Что нам даст "Сакральный статус"?
YAKUTIA.INFO. «Священные места нуждаются в законодательной защите», – уверен автор законопроекта. И на федеральном уровне, и на региональном существует закон о государственной охране объектов культурного наследия, включающих в себя памятники истории и культуры. А для мест, которые издревле наделяются священным смыслом самими жителями республики, подобного закона, обеспечивающего им защиту и особый правовой статус, пока нет. Пока нет. В этом уверен инициатор законопроекта «О сакральных местах Республики Саха (Якутия)», депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Дмитрий Семенов.
Создание рабочей комиссии
18 января в парламенте республики прошло первое заседание совместной рабочей комиссии по рассмотрению закона о сакральных местах Якутии.
Сейчас в республиканских и федеральных средствах массовой информации идет активное обсуждение проекта закона, который, возможно, станет первопроходцем в правовом поле Российской Федерации, потому что в нем и понятия такого, как «сакральное место», еще не существует. Сам автор отмечает, что проработкой вопроса занимается уже 3 года.
Как будет реализовываться?
Отмечается, что будут внедрены принципы государственной охраны сакральных мест, а также создан Единый государственный реестр сакральных мест Республики Саха (Якутия). В проекте закона прописан порядок присвоения статуса сакрального места, проведения их экспертизы. Вопрос о придании местности статуса «сакральное место» будет определяться специальной экспертной группы, включающей в себя краеведа, представителя местного органа власти и других.
В законопроекте предусмотрено разделение сакральных мест на три категории по степени строгости условий охраны: в некоторых особо охраняемых территориях место должно сохраняться в абсолютной неприкосновенности от внешнего воздействия, на местах, принадлежащих второй категории разрешаются посещения и отдых, на местности, отведенной к третьей группе, допускается даже ведение традиционного хозяйства. Они называются соответственно «Заповедный режим А», «Ограниченный режим пользования Б» и «Зона развития В».
Определение Места священного значения
Новый закон должен восполнить законодательный пробел и официально определить правовой статус сакральных мест на территории Республики Саха (Якутия). Но что же можно назвать сакральным местом?
Из пояснений Дмитрия Семенова следует, что сакральное место – это место, наделяемое священным смыслом по традициям и верованиям коренных жителей республики. Для человека незнающего, пришлого может показаться, что это просто с виду ничем не примечательные аласы, горы, реки, озера, холмы, деревья и иные объекты, но местные жители с молоком матери впитывают в себя особое, почтительное отношение к местам, издавна почитающимся священными многими поколениями до них.
«Как пример, место для ысыаха, – объясняет Дмитрий Семенов. – Часто это наделенная особым смыслом местность, связанная с исконными древними верованиями якутов. И в основном во всех наслегах, в каждом из них есть определенное место, на котором местные жители издревле проводят летом ысыахи. Сейчас это место может просто находиться в черте населенного пункта или внутри лесного фонда без какого-либо официального обозначения».
«Но это просто пример, на самом деле закон покрывает гораздо больше, – добавляет он. – Мы, как народ, имеем свою веру, есть множество мест, которые имеют для нас исключительное значение. Даже просто когда едем на машине, есть определенные пункты, обычно на границах улусов и перепутьях, где принято останавливаться, чтобы задобрить духов угощениями или маленькими подарками. Это ведь тоже наш обычай, обряд, культура, традиции. Также есть множество захоронений наших предков, которые практически забыты. Есть места, где похоронены шаманы, которые нужно оберегать».
Также в качестве сакрального места Дмитрий Семенов выделил наскальные рисунки на реке Лена – творения людей прошлого, место, где определенно чувствуется история.
Сохранить в памяти поколений
Огромное значение закон будет иметь в задаче сохранения культурного наследия и истории, ведь время движется вперед, идет процесс забывания. Народный депутат Дмитрий Семенов отмечает, что крайне важно оставить историческую память, чтобы люди последующих поколений помнили, почему эта местность охраняется и защищается.
«Вот мы говорим, здесь жил Тыгын Дархан, там Эллэй, здесь старик Хоро. Примерно так и знаем по рассказам, передающимся из поколения в поколение. Но сейчас мы такие места не сможем найти, потому что везде – стройка, сам факт того, что здесь жил кто-то, пропадает», – заключает депутат.
Также он высказался о проблеме недолговечности деревянных сооружений и вытекающих из-за этого недостатках закона о культурном наследии в виде памятников: «Например, есть памятники в виде балаганов, которые защищаются законом о памятнике. Но как только этого балагана не станет, памятник потеряет свою значимость, ведь земля не имеет к нему никакой привязки. Новый закон должен также сохранять землю, чтобы подобного не случилось, он имеет непосредственное отношение именно к земле, к местности».
Туристические перспективы
По мнению парламентария, принятие закона может дать в будущем дополнительные возможности для развития туризма в республике, поможет туристам получить более полное представление о культуре Якутии, улучшит ее имидж на международном уровне.
«Мы ведь сейчас усиленно занимаемся развитием туризма, такова республиканская политика. Мы говорим о «монетизации» холода, привозим туристов в Оймякон на Полюс холода, показываем Ленские столбы, но это ведь только образцы природного наследия. А по самому факту того, что у народа есть своя глубокая история – показывать на самом деле практически нечего. Для того чтобы сохранить то, что здесь исконно существовало, мы должны задуматься об этом заранее, начать серьезно заниматься этим уже сейчас», – отмечает народный депутат Дмитрий Семенов.
Основные препятствия на пути закона
«Есть люди, которые поддерживают закон о сакральных местах, но также есть и те, которые критикуют, выступают против. Их главный вопрос: зачем нужен этот закон, чем он поможет, ведь есть закон об охране исторических памятников», – рассказывает Дмитрий Семенов.
Также существует мнение, что принятие закона может вступить в противоречие с программой выдачи дальневосточного гектара. «На самом деле в проекте закона нет никаких противоречий, которые бы помешали «Дальневосточному гектару». Наоборот, для коренных жителей этот закон должен помочь увериться в том, что исторические ценности будут сохраняться, что на охраняемых территориях не будет никаких нежелательных действий», – отмечает депутат, добавив, что особенность закона заключается в том, что он обязывает самого собственника оставлять в сохранности место, признанное сакральным.
Сложность в том числе состоит в том, что такого понятия, как «сакральные места», в правовом поле страны не существует. «Это мое предположение, что, возможно, в законодательном поле Российской Федерации могут принять понятие «сакральный». Рабочая комиссия спрашивала у меня, что если изменить название. В принципе, я не держусь именно за слово «сакральный». Можем поменять название, чтобы законопроект прошел без препятствий и заминок», – говорит Дмитрий Семенов.
Истчоник: Праламентская газета "Ил Тумен"