сезоне, если говорить о новых постановках?
У нас театр репертуарный и репертуар довольно большой, начиная от русской и якутской классики и заканчивая мировыми шедеврами драматургии. С другой стороны, может быть, нам немного не хватает современной русской драматургии, но думаю, просто потому, что драматургия сейчас несколько хромает. Но если мы найдем что-то интересное, то, конечно, возьмемся за постановку. Если говорить о нынешнем сезоне, то он пройдет под эгидой Платона Ойунского, поскольку в следующем году исполняется 125 лет со дня его рождения. Во-первых, Андрей Борисов собирается осуществить свою давнюю мечту и поставить «Красного шамана», это великое произведение Ойунского, а Руслан Тараховский, в свою очередь, запланировал вторично заняться «Великим Кудангса». У Сергея Потапова также есть некоторые идеи в этом направлении, а помимо этого он, возможно, займется постановкой «Гамлета». А режиссер Андрей Габышев, который вернулся в Якутск, предложил поставить в Саха театре «Бесприданницу» Островского. В общем, это будет сезон классики.
Для детей также будете что-то ставить?
Мы пригласили Сашу Титигирова из ТЮЗа и Анну Гоголеву поставить светлую и добрую и очень человечную историю по мотивам якутских сказок. И она именно должна быть очень доброй. В нашем мире сейчас крайне не хватает доброты и тепла. Вроде живем, а души и тепла нет. И, кстати, у нас сейчас идет спектакль «Төлкө» и там полные аншлаги. Это, как мне кажется, все потому, что зритель сопереживает рассказанной там истории любви. Это сейчас очень нужно людям.
В прошлом году Саха театр ездил на самые масштабные гастроли в своей истории. Сейчас возьмете паузу или какие-то планы уже есть?
Пока у нас есть идея поехать на гастроли в 2019 году по федеральной программе. И если все состоится, то мы посетим наши соседние регионы – Туву, Горный Алтай, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Монголию. А сейчас нам не хочется просить у нашего правительства деньги. К тому же хочется организовать все таким образом, чтобы принести реальную пользу как своей республике, так и тем местам, куда мы поедем со своими спектаклями. Мы зачастую ездим на фестивали, но хотелось бы выезжать на полноценные гастроли, поскольку поездки только ради фестивалей - это все-таки дело достаточно затратное. А гастроли дают нам намного больше, появляется энергия и мы со своей стороны отдаем намного больше.
Чем, на ваш взгляд, сейчас живет театр в России и Саха театр, в частности?
Хочу сказать, что в последнее время все чаще ставишь себе вопрос – нужен ли вообще сейчас театр? И если нужен – каким он должен быть? У нас в России все репертуарные театры содержатся за счет бюджета. И многие считают нас нахлебниками, исходя из голых цифр. Ставят вопросы - что мы даем для развития общества? Об этом нужно думать и нашему театру – и об ответственности, в том числе, перед обществом.
Я в последнее время видел много спектаклей из разных регионов, и мне кажется, что сейчас идет какой-то творческий спад идейного театра. Может, это какое-то влияние извне. Даже наш театр, хоть он и Саха театр, но в общем-то русский театр, если говорить о школе. Вот театр Олонхо - если он будет стоять на тех основах, которые у него сейчас есть, то будет настоящим Саха театром, якутским театром. Но мы у нас в Саха театре еще держим высоко знамя русской театральной школы. А во многих других театрах это уходит.
С чем это связано?
Возможно, это некая скрытая идеологическая война, чтобы сознание нашего населения изменилось не в ту сторону. Вот все эти вещи (он показывает на мой смартфон) - они во многом также плохо влияют на наше общество.
Но ведь это имеет двоякую сущность. Можно использовать во благо, а можно и во вред. Все зависит от того наполнения, которое ты сам придаешь. И театр тоже может быть таким – можно развлекаться, а можно постигать.
Да, и поэтому театры должны работать против этого разложения человеческого разума. Наши спектакли должны быть человечными, а если мы будем показывать «чернуху», то ничем не будем отличаться от всего того, что нас и так постоянно окружает в современном мире. Поэтому в театре должны быть Чехов, Островский, Шекспир, наши якутские классики.
В 1925 году, если я не ошибаюсь, Софронов-Алампа говорил о том, что суть и смысл театра – а он говорил о национальном, то есть нашем Саха театре – разбудить в человеке уснувшие струны, чтобы увидев спектакль, он вышел оттуда другим человеком. То есть это не о неком воспитании или обучении, а именно о струнах – о чем-то большем, что есть в человеке. И это должен быть и наш путь.