Японская классика на якутской сцене
YAKUTIA.INFO. Следующий год объявлен перекрестным годом России с Японией и обширная программа предусмотрена и для культурного обмена между двумя странами. Именно в рамках этого межгосударственного мероприятия Филармония Якутии представила концерт симфонического оркестра «Симфоника Артика» с дирижером из Японии Ютой Симидзу, который уже однажды стоял в Якутске за дирижерским пультом.
На этот раз, помимо исполнения русской классики – увертюры к опере «Царская невеста» Римского-Корсакова, дирижер привез сразу три произведения японских композиторов, которые по его словам, очень редко исполняют даже в Японии. Это первый «европейский академический» японский классик Косаку Ямада и современный композитор Ясуси Акутагава (кстати, сын известного писателя Рюноскэ Акутагавы). Кстати, оба этих композитора неоднократно посещали Советский Союз, а Ясуси Акутагава даже дружил со многими известными мэтрами, чье влияние прослеживается и в его музыке. Это прежде всего Прокофьев и Шостакович. Может быть, именно поэтому прозвучавший «Триптих для струнного оркестра» этого композитора показался намного более проникновенным и близким, нежели произведения Ямады. Вот что рассказывает по этому поводу дирижер Юта Симидзу.
«Одно из произведений Косаку Ямады «Симфония» почти неизвестно слушателям и специалистам, ее партитура была найдена сравнительно недавно. Это связано еще и с тем, что после двух Мировых войн многое было утеряно. И кое-что можно найти в европейских архивах, но не в Японии. А Триптих Акутагавы, можно сказать, довольно известен в России - наверное, потому что он довольно современен. К тому же Акутагава был знаком и с советскими композиторами. Кроме того, в его музыке уже чувствуется что-то свое оригинальное. Вообще мне хотелось бы исполнять еще и других японских композиторов, особенно современных, но в Японии очень строго с авторскими правами и просто так где-то найти ноты просто невозможно. К тому же стоимость исполнения довольно высокая».
Сам дирижер, несмотря на то, что учился в консерватории в Санкт-Петербурге и после ее окончания работал в России, сейчас вернулся в Японию, где организовал оркестр в своем родном Токио, куда по его словам, он пригласил и российских музыкантов. Хотя, как отмечает он, и в Санкт-Петербурге у него есть один проект, детали которого он пока оставляет в секрете.