Культура 21:30 / 14.2.2018 Просмотров: 10275

Автор «Легенд Якутска»: значимость материала люди осознают лет через сто

  • Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Обещанная вторая часть проекта «Страшные истории Якутии» наконец увидела свет. Презентацию книги провел в минувший понедельник ее автор и составитель, журналист Дмитрий Михайлов.

Если в первом издании «Страшных историй» были собраны мистические легенды, собранные в основном из фольклора народа Саха, то вторая книга посвящена легендам города Якутска. Она так и называется – «Легенды Якутска». Что представляет собой жанр «страшилок», были ли мистические события в связи с изданием книги, к чему нужно быть готовым при работе с мистикой – об этом Дмитрий рассказал в интервью «Якутия.Инфо».

Почему ты вообще заинтересовался темой мистики?

В возрасте пяти лет я столкнулся с такой вещью, как полтергейст. Мы жили на 17-м квартале. У меня гостила соседка, она была постарше меня и уже ходила в школу. Помню, сидим с ней в комнате, как вдруг в воздух поднялся графин, смотрим – вода из него стала переливаться через край и исчезать. Мы были в шоке и наблюдали, как невидимка пьет воду. И далее графин аккуратно обратно приземлился на стол. Это единственный случай в моей жизни, который я не могу объяснить. Примерно в то же же время я у соседки увидел книгу – сборник «История привидений», там были рассказы про привидения Англии. С тех пор я заинтересовался темой мистики и начал читать литературу на эту тему.

Был ли страх?

Большого страха не было, но был интерес. Я просто пытался понять умом данное явление.

Обе книги вышли в Святки

А с чего начался проект «Страшные истории»?

Все началось в 2009 году, тогда я работал на радио. Я решил сделать к Хэллоуину шуточную тематическую передачу ужасов. Просто зачитал текст с интернета, звукорежиссер смонтировал, наложил звуки и музыку. На выходе получилась достаточно интересная передача. Тогда интернет не был развит, поэтому ее было негде распространять.

Спустя несколько лет я решил превратить это в целый проект. Где-то в 2014 году я начал делать видео-подкасты – зачитывал текст, делал фоновую музыку, картинки ставил и заливал на YouTube.

Так я сделал 10 выпусков. Потом оказалось, что это очень трудоемкая вещь, над которой либо надо работать вдвоем, либо получать за это какое-то вознаграждение. В итоге я забросил проект и стал выкладывать собранную информацию в блог. Я удивился, что многие известные рассказы стали популярными и вылезать в топы. Тут я понял, что нужно делать отдельный проект – так в 2014 году появились «Страшные истории Якутии». В 2016 году я решил, что проект созрел до бумажной версии. Самое классное, когда онлайн-проект выходит в оффлайн-зону, то есть в реал.

В чем прелесть оффлайн-зоны?

Оффлайн-зона – это прямой контакт с аудиторией и это говорит о том, что это реально состоявшийся проект. Просто болтать в сети может каждый – наши реалии это подтверждают. А сделать так, чтобы человек сходил в книжный ларек и купил твою книгу – это дорогого стоит. В книгу я решил включить самые интересные истории, вышедшие за последние годы. Еще добавил туда материалы, ранее в свет не выходившие. Первая книжка вышла самостоятельно и разошлась тиражом около тысячи экземпляров. Я продавал ее, в основном рекламируя в социальных сетях.

Окупил ли себя проект?

Часть книг мне пришлось отдать бесплатно. Но даже с учетом этого я вернул вложенные деньги и получил полутора или двукратную маржу, общий оборот составил 100 тысяч рублей. Правда, для ее издания мне пришлось брать кредит.

И тогда ты решил сделать второй проект.

Да, но я решил, что своими силами выпускать его уже будет сложно и глупо. Я начал искать спонсоров и тут меня вызвал на встречу Сэрэл Тихонов – предприниматель и общественный деятель, известный умением проводить гражданские акции. Например, это спектакль «Чипполино» для сирот, мастер-классы по еде, благотворительные акции, выезды на субботники, помощь пожилым. Я ему все рассказал: есть неплохой проект, но из-за нехватки средств он хранится в столе. Чтобы издать книгу тиражом в 500 штук, нужно около 100 тысяч рублей.

Были ли какие-то мистические вещи в связи с изданием книги?

Никакие барабашки не являлись. Но есть одна мистическая вещь – обе книги вышли в Святки, то есть в начале января. Хотя я никогда не планировал издать их именно к этой дате. Например, вторая книга была готова к первому снегу, но из-за всяких заминок она вышла только в январе.

Вторая книга формировалась по такому же принципу, что и первая? Люди пишут, а ты делаешь подборку самых интересных историей и выпускаешь ее.

Не совсем. Если первая книга была сборником якутских страшилок, то для второй я уже отфильтровал истории, связанные с городом Якутском. Это именно городские легенды, фольклор нашего города преимущественно 20-го века. У меня в этому времени появились спонсор, художник-верстальщик, корректор. Плюс еще свои работы предоставили несколько опытных авторов – это ученый-лингвист и краевед Владимир Попов, историк Виктор Дьяконов и писатель Александр Егоров (Изысканный мертвец).

Какие сложности организационного характера возникли при издании книги?

На самом деле проблем нет – книгу издать может фактически любой. Пока они выходят по-пиратски, без библиотечного идентификатора. Но это прощается, потому что книги выходят небольшим тиражом. Правда, на первую книгу я получил ISBN, потому что заключил соглашение с электронным издательством.

«Проект имеет значение как культурный памятник»

Есть электронная версия книги?

Электронная версия есть у первой книги «Страшных историй» - она размещена в «Гугл-книги» и «ЛитРес». Она уже приносит мне небольшой доход. А вообще в России культура платы за контент только зарождается. В данный момент первая книга переводится на английский язык – зарубежные издательства готовы платить неплохие деньги. Кстати, в этом плане якутское издательство «Бичик» делает ошибку, ориентируясь только на сахаязычный сегмент. Когда пишешь только на якутском, существенно сужаешь аудиторию. Возможно, поэтому первая моя книга была для многих открытием. Я удивился, а потом понял, что на русском языке эти истории еще не выходили. Во-вторых, она ушла в разные страны по одному экземпляру — в Белоруссию, Казахстан и Грузию.

Можно ли сказать, что культура самиздата возвращается?

В какой-то степени да, но в наши дни нужно делать очень много промо-акций. Мое преимущество в том, что у меня онлайновый проект стал оффлайновым, поэтому определенная аудитория у меня уже есть.

Какая, на твой взгляд, культурная значимость проекта? Чем он полезен?

Проект имеет значение как культурный памятник. То есть истории и легенды – это большой пласт современного фольклора, который захватывает и 20 век. Этот объект слабо изучен. Более того, я знаю, что всерьёз пока его никто не раскапывал. Пройдёт еще лет 20 и этот материал будет уже безвозвратно утерян. Поэтому я собираю истории и выкладываю их в сеть, чтобы эти вещи сохранились для истории. Адекватно этот проект смогут оценить только наши потомки. К сожалению, важность работы этнографов и собирателей фольклора люди могут по-настоящему оценить только лет через сто. Самый известный пример – «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем выложен сборник легенд и преданий украинского народа, который увековечен благодаря таланту писателя Николая Гоголя. Он в своих историях смог показать верования и быт украинского народа. И это безумно аутентично. Очень надеюсь, что я смогу хотя бы отчасти достичь таких же высот.

Считается, что мистикой увлекаться вредно и даже опасно. Как ты к этому мнению относишься и если веришь, то как с этим поступать?

Я согласен с этим утверждением. Чрезмерный интерес несомненно может навредить, ведь это отрицательная информация. А она имеет свойство отражаться на здоровье и на делах человека. Но все дело в отношении. Например, если бы патологоанатомы воспринимали свою работу близко к сердцу, то с ними тоже происходили бы неприятные вещи. Я, как и они, отношусь ко всему этому как к рабочему материалу.

***

Приобрести книгу «Легенды Якутска» можно:

В магазинах «Индустрия спецодежда» (Чайковского 14/1, ТЦ «Вавилон» и ТЦ «Нижний Бестях», павильон 36)

В магазине «Книжная лавка» ТРК «Туймаада» (2 этаж, возле эскалаторов)

В магазине музея «Россия - моя история» (Ксенофонта Уткина, 5)

Рекомендованная цена: 300 - 330 рублей